Родительское собрание " Все начинается с семьи"

1
0
Материал опубликован 6 December 2024

Автор родительского собрания : Конькова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №6»

г. Лысьва Пермский край


Родительское собрание

Тема: « Все начинается с семьи »


Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях

Задачи:

1.Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;

2.Показать важную роль ценностей в каждой семье;

3.Осознание ценностной основы семьи

4.Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

Участники: классный руководитель, родители

Оборудование:

Проектор, мультимедийная презентация.

Подбор песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Семейный альбом», «Погода в доме», «Мама, милая мама»)

Необходимое оборудование для демонстрации притчи (кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода)

Для работы в группах: ручки, листы бумаги, клей.

Ход собрания

1. Наш разговор начнём сегодня небольшой притчи, которая называется «Кувшин»

«Знаменитый профессор из известного китайского университета сидел перед группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он взял камень и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

Профессор ничего не сказал и набрал полную горсть гальки и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

Профессор ничего не сказал. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не. Около него стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше.

Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать?

(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения родителей)

Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?

Конечно, всем было очень интересно.

«Вот ответ на Ваш вопрос, Большие камни – это самые важные вещи в жизни человека: семья, любимый человек или дети, здоровье, духовное развитие или мудрость – словом, если вы потеряете все, кроме этого, ваша жизнь останется полной».

«Маленькие камешки, - это вещи, которые тоже важные для вас. Может быть это материальные блага, например деньги, дом, одежда или работа. А песок, - сказал он, просыпая его сквозь пальцы, - это все остальное: мелочи, которые на самом деле не имеют значения». 


Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней. То же самое относится и к жизни. Если тратить все свое время и энергию на мелкие и несущественные дела, не останется места для самого необходимого и по-настоящему важного, для вашего успеха. В первую очередь позаботьтесь о  больших камнях – о том, что действительно важно. Расставьте приоритеты. Все остальное – просто песок».

Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем очень значимую тему, где приоритеты играют очень важную роль.


Предлагается найти ассоциации к слову «СЕМЬЯ»

(работа в группах)


Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?


Указ Президента Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.


2. Работа с определением понятия «ценности»

. (Идет работа в группах)

Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в словаре Ожегова

- Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать (внимание на слайд)

- Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности


- Они тоже бывают самыми разнообразными 

Игра «Солнце»

Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья это собирательный элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран…

(Появляются определения терминов – задача родителей, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Слова красным шрифтом, появляются только после того, как группой был найден соответствующий термин

После того, как солнышко построено делается вывод

Семейные ценности:

Ценность родительства

Ценность родства

Ценность супружества

Ценность здоровья

Ценность обычаев и традиций

Ценность взаимоотношений

Ценность взглядов

Результаты опроса уч-ся по теме: «Что такое семья и каковы ее ценности»

Семья – это…

Самые близкие люди, которые могут помочь.

Самое главное.

Где все друг за друга.

Без чего нельзя прожить.

Защита и любовь.


Где дети и родители счастливы.

Люди, которые мне дороги.

Где каждому спокойно, уютно и человек чувствует себя нужным, любимым.

Дар от бога, даётся 1 раз в жизни.

(11 кл)

Люди, у которых общее жильё и дети

Главное в жизни, святое.


Что такое семейное счастье?

Когда все вместе

Любовь, понимание, дружба, забота, помощь, уважение, уют, тепло, согласие.

Когда люди вместе рады жить и не могут друг без друга


Когда тебя любят, уважают, ценят

Когда родители рядом, когда они любят друг друга

Когда никто не ругается


Здоровье, дети

Деньги, дом, уважение, взаимопонимание и доброта


От кого зависит обстановка в семье?

От родителей.

От меня и родителей.

От характера и поведения самого себя и родителей.

От любви друг к другу.


Семейные ценности

Доверие

Взаимопонимание

Поддержка

Обычаи и традиции

Общие интересы

Материальные ценности



Вывод: Важны ли они? Позвольте ответить за вас. Они не просто важны, они являются фундаментальным непоколебимым основанием любой благополучной семьи. И это без преувеличений.

