Родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании профессиональных планов у подростков» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г.Орла
Методическая разработка
«Роль семьи и школы в формировании профессиональных планов у подростков».
Коробецкая Л. А.,
классный руководитель 9 «Г» (АООП) класса
2019
Пояснительная записка
Воспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье.
Семейное воспитание в процессе становления личности играет наиважнейшую роль. Никто лучше семьи не может развить в ребенке те качества, которые будут необходимы ему в самостоятельной взрослой жизни.
Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.
Семья - это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества семьи и школы. Являясь классным руководителем в 9 «Г» (АООП) классе, столкнулась с проблемой того, что учащиеся не могут оценить свои способности и ответить для себя на вопросы – что у меня лучше получается, к чему я стремлюсь? Также меня заинтересовала ещё одна сторона вопроса – как семья влияет на выбор профессии детьми?
Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать проблемы самоопределения еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах.
Поэтому, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, организую индивидуальные и групповые профориентационные беседы, тренинги, дискуссии, часы общения, помогаю проектировать индивидуальную образовательную траекторию и анализировать собственные достижения, оказываю помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения, провожу родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Подобные родительские собрания в форме круглого стола полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.
В законе Российской Федерации «Об образовании», в статье 14. говорится, что содержание образования должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении подростков.
Задачи:
изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье
Профориентационная работа служит естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
В результате данной работы формируется личность:
стремящаяся к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию, самореализации
способная к сотрудничеству
понимающая сущность и социальную значимость будущей профессии
Данный материал может быть полезен для родителей и выпускников 9, 11 классов при определении профессиональной направленности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
Родительское собрание
Человек и профессия
Л.А.Коробецкая.,
классный руководитель 9 «Г» (АООП) класса
Орел 2019
Цель: способствовать формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Задачи: 1. Ознакомить родителей с индивидуально-психологическими особенностями личности детей, с правилами выбора профессии детьми, объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. 2. Способствовать подготовке учащихся к осознанному планированию жизненной и профессиональной перспективы. 3. Способствовать формированию ответственного выбора будущей профессии.
Форма проведения: круглый стол с участием школьного психолога, детей и их родителей.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Роль учителя: предварительно проводит диагностику учащихся для подготовки мероприятия (Методика определения ценностных ориентаций в профессии, методика «Мои стремления». Приложение 1,2).
Роли и поручения детям: учащиеся индивидуально готовят краткое описание профессий (Елизавета Б. – кондитер, Михаил Б. – инженер, Дарья В. – портной, Вячеслав Г.– маляр, Виктор И. – машинист, Руслан К. – слесарь, Влада К. – провизор, Денис Н. – инспектор ГИБДД, Артём П.– водитель автомобиля, Иван С. – радиомеханик, Геннадий С. – автослесарь (Приложение 3) .
Оборудование: яблоко, карточки с описанием профессий.
Оформление помещения: столы и стулья расположены традиционно.
Сценарий родительского собрания
Классный руководитель. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. выбрать профессию, свой жизненный путь. Исходя из того, что говорит нам наука о наших возможностях, можно сделать вывод, что каждый человек может в принципе овладеть любым делом, любой профессией. Главное найти свою главную струну, соответствующую и склонностям и индивидуальности. В этом случае человек может основать наилучшую пару «человек-дело». Задача родителей и школы состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска. И начнем мы разговор о профессиях несколько необычно (берет в свои руки яблоко) – с обращения к яблоку. Игра «Обращение к яблоку». Ребята по очереди берут карточки и от имени написанной профессии обращаются к яблоку. Родители должны догадаться, о какой профессии идет речь, а школьный психолог выбирает наиболее точное обращение к предмету.
Елизавета Б.: готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов, приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию.
Родители: кондитер
Михаил Б.: принимает участие в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет.
Родители: инженер
Дарья В.: изготавливает по индивидуальным заказам швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения, производит переделку изделий, участвует в запуске новых моделей в производство.
Родители: портной
Вячеслав Г.: работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои.
Родители: маляр
Виктор И.: основная задача - безаварийное вождение поездов метрополитена, выполнение графика движения поездов и других норм эксплуатационной работы.
Родители: машинист электропоезда
Руслан К.: выполняет обработку металлов резанием вручную с помощью слесарного инструмента, сборку, регулировку, подналадку узлов различных машин и механизмов.
Родители: слесарь
Влада К.: осуществляет заготовку лекарственного растительного сырья и готовит лекарственные препараты по экстемпоральной рецептуре.
Родители: провизор
Денис Н.: регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Родители: инспектор ГИБДД
Артём П.: управляет транспортными средствами, различного назначения, перевозит грузы и людей, перед выездом из гаража проверяет исправность механизмов машины.
Родители: водитель автомобиля
Иван С.: ремонтирует и производит техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры.
Родители: радиомеханик
Геннадий С.: Выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобилей.
Родители: автомеханик
Классный руководитель. В мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий. Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, в нем необходим совет психолога.
Выступление психолога. Психолог обращается к родителям: «Уважаемые родители, среди Вас есть те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей, и те, кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка». Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению растений и сохранению болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий. В выборе профессии необходимо учесть следующие правила.
