Родительское собрание «Конфликт и его предотвращение» (8–11 класс)
Родительское собрание
«Конфликт и его предотвращение»
Цель:
Научить способам взаимодействия в конфликтных ситуациях, возникающих между родителем и ребенком.
Задачи:
- Сформировать стремление к предупреждению конфликтов
- Научиться предотвращать конфликтные ситуации, отработать способы выхода из конфликта.
Оборудование: Чистые листы А4; Шаблоны кувшинов; карандаши, фломастеры, маркеры; Ватман с рисунком дерева с корнями.; Стикеры с липким краем 2 цветов; Карточки с ситуациями и определениями линий поведения в конфликтных ситуациях; Магниты для прикрепления на магнитную доску; Музыка спокойная, для фонового сопровождения заданий в группах.
Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга
Участники: Родители, учащиеся, психолог
Ход собрания
Психолог:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, как взаимодействовать друг с другом без конфликтов. Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию. Мы с вами сегодня поговорим о том, что же такое конфликт и можно ли его избежать. Но для начала давайте разрядим обстановку и познакомимся. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды: родители – дети.
Упражнение «Кувшин»
Оборудование: Шаблоны кувшинов, цветные карандаши, фломастеры (по числу участников).
Участникам предлагается «наполнить» кувшины, отвечая на вопросы. На выполнение задания отводится 5 минут. Затем озвучивается в паре родитель – ребенок.
Вопросы для родителей |
Вопросы для детей |
Как я называю своего ребенка дома Его увлечение Сильные стороны его характера Какой поступок моего ребенка меня удивил Что я жду от этого собрания |
Как я обращаюсь к своим родителям дома Увлечения моих родителей Сильные стороны их характера Какой поступок моих родителей меня удивил 5.Что я жду от этого собрания |
Психолог:
Где берет свое начало конфликт, и какие имеет последствия? Мы ответим на эти вопросы с помощью дерева проблем.
Упражнение «Дерево проблем»
Оборудование: Ватман с рисунком дерева с корнями. Стикеры с липким краем 2 цветов.
Участвуют 2 команды (родители, дети).
Инструкция: Команда детей должна написать на стикерах как можно больше причин, приводящих к конфликтам, а команда родителей пишут, к каким последствиям могут привести конфликты. На задание отводится 5 минут. Далее один представитель от группы выходит и размещает свои ответы на дереве: причины конфликтов прикрепляют на корнях дерева, а последствия на кроне.
Психолог:
А сейчас я предлагаю вам заняться творчеством.
Упражнение «Рисунок в паре»
Оборудование: Листы А4, маркеры, магниты (по количеству команд)
Приглашаются желающие пары родитель – ребенок.
Инструкция: Сейчас вы будете рисовать на свободную тему. Пусть каждый из вас представит небольшой сюжет, который он бы хотел нарисовать. Представили? Ваша задача в том, чтобы, не сообщая напарнику о своей задумке, держась одновременно за маркер нарисовать, на одном листе бумаги то, что вы задумали. Общаться словами при этом нельзя. На выполнение задания у вас 5 минут.
Анализ упражнения:
- Какую тактику вы использовали в ходе выполнения задания?
- Получился ли рисунок? (Если рисунок все – таки у кого – то получился, надо спросить, как им удалось договориться)
- Вы оба довольны результатом?
- Чей замысел не реализовался?
- Как вы считаете, вам удалось договориться?
Психолог: Давайте посмотрим на ваши рисунки. Сколько пар сумело договориться, а сколько пар вступило в конфликт. Ведь вы только, что участвовали в конфликтной ситуации. Сегодня мы с вами постараемся разобраться, как разрешать такие ситуации и как их не допускать.
Давайте разберемся, что же такое конфликт. Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями и мнениями, и только один путь их решения. Например: в семье один компьютер, но все члены семьи в одно и то же время хотят его занять.
Другим основанием для конфликта будет такая ситуация, в которой цели у людей разные, и приближение к цели одного отдаляет от цели другого. Например: два человека живут в одной комнате, один хочет спать, а другой слушать громкую музыку. Как только один человек достигает своей цели, то другой, моментально отдаляется от своей.
Дорогие родители, дети приготовили для вас творческий номер.