Уберите из отношений хотя бы один «мелкий» параметр – и посмотрите, во что через несколько лет, а может и месяцев превратиться эта семья.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

7. Какова же система ценностей в вашей семье?

Работа со схемой

t1733469575aa.jpg


Нужно расставить понятия и ценности в зависимости от приоритетов (в центре – наиболее значимые)


Работа групп, защита работ


Эта схема приведена в книге Некрасова «Материнская любовь»

Анатолий Некрасов родился в Алтайском крае. Известный исследователь, психолог, философ, член Союза писателей, ведущий специалист в области семейных и межличностных отношений. Автор 18 книг по психологии личности, взаимоотношений мужчины и женщины, постоянно ведёт просветительскую, консультационную, педагогическую деятельность.  

Для большинства людей система ценностей – этот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, набивая шишки, теряя близких, укорачивая свою жизнь.

 

Нарушение системы ценностей создает наибольшие трудности в жизни человека.

 

Психологическая практика показала, что если жизненные ценности установлены неверно, то человек имеет множество проблем, как бы возникающих на ровном месте. Достаточно человеку выстроить свою систему ценностей, сделать ее хотя бы отчасти верной, то есть соответствующей истине, в жизни начинают происходить удивительные изменения в лучшую сторону.

 

 Если людям задать вопрос: «Кто для вас является самым дорогим и наиболее ценным существом?», чаще всего они отвечают: «Дети», «Кот»… Редко можно услышать: «Мой муж», «Мой любимый». И практически никогда не услышишь ответ: «Самый любимый для меня человек – это я».

 

Люди боятся говорить о любви к себе. Для человека, выросшего в духе такой ответ не укладывается в голове из-за страха оказаться эгоистом.

 

По-настоящему любить себя это очень тонкое и глубокое проникновение в свою суть. Это единение со своей душой, это единение с Богом.

 


Если мы будем рассматривать образно семью как систему, то в центр надо поместить СЕБЯ! Человек может жить так, что его любви будет хватать ему самому и всем, с кем он связан

 

Например, человек не осознает, что он является наибольшей ценностью на Земле, и в результате может выдвинуть на надлежащее место в своей системе ценностей собаку или кошку, автомашину или государство… Тем самым он принижает в первую очередь – себя, неосознанно привлекая к себе неприятности. Или женщина говорит: «Я все отдала детям!» И что в результате? Одиночество и букет болезней у нее самой и изломанные судьбы детей.

 

Нельзя детям дать то, чего не имеешь сам. Не поставив себя в центр своей жизни, не выстроив свою систему ценностей, не получиться сделать счастливой жизнь свою и детей.

 

Нарушенная система ценностей закладывается в голову детям, и они в результате имеют те же проблемы, что и родители А когда у детей и родителей единый и верный взгляд на жизнь, то возникает удивительное созвучие и благоденствие всех поколений в этом роду.

 

Так, например, женщина одинока или не может выбрать достойного партнера. Надо начинать с осознания своей самоценности. Если женщина поставит себя во главу угла ценностей и займется собой, то у нее все встанет на свои места. Если женщина не наполнена любовью к себе, что она сможет дать вовне? Если она не будет любить себя, кто же будет любить ее? Жалеть – да, но любить – нет.

 

Первый круг нашей «планетарной системы» ценностей взрослого человека окажется неполным, если в нем не будет места для любимого человека. Ведь взрослый человек рано или поздно захочет создать пару, иметь рядом любимого. Если его пока нет, оставьте для него место в своем сознании, в душе. Это могут быть мечты, мысли, фантазии, воспитание уважения к противоположному полу. Не заполняйте это место ничем и никем! Ни детьми, ни работой, ни диссертацией, ни деньгами, ни родителями, ни подругами, ни любимыми животными. Важно, чтобы это место было свободным. Иначе пришедший не будет ощущать себя в этом пространстве комфортно и быстро уйдет, так ему нет места в вашей жизни.

 

8. Разговор о приоритетах (по А.Некрасову)

Таким образом, этот первый круг любви включает СЕБЯ, а в дальнейшем и ПАРУ:я + он (она).

 

Любовь пары есть самое ценное во Вселенной! Это основа жизни. Разделять и выделять главное в паре нельзя – равнозначны оба. Только когда пара находится в любви и согласии и составляет единое целое, только тогда она оставляет наибольший созидающий след в жизни.