Правила выбора профессии
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
2.С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
4 .Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профессиональную консультацию.
6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
8. Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Выступление психолога. Необходимо помнить, что выбор профессии - это оптимальное решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. В выборе профессии должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности. «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности). «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д. Первое, что надо решить - какой путь избрать после 9 класса: продолжить образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: - социальный заказ, положение на рынке труда; - уровень материального обеспечения семьи; - возможности получения помощи в обучении; - условия оплаты труда в данной сфере; - местная инфраструктура профессионального образования. Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»): - интересы, склонности; - успехи в учёбе и потенциальные способности; - свои сильные и слабые стороны; - состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Классный руководитель. Можно сделать вывод, что сознательный выбор профессии (специальности) основывается: - на знаниях о мире профессий; - знаниях о выбираемой конкретной профессии; - изучении своих интересов; - изучении своих способностей; - знании своих сильных и слабых качеств; - состоянии своего здоровья; - учёте материальных условий семьи; - учёте ситуации на рынке труда. Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению. Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. В заключение нашего разговора я хочу привести слова поэта Дугласа Меллона.
«Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине,
Но только самым лучшим деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере.
Если мы не можем быть капитанами,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни,
Только найди своей дело.
Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узкой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!
Подведение итогов. Классный руководитель раздаёт родителям памятки (Приложение 4).
Литература 1. Н.И. Дереклеева. Организация родительских собраний в 1-11 классах, М., 2000
2.Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. «Вако», М., 2002
3.Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Народное образование №6, 2007
4.Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 2. Творческий Центр, М., 2002
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 1990.
6. Новикова С. Пора самоопределения, или психолого-педагогическая поддержка профильного обучения. Директор школы №2, 2007
7. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.:ТЦ «Сфера», 2005
8.В.И.Петрушин. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. Центр «Педагогический поиск» М., 2000
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М,: 2002
Приложение 1
Методика определения ценностных ориентаций в профессии
Цель: определить тип ценностной ориентации личности в будущей профессии.
Инструкция: «Ниже представлен ряд суждений о профессии. Выберите из них наиболее соответствующие Вашим взглядам (не более двух), и обведите их номера кружками».
Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:
1.В наибольшей степени реализовывать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.
3. Работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
4. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.
5. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.
6. Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Методика определения ценностных ориентаций в профессии
(обработка данных)
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:
Ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности(1 и 5);
Ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности(2 и 4);
Ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности(3 и 6).
Тип ценностной ориентации определялся по выбору вариантов ответов.
Непротиворечивый профессиональный тип характеризует человека с четкой профессиональной доминантой.
К таким людям в классе относятся учащиеся, которые выбрали следующие сочетания: 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 6, 2 и 4, 2 и 5. 5 и 4, либо выбрали только одну ценность – 1,2,4,5.
Противоречивый тип характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им вне профессиональные ориентации.
Этому типу соответствуют учащиеся, указавшие следующие сочетания вариантов выбора: 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.
Непротиворечивый профессиональный тип характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют учащиеся, выбравшие варианты 3,6 или их сочетание.
Приложение 2
Методика «Мои стремления»
Цель: определить выраженность отдельных стремлений личности.
Инструкция: «Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале выраженность у вас следующих стремлений»:
- стремление развивать волю, управлять своими желаниями и эмоциями;
- стремление укреплять свой организм, здоровье;
- стремление развивать свои физические качества (силу, ловкость), поддерживать физическую форму;
- стремление стать добрее, справедливее, внимательнее к людям;
- стремление иметь привлекательный внешний вид, ухаживать за собой;
- стремление к успехам в учебе;
- стремление быть хорошим другом;
- стремление быть уважаемым, значимым среди сверстников.
Методика «Мои стремления»
(обработка данных)
Степень выраженности стремлений оценивается по пятибалльной шкале на основе следующих значений:
1 – очень низкая
2 – низкая
3 – средняя
4 – высокая
5 – очень высокая
Приложение 3
Карточки с описанием профессий
Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов, приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию (кондитер).
Принимает участие в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет (инженер).
Изготавливает по индивидуальным заказам швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения, производит переделку изделий, участвует в запуске новых моделей в производство (портной).
Работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои (маляр).
Основная задача - безаварийное вождение поездов метрополитена, выполнение графика движения поездов и других норм эксплуатационной работы (машинист электропоезда).
Выполняет обработку металлов резанием вручную с помощью слесарного инструмента, сборку, регулировку, подналадку узлов различных машин и механизмов (слесарь).
Осуществляет заготовку лекарственного растительного сырья и готовит лекарственные препараты по экстемпоральной рецептуре (провизор).
Регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий (инспектор ГИБДД).
Управляет транспортными средствами, различного назначения, перевозит грузы и людей, перед выездом из гаража проверяет исправность механизмов машины (водитель автомобиля).
Ремонтирует и производит техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры (радиомеханик).
Выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобилей (автомеханик).
Приложение 4
Памятка ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые папы и мамы! Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы. Выбор учебного заведения и специальности во многом определит его дальнейший жизненный путь. РЕКОМЕНДАЦИИ по выбору профессии |
• Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
• Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
• Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
• Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
• Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
• Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
• Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
• Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вашего ребенка вид деятельности.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
• Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей
В выборе профессии родители – самые надежные и верные помощники!