«Ток Шоу» с Андреем Салаховым
Действующие лица:
Ведущий
Мама
Дочка
Ведущий: Добрый день дорогие друзья, я рад приветствовать Вас на своем Ток – Шоу и тема нашей передачи «Ругать или не ругать, вот в чем вопрос». У нас в гостях сегодня семья, давайте, послушаем их историю.
Дочка: Здравствуйте! Мы живем вдвоем с мамой.
Мама: Вчера я попросила свою дочку развесить белье.
Дочка: В это время я смотрела по телевизору любимую передачу, поэтому сказала, что сделаю это через 20 минут, когда передача закончится. Представляете, что мне сказала мама?
Мама: Когда я говорю, чтобы что-то было сделано, то не нужно со мной перепираться, это надо сделать немедленно, и мне не важно, чем ты в это время занята!
Дочка: Я взяла таз с бельем и пошла на улицу. Когда я выходила из дома, то соседская собачонка бросилась мне под ноги, и я наступила на нее. Собака, завизжав, побежала к своей хозяйке.
Ведущий: Как на это отреагировала ваша соседка?
Дочка: Ну, она начала кричать: «Тебя, что под ноги смотреть не учили? Чуть не раздавила мою маленькую девочку». А я ей сказала, что нечего тут своих шавок распускать. Она меня обозвала хамкой и ушла.
Ведущий: Что же было дальше?
Дочка: Когда я уже почти развешала все белье, начался сильный дождь.
Мама: Тут я крикнула ей в окно, что нечего стоять, ворон считать, чтобы собирала белье, да побыстрее.
Дочка: Я, немного поворчав, собираю под дождем белье назад в таз. И что вы думаете, когда я побежала к дому я поскользнулась и упала. Когда мама это увидела, вы думаете, она меня пожалела? Не тут-то было, она меня ругала так…
Ведущий: (Обращение к аудитории) Не зря тема нашей передачи «Ругать или не ругать, вот в чем вопрос». А как думаете, вы, дорогие друзья, кто был пострадавшим в данной ситуации? Мама, у которой дочь подросток и ее надо держать в ежовых рукавицах (по ее мнению). Или же дочка с мнением и интересами, которой изначально никто не собирался считаться.
Как вы считаете, с чего начался конфликт в этой семье? (С требований матери путем ущемления прав дочери)
Сколько конфликтов мы наблюдали? (Три)
Можно ли было избежать конфликта? На каком этапе? (Да можно, если бы они сумели договориться на начальном этапе)
(Обращается к маме с дочкой) Если бы мы могли перемотать время назад, и вы снова оказались в той ситуации то, как сегодня бы развивались события в вашей семье? Каких ошибок вы не будете больше допускать? (Диалог приводит к тому, что необходимо сотрудничать и уметь договариваться).
Мама с дочкой просят прощения друг у друга и обнимаются.
Ведущий: Ну что же, давайте ответим на главный вопрос нашей передачи «Ругать или не ругать?». (Основной вывод, что нужно быть снисходительными друг к другу и уметь договариваться)
Психолог: Давайте поблагодарим наших героев.
Сейчас мы с вами познакомимся с линиями поведения в конфликте. На доску прикрепляются карточки с определениями.
Уклонение – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не реализовываются.
Уступка – если интересы другого человека для меня на первом месте, а на свои интересы мне «наплевать».
Подавление – это когда мои интересы важнее чужих, чаще всего я их в расчет вообще не беру. (Однако такая линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму)
Компромисс - это когда каждый участник конфликта ущемляет свои интересы, для того чтобы что – то получить. (Это взаимоуступка).
Сотрудничество – когда интересы каждого участника конфликта учитываются по максимуму.
Давайте подумаем, какая линия поведения во время конфликта наиболее эффективна. (На доску прикрепляются карточки с определениями).
Например: 1) Если назревает конфликт с нетрезвым человеком, то наиболее эффективной линией поведения будет… (уклонение).
2) Ваш друг опоздал на встречу по уважительной причине (например, из-за транспорта или застрял лифт), то в такой ситуации со стороны опоздавшего допустима линия поведения… (подавление).
3) Вы с подругой пошли гулять и на общие деньги вы решили купить мороженое, она выбирает мороженое, которое вы совсем не любите, но чтобы не портить отношения с подругой вы промолчите, какая линия поведения здесь проявилась? (уступка)
4) Дочь поздно вернулась домой, мама требует, чтобы она возвращалась домой не позднее 21.00. Дочь – подросток предлагает компромисс – взаимоуступку: с понедельника по пятницу она приходит домой в 21.00, но в выходные мама разрешает ей возвращаться в 23.00 часа.
