Родительское собрание «Доброта начинается с детства» (2–3 класс)

25
6
Материал опубликован 28 June 2019 в группе

Родительское собрание

«Доброта начинается с детства»

Цель родительского собрания:

показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты.

Подготовительная работа.

1.Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:

«Каким человеком тебе хочется стать?»

«Какими вы хотели бы видеть своих детей?»

2. Запись на диктофон классным руководителем ответов детей на вопрос «Что такое доброта?»

3. Родители одного ученика готовят презентацию « Семейное воспитание доброты через любовь к животным, природе» (Семейная газета с фотографиями.)

4. Изготовление детьми сердечек из цветной бумаги, украшенных аппликацией, камешек и пёрышек.

 

Оформление доски.

 

Доброта что солнце./пословица

Жизнь дана на добрые дела./ пословица

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим./ из словаря С.И Ожегова.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта./ Мигель Сервантес.

Спешите делать добро. /Ф. П. Гаазу.

 

 

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

-Добрый вечер, дорогие мамы и папы. Начать наше собрание я бы хотела словами С. Михалкова:

...Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.

Знаменитый В.А.Сухомлинский говорил:

Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Анализируя ваши анкеты и анкеты ваших детей, выяснилось, что дети хотели бы быть сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т. д. И почти никто не ответил: добрыми.

-Почему?

Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Или в стремительном темпе 21 века ценятся только «бойцовские качества» человека?

Нужно всегда помнить слова Монтена:

..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия, передавая его, скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово.

Родители зажигают свечу и передают друг другу

- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети.

Звучит фонограмма музыки.

2.Размышление родителей о доброте.

-Уважаемые родители, я прошу Вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца .

А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов.

(Переворачивая большое сердце в центре доски, учитель читает)

Добрый – 1.Делающий добро другим.

2. Несущий благо, добро,

3.Хороший, нравственный,

4.Дружеский, близкий, милый.

5.Безукоризненно честный.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети. (звучит запись с высказываниями детей).

- Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

-Я прошу Вас подумать и записать на белом перышке, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а на сером камешке, что может этому помешать ( родители выходят к доске, аргументируют свой выбор и прикрепляют перышки в центральной части доски, а камешки внизу).

-Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребёнка. В состоянии радости дети охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия.

- Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту.

А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.

-Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.

-Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

 

3.Презентация опыта семейного воспитания .

-Сегодня опытом воспитания ребёнка с нами поделится …,

(выступление мамы …, демонстрация презентации)

-Вот так забота о животных способствует воспитанию доброты в ребенке.

4.Обмен опытом воспитания доброты в семье.

- Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты.

Давайте поделимся им (учитель берет зажжённую свечу и начинает разговор).

-Каждое утро я целую своих детей, улыбаюсь и говорю «доброе утро, мои любимые!» (Так свеча проходит целый круг).

5..Подведение итогов.

- Мы много сегодня говорили и размышляли о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога

А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю (учитель читает;

листы, с напечатанными советами, дарит каждому родителю).

 

1.    Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.     Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.     Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.     Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и то же.

5.     Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

6.     Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

 

Десять заповедей родительской любви.

1.  Любите, всегда помня о том, что ребёнок – это данная вам свыше драгоценная чаша для разведения и хранения в ней творческого огня.

2.  Любите, помогая своему ребёнку быть самим собой. Ребёнок – это не повторение вас, он уникален. Помогите  его уникальности проявиться.

3.  Любите, давая ему всё то, что в силах дать ему. Ребёнок – это отражение ваших вложений, это ваше будущее. Творите своё будущее.

4.  Любите,  ничего не прося взамен за всё то, что делаете для него. Когда–нибудь он, став взрослым, отдаст всё, что вы ему дали, своим детям, вашим внукам.

5.  Любите, уважая его и его проблемы. Чтобы понять ребёнка – встаньте рядом с ним, станьте равными ему, и вы увидите мир его глазами.

6.  Любите, относясь к чужому ребёнку как к своему. Делайте для него только то, что хотели бы сделать и для своего. Все дети, которых мы любим – свои.

7.  Любите, помня о том, что самая важная встреча для человека – это его встреча со своим ребёнком. Ребёнок – это встреча с неизвестным,  это загадка.

8.  Любите, принимая ребёнка любым: удачливым и неудачливым, красивым и некрасивым, ибо всё в мире относительно. Только истинная любовь – абсолютна.

9.  Любите, доверяя ребёнку и сохраняя его изначально полное к вам доверие. Сохраните его открытым миру, уберегите его от своих собственных страхов.

10. Любите, общаясь с ним, радуйтесь, ценя каждое мгновение. Потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

 

 

-И сейчас, уважаемые родители, я Вам предлагаю продолжить фразу:

«Сегодня я понял(а), что…» (каждый родитель комментирует свой ответ)

 

-Закончить нашу встречу хотелось бы замечательным стихотворением о доброте.

 

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

Оно в конце сильнее зла всегда,

Погибает в яме волк с кровавой пастью,

Пожар погасят ветер и вода.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

 (А. Кулиев)

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

Словарь русского языка. С.И.Ожегов.

Информационный бюллетень № 4, 2004г. Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

Карта ролей родителей. Приложение к проекту «Обучение здоровью

в образовательных учреждениях РФ»

4. Интернет-сайт «Здоровье школьника».

5. Интернет-сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2006-2007 учебного года.

6. Журнал «Семья и школа» №7, 2001г.

7. Интернет-сайт UROKI.NET.

8.Интернет-сайт Pedsovet.su

 

 

 

Решение педагогических ситуаций.

 

1.) «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её

избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,

объяснить ей задание»

- Ваше мнение? ( Обсуждение).

Вывод : Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.

2.) «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил

девочку по голове портфелем.

- Ты что делаешь ? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля

совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

- Разве можно так мальчик ? – со всех сторон послышалось.

- А пусть не плюется на переменах ! – с искренней убедительностью в правоте

содеянного ответил тот.

- Видите ? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

- Он защищался !

- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель

тоже надо беречь, ведь год только начался.»

- Как поступили бы вы ? ( Обсуждение ).

3.) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь ? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка ?

- В чем не права мать ?

- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности

Отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в

беде».

 

- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

нуждающимся ?

 

5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

 

-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

 

6.) «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».

 

-Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?

 

7). « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно : мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли : это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

 

- Ваше отношение к мальчику и отцу ?

- В чем виноват отец ?

- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

 

8.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда ? – спросила девочка.

- «В больницу, навестить Марину.»

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет ?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

 

- Дала ли урок доброты мать своей дочери ? Как она это сделала ?

- почему дочь прижалась к руке матери ?

- Захочется ли Наташе снова принести радость другому ?

 

Итог : Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим , чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей, то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень актуальная тема, особенно удачные ситуации для обсуждения

28 June 2019

Согласна! Хороший материал!!!

28 June 2019

Спасибо! Творческих успехов!

28 June 2019

Спасибо! Вижу Ваш потенциал!!!

28 June 2019

Можно такой материал, почитать для саморазвития.

28 June 2019

Очень нужный материал! Обязательно воспользуюсь когда-нибудь! Спасибо!

13 July 2019