Родительское собрание «Конфликты детей и родителей» (6–10 классы)
Конфликты детей и родителей
PPT / 77.5 Кб
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Цель: Обучить родителей детей подросткового возраста техникам и приемам урегулирования конфликтов
Участники: родители детей подросткового возраста (от 6 по 10 класс)
Мультимедийное сопровождение: презентация Microsoft PowerPoint. Для удобства в конспекте родительского собрания указана очередность слайдов для предоставления информации.
(1 слайд)
Конфликты детей и родителей (2 слайд)
Мини-лекция «Ты –и Я - сообщения», автор Томас Гордон.
Ты – сообщение часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у другого чувство обиды и горечи, желание защитить свое «Я».
Я – сообщение – более эффективный способ изменения поведения другого человека в желаемую сторону. В то же время сохраняются отношения между людьми.
Ведущий знакомит родителей с моделью Я – сообщение, которая состоит из трех основных частей: (3 слайд)
событие (когда…, если…);
личная реакция (я чувствую…);
предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы…; я предпочел…; я был бы рад…).
Пример: Когда я вижу весь этот беспорядок, я сильно расстраиваюсь, я была бы рада если бы ты прибрал за собой игрушки (вещи).
Упражнение «Тренировка «Я-Ты»
Задача: Необходимо Ты-сообщения переформулировать в Я-сообщения
Ты - высказывания |
Я - высказывания |
Ну что у тебя за вид? |
Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, мне хотелось бы чтоб ты причесался (заправился). |
Ты не мог бы потише? |
Меня очень утомляет громкая музыка Когда играет громкая музыка у меня болит голова, я была бы рада если бы ты сделал ее потише. (я предпочла бы посидеть в тишине) |
Сколько раз тебе можно повторять одно и тоже? |
Я устала повторять одно и тоже несколько раз, я была бы рада если бы ты выполнял мои просьбы с первого раза. |
3. Мини – лекция «Конфликты. Способы разрешения конфликтов по Т. Гордону»
Что же такое конфликт? Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают при произношении слова «конфликт».
Когда между взрослым и ребенком возникает конфликт, мы обычно решаем его двумя способами: либо в свою пользу, подавляя желание ребенка, либо в пользу ребенка, уступая ему. В первом случае ребенок отступает, затаив обиду на взрослого. Во втором — проигрывает взрослый, испытывающий различные чувства.
Оба эти метода не лучшие хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Т. Гордон предлагает третий вариант — беспроигрышный, без победителя и побежденных. Суть метода в том, что он воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон — и взрослого, и ребенка.
Схема модели: (4 слайд)
1. Определение проблемы.
Цель — выяснить причины неприемлемого поведения (внимательно выслушать, метод активного и пассивного слушания), затем необходимо сообщить ребенку о своих потребностях и переживаниях, используя «Я-замечания». Завершение определение или формулировкой («Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?» и др).
2. Поиск возможных вариантов решения.
Цель — поиск вариантов совместно. Сначала надо перебрать все приходящие в голову варианты. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея, и ни одна из них не критикуется.
3. Обсуждение и оценка предложенных вариантов.
Цель — удовлетворить потребности и обеих сторон.
4. Выбор лучшего решения.
Цель — из предложенных идей выбрать решение. При этом нужно задавать друг другу вопросы. Принятое решение можно зафиксировать и подписать.
5. Способ выполнения решения.
Цель — понять, как выполнить решение: что надо делать, чтобы начать, кто будет нести ответственность.
6. Оценка.
Цель — выяснить эффективность способа разрешения конфликта. При этом можно спросить друг друга: «Вы довольны тем, что мы сделали?», «Исчезла проблема?» и др.
4. Упражнение «Причины конфликта»
Сейчас предлагаю разобрать ваши конфликтные ситуации в семье. Каждый на своем листочке пишет те конфликтные ситуации, которые произошли в семье. Начиная фразу со слов «ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА БЫЛО ТО, ЧТО…»
(5 слайд)
Пример: Я не отпустила ее на дискотеку.
Выслушиваем участников.
Итог: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок. Самый эффективный способ избежать конфликта это применение техники «ДА…,НО…»(6 слайд)
Пример: Да я понимаю, что тебе охота на дискотеку и там весело, но твой возраст не позволяет туда ходить, ведь на дискотеки впускают только с 18 лет. И если тебя поймают, то ответственность понесу я и штраф платить тоже мне.
Вторая техника – «МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ» ( 7 слайд)
Пример: Извини меня, но я не могу отпустить тебя – а то потом меня вызовут на комиссию. либо
Не хочу с тобой ссорится, но мне очень неприятно, когда педагоги на тебя жалуются.
Тетья техника – «ИЩЕМ КОМПРОМИСС» (8 слайд) - то решение проблемы, которое удовлетворило бы обоих.
Пример: Я не смогла тебя отпустить на дискотеку, но зато могу позволить пригласить тебе друзей к нам в гости.
ВЫВОД: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличатся взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье нужно научится предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся нужно уметь из него выйти. (9 слайд)
Потамошнева Наталья Алексеевна
Елена Михайловна Чазова
Елена Михайловна Чазова
Потамошнева Наталья Алексеевна