12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безноскова Анна Валерьевна499
Россия, Тюменская обл., Тюмень
0

Родительское собрание "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

- Добрый вечер, уважаемые родители!

- Определить тему родительского собрания помогут фразы. Внимательно послушайте их и определите, о чём идёт речь.

-Нельзя бегать на переменах.

-Это правила школы.

-Это безопасность на уроке и в школе.

-Чаще всего её не любят мальчики.

- Она есть на уроках, а на переменах нет.

- Если ёё не будет на уроке, ученики ничего не поймут.

-Я её соблюдаю.

- Догадались, о чём пойдёт речь на собрании? Правильно, о дисциплине.

- Давайте составим вопросы, на которые нам нужно будет ответить. В этом нам поможет «Ромашка вопросов», которой мы пользуемся на уроках окружающего мира.

Что? Такое

Зачем? Нужна

ДИСЦИПЛИНА

Почему? Нарушают

Как? Добиться

Предложить родителям назвать ассоциации, которые возникают у них в связи со словом «дисциплина». Родители называют ассоциации, а учитель записывает их в столбик на доске.

-Что же такое дисциплина? ( Выслушать мнение родителей.)

- В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества».

Что включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.



Учитель предлагает родителям поразмышлять над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает, и высказать своё мнение.

В центре слайда слово «дисциплина». Начинается коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого на доске вокруг понятия «дисциплина» появляются ключевые слова.

В результате получается кластер:

t1665910525aa.gif

1. Любовь близких



t1665910525ab.gif

2. Поощрения




t1665910525ac.gif

3. Наказание

t1665910525ad.gif





Любовь близких

Выделение этого понятия связано с тем, что:

1.1.Родители обеспечивают ребёнку возможность учиться.

1.2. Обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына и дочери, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.

1.3. Родительский пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.

1.4 Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения на улице, дома, в общественных местах и т.д.

1.5. Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчётливые представления, что такое хорошо и что такое плохо.

1.6. При помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах.

Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребёнок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым, отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.

Анализ анкеты.


Поощрения

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызывать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил высокон6равственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок….

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.

Анализ анкеты.


Наказания

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения норм нравственности. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это всё оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.


Просьбы

Учитель спрашивает у родителей о том, как взрослый должен правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. Совместно составляются следующие правила:

1.Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон.

2. Старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.

3. Обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения.

4. Не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите.

5. Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Очень часто причиной «плохого» поведения детей бывает потребность в особом внимании взрослых. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих, не хотим чувствовать себя «пустым местом», хотим проявить себя и свои способности.
Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание к себе, и никогда не удовлетворены тем вниманием, что получают. Им нужно всё больше и больше. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.
- Как вы думаете, в чём причина такого поведения?
Происхождение этого мотива нужно искать в детстве. Ребёнок заплакал, родители бегут к нему, оказывают повышенное внимание, ребёнок разбил вазу – получил, пусть отрицательное, но внимание. Разные уловки для привлечения внимания переходят в укоренившуюся привычку. Вы замечали такую ситуацию, вы разговариваете по телефону, и ребёнок начинают вам мешать? Возможная причина такого поведения - недостаток внимания. В дальнейшем такое поведение, как привлечение внимания, ребёнок переносит в школу.
Потребность во внимании – базовая психологическая потребность, как вода и питьё (сточки зрения физиологии). Мы учим детей просить есть, как же вести себя детям, которые психологически голодны? Часы у телевизора, компьютера, формальные вопросы родителей «Что получил, что задали на дом, ты ел?», узкий круг общения, эмоциональная холодность родителей… одиночество и проблем в школе не избежать. Чем меньше внимания ребёнку уделяют дома, тем больше внимания ребёнок требует в школе.
Дети, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.
В школе и дома эти дети используют самые разнообразные способы для привлечения внимания: «липнут» к вам, лезут в глаза, всё время задают вопросы, о чём-то рассказывают, спрашивают и переспрашивают, подзывают, просят помощи. Мотив привлечение внимания может проявляться как в активной, так и пассивной форме.
В активной форме: дети на уроках стучат карандашом по парте, вертятся и разговаривают, качаются на стуле, кидают записки, соскакивают с места, просятся в туалет, корчат рожи за спиной учителя, могут громко реагировать на слова учителя, постоянно подзывают учителя и просят помощи, как только получат самостоятельное задание. Эти дети могут намеренно опаздывать на уроки и специально не класть школьные принадлежности, могут сделать вид, что что-то забыли дома, а потом случайным образом находить это в портфеле, делая все эти действия демонстративно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. В пассивной форме мотив привлечение внимания выглядит немного иначе, дети не «заводят» весь класс, не отказываются выполнять требования, но делают задания в темпе, который можно назвать «в час по чайной ложке», намеренно медленно, при этом вы знаете, что вне урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.
Плохое поведение, продиктованное привлечением внимания, не может остаться не замеченным. Мы выходим из себя, раздражаемся, делаем замечания, выговоры, угрозы, в ответ на это дети временно прекращают свою выходку, до следующего подходящего момента. Сильные стороны поведения направленного на привлечение внимания: дети нуждаются во взаимоотношениях со взрослым, они хотят взаимодействовать, но не знают как общаться в позитивной манере.


Меры экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения внимания.
Уделяйте больше внимания хорошему поведению, нежели плохому.
Минимизируйте внимание:
- игнорируйте плохое поведение (иногда можно просто не обращать внимания на действия ребёнка (например, ребёнок цокает языком), проигнорировать, тогда цель - привлечение внимания не будет достигнута);
- используйте контакт глазами, (пристально посмотрите на него);
- пошлите ему какой-либо знак, что вы заметили его (кивните, погрозите пальцем, покачайте головой);
- используйте «Я – высказывание»;
- «Я – высказывание состоит из 4 частей (описания плохого поведения, описания ваших чувств, эффекта плохого поведения, просьбы).
Например, «Когда ты качаешься на стуле, меня это раздражает и беспокоит, ведь ты можешь упасть, пожалуйста, перестань!».
Делайте неожиданности: измените голос, говорите тихо, выключите свет, издайте музыкальный звук.
Отвлеките ребёнка, попросите об одолжении, измените деятельность.

Рефлексия

Объяснить родителям как правильно составить синквэйн по теме «Дисциплина». Самостоятельно выполняют задание. По желанию несколько родителей зачитывают составленные синквэйны.

Правила составления синквейна

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из 4 слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, эмоциональное отношение к теме).


Дисциплина

главная нужная

выполнять знать уметь

Дисциплина важна в школе.

Поведение.



Дисциплина

нужное познавательное

воспитывать разговаривать уделять

Уделять больше внимания ребёнку.

Воспитание.

Дисциплина

хорошая спокойная

сидеть слушать писать

Урок должен быть спокойным.

Порядок.



Благодарю за плодотворное сотрудничество!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.