 

Вторым кругом является то пространство, которое создает пара. Это тот комплекс психологических, социальных и экономических отношений, которые создают семью. Это и жилье, и все необходимое для совместной жизни – «семейное гнездышко»,«ДОМАШНИЙ ОЧАГ».

 

Дом – это еще не четыре стены. Часто встречается ситуация, когда делают основной упор не на любовь, их взаимоотношений, а на создание дома с дорогой модной мебелью и современной бытовой техникой, построение шикарной дачи, покупку престижной машины… после нескольких мгновений радости и гордости приходит скука и потребность в новых приобретениях. И этому нет конца, покоя и удовлетворения от жизни.

 

Теперь мы пришли к третьему кругу любви – к детям.

Если дети растут в семье, где любовь распределяется верно, то там создаются оптимальные условия для воспитания и формирования их счастливой судьбы. Таким образом, родители передают свое счастье и умение любить детям. В этом случае им есть что передать! И дети изначально усваивают истинное мировоззрение с естественной системой ценностей и далее строят свои отношения с Миром более гармонично.

 


 На четвертом месте находится любовь к родителям, к своим корням. Не любящий своих родителей, не уважающий их, имеющий обиды на них, рубит сук, на котором сидит, - он лишает себя энергетической связи с землей. Но любовь к родителям не должна принимать форму жертвенности. Помните, что она находится на четвертом месте. В тот же круг входит и любовь к родине. Понятие родины объемно: это место, где родился, где выросло дерево рода, где провел детство, природа родного края, страна … Когда любовь к родине на своем естественном месте, она является важным фактором формирования личности и энергетической полноты человека.

 

На пятом месте 

в иерархии любви находится творческая реализация человека в социуме, это его деятельность, работа. Довольно часто работа выходит на первый план. И человек может добиться больших результатов в карьере, при этом потерять здоровье, детей и даже жизнь. Работа для многих важнее, чем любовь, дружба, хобби и многое другое.

 

 Работа часто становится всем, даже семьей, всей жизнью

 

На шестом месте находится все остальное: друзья, хобби, развлечения, общественные, религиозные и другие интересы, любовь к животным…

 

Государственная система заинтересована в ином мировоззрении и много сделала для того, чтобы укрепить человека в перевернутой системе ценностей, где на первых позициях страна, работа, дети… а сам человек где-то на периферии. Таким человеком, - с перевернутым мировоззрением, легче управлять.

Именно люди с естественной системой ценностей, где на первом месте сам человек, гарантирует счастливое будущее человечества.

 

Предложенная иерархия ценностей является работающей системой, позволяющей наиболее эффективно решать многие жизненные вопросы. Но она не единственная, и каждый человек имеет право выбора. Сотворите свое пространство любви, то, которое вы желаете. Главное – любите и будьте свободными!

 

  Но если вы не удовлетворены своей жизнью – смело вперед! Главное – не стойте на месте, не живите «как все». Творите свое Пространство Любви и успех вам обеспечен, особенно если в основу вы положите верную систему ценностей.

 


9. Подведение итога

- Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. 

А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»: « Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

-  Вывод: Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине…

Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

«Терпение и труд все перетрут» — говорит народная мудрость. Засучив рукава, начните внедрять семейные ценности в вашу повседневную жизнь, и результат превзойдет даже самые смелые ваши мечты. Удачи вам! 


АНКЕТИРОВАНИЕ ПО ИТОГАМ СОБРАНИЯ

Что нового вы сегодня узнали?


Какая информация привлекла Ваше внимание?


Нужная ли тема была затронута?


Что оказалось полезным для Вас?


Выразите отношение к собранию одним словом



Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу.
 
Семья – это праздник, семейные даты,
 
Подарки, покупки, приятные траты.
 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
 
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
 
Семья – это труд, друг о друге забота,
 
Семья – это много домашней работы.
 
Семья – это важно!
 
Семья – это сложно!
 
Но счастливо жить одному невозможно!
 
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
 
Обиды и ссоры подальше гоните,
 
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
 
Какая хорошая эта семья!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.