5) Все та же ситуация с подростком, который поздно вернулся домой. Каждый участник конфликта объясняет, почему для него важно поступать в данной ситуации именно так: для подростка - это чувство самостоятельности или забывчивость; для родителя – тревога за жизнь ребенка. Далее обе стороны договариваются, что в течение рабочей недели сын будет возвращаться в 21.00, а в выходные в 23.00, но начиная с 19.00 один раз в час, он будет сам звонить родителям для их спокойствия, родители же не должны звонить подростку, а так же кричать и делать замечания. Какую линию поведения мы наблюдаем в этой ситуации? (Сотрудничество)
Психолог:
Главная цель нашего собрания - это научиться разрешать и предотвращать конфликты. Сейчас я предлагаю вам обыграть несколько конфликтных ситуаций. Приглашаются желающие 4 пары родитель – ребенок.
Ситуация 1
Вам позвонила подруга и сказала, что примерно через час заедет к вам в гости. Вы начинаете собирать на стол: но явно не успеваете сходить в магазин за продуктами. Обращаетесь к своему ребенку - подростку с просьбой. В ответ — слышите, что он не собирается снова одеваться и идти за покупками, так как недавно пришел из школы и хочет спать.
Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2
Тебе много задали домашнего задания на завтра и еще необходимо сделать доклад по биологии, но родители не хотят оставлять тебя одного дома и настаивают на том, чтобы ты ехал с ними к бабушке и готовил уроки у нее. Никакие доводы не помогают. Родители не хотят оставлять тебя дома одного.
Как решить подобную ситуацию?
Ситуация 3
Вы возвращаетесь домой после родительского собрания, на котором вы узнали о плохой успеваемости сына. Вы в ярости и требуете объяснений, снова говорите о том, что он никуда не поступит с такими результатами. А он спокойно и невозмутимо говорит о том, что тогда пойдет в армию, ну или работать.
Как поступить в такой ситуации?
Ситуация 4
После дня рождения вашего ребенка, вы, подсчитав подаренные деньги, сообщаете ему, что на них купите ему зимнюю куртку. Услышав это, ваш ребенок начинает кричать, плакать, так как у него были свои планы на подаренные деньги, он собирался с друзьями сходить на концерт любимой рок – группы. Вы совсем не одобряете выбор вашего ребенка и категорически ему об этом заявляете.
Как разрешить этот конфликт?
Психолог:
Ну, вот мы с вами обсудили линии поведения при конфликтных ситуациях, просмотрели на практике как решать конфликты. И назрел такой вопрос: как вы считаете конфликт – это плохо или хорошо?
Я предлагаю каждой из команд и родителям и детям найти свои плюсы и минусы конфликтов, а потом нам их озвучить.
Минусы:
Конфликт
- часто связан с насильственными методами
- может способствовать подавленности, негативному настроению.
- может способствовать развитию комплексов
- может привести к прекращению общения с человеком, с которым был конфликт
Плюсы:
Конфликт
- Это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем те недоговоренности, обиды, противоречия, которые к нему привели.
- помогает снять эмоциональное напряжение, получить психологическую разгрузку.
- объединяет, сплачивает людей, перед лицом внешней угрозы
- способствует самоутверждению личности
- во время конфликта «снимаются маски», каждый человек раскрывает себя во время конфликта, и можно узнать «кто есть кто»
Психолог:
Все плюсы конфликта, которые мы с вами назвали, могут возникнуть только тогда, когда конфликт разрешен.
(Рефлексия)А сейчас, я предлагаю вам снова обратиться к вашим кувшинам и проверить, оправдались ли ваши ожидания от этого собрания.
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он возникает. Любой конфликт – это маленькая война, которая может иметь и затяжной характер. А любая война несет разрушение. Но если уже конфликт разыгрался, надо суметь найти из него выход. Ведь человек становится мудрее после разрешения конфликта. Закончить наше собрание я бы хотела с помощью китайской пословицы «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте как можно чаще будем вспоминать эти мудрые слова. Желаю удачи вам в предупреждении конфликтов в вашей жизни! Спасибо всем за работу!
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачева Александра Анатольевна
Бурых Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачева Александра Анатольевна