Родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи»

3
0
Материал опубликован 8 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Елена Николаевна Семёнова

Родительское собрание

«Воспитательный

потенциал

семьи»

(или « Мир наших увлечений».

Выставка творческих работ детей и родителей )

Семёнова Елена Николаевна,

учитель

МБОУ «Чихачёвская СОШ»

Бежаницкого района,

Псковской обл.

SEN5SVN@rambler.ru

Презентация к собранию

(1 слайд – заголовок)

- Здравствуйте, уважаемые родители.

Я рада вас видеть здоровыми, по-весеннему красивыми.

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»? (2 слайд)

Потенциальный” от французского “могущий”. Это усилия, направленные на становление личности. Материальные, духовные затраты родителей, способствующие формированию личности ребенка.

Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, и возникло употребление понятия «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов(3 слайд)

1) внутрисемейные отношения

как важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества.

В их составе:

а) Интеллектуальные отношения определяются как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению,

б) эмоциональные отношения - единство в переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

В) волевые отношения – способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

В педагогической культуре выделяют уровни воспитательного потенциала семьи:(Уважаемые родители, вслушайтесь и определите какой уровень воспитательного потенциала в вашей семье)(4слайд)

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг, доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг.(5слайд)

Средний (критический) уровень: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. (6слайд)

Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях.

Таким образом,(7 слайд) воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.(8слайд) Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Всем Вам, уважаемые родители, известно, что именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (9 слайд)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Распространённая конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка.(10 слайд)

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь пока ещё маленького человека. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Я напомню, что в каждой семье объективно складывается определенная система воспитания, об этом говорилось в этом учебном году на одной из наших встреч. Хочется подчеркнуть, (11 слайд)

что семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.(12 слайд)

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что (13слайд)_за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

(14слайд)

ИТАК:

Семья — направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. (15слайд)

Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

Выводы

Таким образом, (16 слайд) в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Наша с вами общая задача заключается в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка. Хочется выразить уверенность, что у большинства семей нашей школы, высокий уровень воспитательного потенциала, что доказывают работы, предоставленные на выставку, приготовленную к нашей с вами встрече.

Заканчивая своё выступление, хочется привести слова А. С. Макаренко,

(17 слайд) который обращаясь к родителям, указывал на роль родительского примера в воспитании детей: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома»

 


 

Предварительный просмотр презентации

«Воспитательный потенциал семьи» общешкольное родительское собрание МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»? “потенциальный” от французского “могущий”. это усилия, направленные на становление личности. материальные, духовные затраты родителей, способствующие формированию личности ребенка.

Воспитательный потенциал семьи внутрисемейные отношения: интеллектуальные отношения эмоциональные отношения волевые отношения

Воспитательный потенциал семьи: высокий уровень средний уровень низкий уровень

Высокий уровень создан домашний очаг взаимопонимание демократический стиль общения и поведения культурный, рациональный досуг

Средний уровень стремление удовлетворить социально-психологические потребности ребенка применение авторитарного стиля общения взаимопониманием между родителями

Низкий уровень не удовлетворение социально-психологических потребностей членов семьи ослаблена нравственная и трудовая атмосфера присутствует постоянная конфликтность нервозность в отношениях

Воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это особенности семьи, которые могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка

Что такое семья? особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль первый жизненный опыт, первые наблюдения и умение вести себя в различных ситуациях

Главное в воспитании маленького человека достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек

Цель и мотив воспитания ребёнка: это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь в родительском труде возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения воспитание в семье – это та же жизнь

Семья - коллектив ведущий тип взаимоотношений - сотрудничество родители составляют первую общественную среду ребёнка личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека

Трагедия родительской «не любви» подростковый алкоголизм и подростковая наркомания главное требование к семейному воспитанию – это требование любви

Подведём итоги: Семья — направляющая сила и образец для подражания, играющая ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности

Подведём итоги: Семья — первый коллектив, который дает ребёнку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести

Подведём итоги: воспитательный потенциал семьи – это: внутрисемейные отношения нравственный пример родителей и их личностные качества состав, структура и жизнедеятельность семьи уровень образования и педагогической культуры родителей степень их ответственности за воспитание детей

«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома» А.С.Макаренко

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.