12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Березина Любовь Борисовна24
Россия, Кировская обл., Вятские Поляны
0

Родительское собрание в 10 классе на тему: «Роль семьи в профессиональном определении подростков»

Родительское собрание в 10 классе на тему:

«Роль семьи в профессиональном определении подростков»

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении подростков.

Задачи:

изучить особенности профессионального самоопределения подростков;

развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения подростков;

побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма: лекция.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о профессиональном определении наших детей, о трудностях в выборе профессии, об ошибках, подстерегающих вас и ваших детей на этом пути. Может быть для кого-то этот материал будет не новым, но я надеюсь, что пословица «Повторение – мать учения» будет здесь весьма кстати.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: “Как выбирать профессию?” но и “Когда выбирать профессию?”

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя.

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своего ребенка. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями.

А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, именно это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

Знания родителями интересов и потребностей ребенка;

Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

Общаться с детьми нестандартно, естественно;

Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

Умение требовать, поощрять и наказывать.

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?” и как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

1 группа - недостаточная информированность о профессиях.

По результатам опроса психологов ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая. Диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся, зачастую очень узок: учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий, а в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч.

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Например, хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

В настоящее время, уважаемые родители, неоценимую помощь вам окажет интернет! Найдите и вместе с сыном или дочерью информацию о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой,

Профе́ссиогра́мма — это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества и так далее.

Структура профессиограммы:

содержание деятельности;

условия деятельности;

квалификационные требования;

средства деятельности;

требования к профессионально важным качествам;

профессиональное образование;

медицинские противопоказания;

карьерный рост.​​​​​​​

Так же узнайте вместе с ребенком о перспективах трудоустройства и профессионального роста, если есть возможность, то поговорите с человеком этой профессией, в дальнейшем посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

Сложности с трудоустройством;

Длительное время профессиональной подготовки;

Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);

Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

При подготовке данного собрания, я нашла сайт с множеством презентаций о профессиях. Ссылку рекомендую вам и ребятам.

http://www.myshared.ru/slide/download/

Набираете в поисковом окне, например, профессия экономист или продавец, или какая-либо другая, и вам выходят презентации по этой теме.

2 группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить свои способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит их переоценка. Это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе.

Недооценка приводит к тому, что вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

Разобраться в себе, своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей.

Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения “болячки”. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

При подготовке данного собрания, я провела диагностику интересов и склонностей наших детей. К сожалению, не все ребята приняли в ней участие. И это настораживает. Или они уже очень хорошо себя изучили, или до сих пор не понимают необходимости оценки своих способностей.

Обобщив результаты, можем сказать, что наши дети в большинстве своем направляют свои интересы в сферы литературы, искусства, педагогики, медицины, предпринимательства и домоводства. С личным результатом диагностики вы можете ознакомиться у своего ребенка.

В следующем месяце мы с психологом планируем дать ребятам очередную информацию для изучения своих склонностей и интересов по теме: «Изучение профессиональных возможностей по военно-спортивному профилю». Думаю, что она их заинтересует.

А мы продолжаем разбираться в ошибках при выборе профессии.

3 группа ошибок - это незнание самих правил выбора профессий.

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения. На это тоже необходимо обратить особое внимание!

ИТАК, мы рассмотрели самые распространенные ошибки при выборе профессии. Зная их, вы убережете своего ребенка от многих случайностей.

Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

На первых этапах самоопределения ребенок нуждается в психологической поддержке. Если есть необходимость, то можно обраться к специалисту – психологу.

Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей:

- те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения,

- и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией.

Профконсультант-психолог поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

При каких обстоятельствах обращаться? Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

Профессии, который ребенок наметил для себя, как желанные, мало согласуются друг с другом;

Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;

Ребенок не редко принимает решения под влиянием своих друзей.

Уважаемые родители, задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций.

И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает.

Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Вот о чем я хотела сегодня вам рассказать. Самые необходимые, на мой взгляд, тезисы нашего собрания я перешлю вам в нашу группу. Надеюсь, что они вам пригодятся на трудном пути поиска профессии наших детей.

У кого есть вопросы? (беседа по вопросам)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.