Контрольная работа «Духовно нравственное воспитание ребенка в семье»

0
0
Материал опубликован 31 October 2017

 Министерство образования и науки РФ

Кафедра педагогики

Тема: «Духовно – нравственное воспитание ребенка в семье»

Контрольная работа по дисциплине

«семья как социокультурная среда развития ребенка».

направление «Педагогическое образование»

профиль Дошкольное образование

Калуга, 2017


 


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы духовно - нравственного воспитания в семье детей дошкольного возраста………………………………………..6

1.1 Проблема духовно - нравственного воспитания ребенка в семье в педагогической литературе……………………………………………………………..6

1.2 Характеристика процесса духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в семье………………………………………………….10

1.3 Специфика духовно - нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста……………..………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………...………………………24

 Введение

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России..

Так в Общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В истории отечественной педагогики этим задачам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, - писал Л.Н. Толстой, - главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель -воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Изучению влияния различных факторов на нравственное воспитание личности посвящены труды отечественных ученых педагогов, психологов. В разработку теории нравственного воспитания большой вклад внесли работы российских этиков С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. Н. Маслина, Н. В. Рыбакова, К. А. Шварцмана, А. Ф. Шишкина, и др., а также зарубежных авторов Г. Бека, В. Драмалиева, В. Момова, А. Г. Харчева, Я. Энгста и др. Психологические аспекты нравственного воспитания рассмотрены в работах А. С. Арсеньева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Э. Ш. Натанзона, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др., а также у зарубежных авторов К. Гиллиган, Л. Кольберга, Ж. Пиаже и др. Теоретические основы нравственного воспитания представлены в работах Ш. А. Амонашвили, М. Н. Аплетаева, Л. А. Высотиной, Т. Е. Конниковой, И. С. Марьенко, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Ю. Е. Риверса, Л. И. Рувинского, И. Ф. Свадковского, Е. В. Субботского, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова, П. Н. Шимбириева, Г. И. Щукиной, Н. Е. Щурковой и др. Теория деятельности как основа нравственного воспитания, изложена в работах А. Л. Леонтьева, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. С. Кагана и др..

Цель работы: проанализировать роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Задачи:

- проанализировать проблему духовно нравственного воспитания в педагогической литературе;

- охарактеризовать процесс духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

- рассмотреть специфику духовно нравственного воспитания в различных типах семей с детьми дошкольного возраста;

 Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного духовно воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста

1.1 Проблема духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье в педагогической литературе

Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так -питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…Какова же истинная цель воспитания?

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети.… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Социальные, общественные, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто были диаметрально противоположными. В. Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и необходимость» отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целым рядом представителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье…), да и сейчас ещё существует такое мнение». В нашей стране, во всяком случае, взгляды на семейное воспитание долгое время были неоднозначными. Основы нравственности, утверждали Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев, другие педагоги, закладывались в семейном воспитании. Воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке.

Принципиально по-иному решался вопрос после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

В эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания… Необходимо, утверждала эта группа педагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений…

Но, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях - школах-коммунах, детских городках и т.п.

В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простого легкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.

В 60-х годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать - величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. Заслуга В.А Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.

Основные функции современной семьи

Таким образом, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других приводит к формированию исторических типов семьи, качественно различающихся по ценностным ориентациям.

С. Голод выделяет следующие типы семей:

- «патриархальную» (или «традиционную»);

- «детоцентристскую» (или «современную»);

- «супружескую» (или «пост-современную»).

Характеристика этих типов и сочетаний с анализом «тактик семейного воспитания» имеет существенное значение для анализируемой проблемы.

Патриархальная форма семейных отношений рассматривается как наиболее архаичная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей.

С середины 19 века в Европе начинает формироваться другой тип семьи -детоцентристский, для которого характерно возвышение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.

Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем, рождение одного - двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.

С середины 70-х годов формируется новый тип семей -«супружеский». В браке такого типа отношения определяются не родством и родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители отказываются в полной мере подчинять собственные интересы интересам детей.

Возрастает личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое нравственными принципами и поддерживаемое общностью внутрисемейных ценностей. Отсюда неформальный характер связи и «симметричность прав и обязанностей партнёров». Эта особенность современной семьи проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения каждого выходит за рамки супружества.

Основные ценности такой семьи формируются во взаимодействии мужу и жены и становятся реальной базой отношений «родители - дети».

Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи[4].

 1.2 Характеристика процесса духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в семье

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений[5].

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе анализа детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

- реальное взаимодействие родителя с ребёнком;

- отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

- отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

1. Особенности личности родителей и форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

4. Диапазон средств воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребёнка в жизнедеятельность семьи.

6. Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.

В своём многолетнем исследовании М.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребёнка

Группа семей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского отношения

Благоприятные

Понимающие

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребёнке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребёнка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряжённостью и носят синусоидальный характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.

Отстранённые

Родительская позиция крайне регидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватны.

Таким образом, главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль».

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья - санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате -чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья - крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и к повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД - это «поведение родителей по отношению к ребёнку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы»[7].

Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребёнком дошкольного образовательного учреждения и становятся предметом внимания педагогов и психологов.

 1.3 Специфика духовно - нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста

Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него.

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность[13].

По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность -это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.

Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.

Мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль -это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.

Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность -нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Очевидно, что морально-этические качества личности -это первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в младшем возрасте[10].

Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее, основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.

Первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.

Заслуживают внимания идеи и другого русского общественного деятеля и педагога -А.Г. Ободовского, посвятившего себя подготовке наставниц в Санкт-Петербургском воспитательном доме. «Для человека нет высшей цели, кроме нравственности. Всякая человеческая сила, или совершенство, имеет истинное достоинство только под тем условием, что споспешествует или служит оной. Следовательно, высшее правило всякого воспитания состоит в том, чтоб все силы человека развить и образовать так, чтобы он через то совершеннейшим образом мог достигнуть своего конечного назначения, т.е. сделаться существом в полном смысле нравственным».

О значении и содержании нравственного воспитания говорил в своей книге «Мысли о воспитании» детский писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев. Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ нравственного воспитания.

Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.

Основным принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности. «Основания воспитания и цель его, а следовательно и его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому». Понимая, что цивилизация не лучшим образом воздействует на нравственное состояние общества, главный выход из этого положения Ушинский видел в просвещении. Особую роль Ушинский придавал христианской религии, считая её роль ведущей в нравственном воспитании.

Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и в зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения -той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели -люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае - за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

В последнее время ведутся споры о степени активности образовательных учреждений в инициировании процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения семьи в этом вопросе. Среди специалистов органов управления образования и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что образовательные учреждения не должны нести ответственность за духовно-нравственное воспитание детей, что это воспитание целиком является прерогативой семьи. Очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «ранености» современной семьи… Отечественная школа признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда поддерживала семью и помогала ей в решении воспитательных задач.

Содержание же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-

нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[4].

В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях:

Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель -умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.

Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель -воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские -семейное, общественное и государственное -устройства сложились под влиянием православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы над программой педагоги познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей[7].

Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы разработаны педагогами для детей и родителей. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи и детства.

За последние годы в различных регионах России (в Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания и заключается в следующем.

- Единство семьи на основе жертвенности и любви.

- Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.

- Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

- Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.

- Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.

- Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.

- Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.

- Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.

- Участие в благотворительных программах общества.

Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия -преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).

Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)[7].

В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.

Заключение

Таким образом, от отношения к ребёнку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определённого типа поведения человека в течение жизни.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию.

Список используемой литературы

Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно- нравственного развития современного ребенка в образовании [Текст] / Сборник матер. первой межд. н-п. конф. (27-28окт. 2011 г., Москва). - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - С. 151-167.

Балаян Л. П. Облик нового воспитания [Текст] / Л. П. Балаян // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 869-871.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. [Текст] / Е.В. Бондаревская. - М.: Педагогика, 1995. - 34 с.

Вострухина Т.Н. Методическое сопровождение процесса воспитания толерантных отношений у участников педагогического взаимодействия (в условиях дошкольного учреждения): [Текст] / Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2011. - 26 с.

Гущина Н.А. Аксиологические основы Отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя [Текст] / Н.А. Гущина // Автореферат. канд.пед.н. / Н.А. ГущинаКалуга, 2004. – 188 с.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.23 с.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennykh-tsennostnykh-orientatsii-u-doshkolnikov#ixzz4Wkl6FrEb

Спебер О. И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития // СИСП. 2015. №10 (54). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Перспектива, 2014. - 32 с.

Федеральный закон от 26 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.