Родительское собрание «Доброта начинается с детства»

0
0
Материал опубликован 20 April 2017

Доброта начинается с детства

Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить их к этому


 

Как вы поняли речь пойдёт о доброте. ( 1 Слайд название)

Великий Сухомлинский сказал: (2 Слайд )

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Задавая вопрос детям: Каким человеком тебе хочется стать? я услышала ответы, что дети хотели бы быть:

Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил : добрыми.

- Почему ?

Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу?

Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Или в стремительном темпе 21 века ценятся только « бойцовские качества» человека?

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Цель нашей встречи и состоит в том, чтобы показать важность воспитания доброты в детях.

Для этого надо раскрыть смысл слова доброта .

Что такое доброта? На этот вопрос ответ я прочитала в толковом словаре Ожегова: (3 СЛАЙД)

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

Дружелюбие – Честность - Отзывчивость- Совесть –Сострадание –Благородство – Любовь –

Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники ребенка в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если ребёнок замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети мало что понимают и ничего не запоминают. Они готовы учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.

Начнать прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным нужно с младшего школьного возраста и продолжать всю жизнь. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто

Для духовного воспитания детей очень важно читать им поучительные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, просматривать совместно поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро.

Как поощрять или наказывать ребенка

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что ребёнок раскаивается, помогите ему загладить свою вину . Наказывая, подумай!? Зачем?!

Пять правил о наказании: (4 Слайд)

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

3. Наказывайте, но не унижайте.

4. . Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

(Слайд 5) Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваши дети будет расти вслед за вами!

Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребёнка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят: «Посейте поступок, поведение -пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу». Чтобы стать воспитанным, нужны беспрерывный труд, штудировка, воля… Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Конечно, родители это делают, постоянно говоря малышу: «Так нельзя, некрасиво, нехорошо». И ребёнок постепенно начинает понимать: то, что можно - красиво, хорошо, а то, что нельзя - плохо, вредно, некрасиво. В младшем школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил культурного поведения на улице, в общественном месте: не выходить на улицу в неряшливом виде, не толкать прохожих, вежливо пропускать вперёд старших, детей, женщин, в общественных местах не сорить, не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очередей, здороваться со знакомыми. В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в жизни человека. Но этого недостаточно, чтобы у детей возникли и укрепились необходимые привычки правильного культурного поведения. Руководить практикой усвоения этих правил пожалуй проще в семье. Значит, характер поведения ребёнка целиком и полностью зависит от родителей.

 Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, её быт, тон, атмосфера, которая там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. (Слайд 6) Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми…, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. Даже при входе в школу от половины обучающихся не услышишь слово «здравствуйте», в столовой – «спасибо», не говоря о том, чтобы поприветствовать на улице знакомых людей, или поблагодарить продавца в магазине, водителя, который привез их куда-либо на автомобиле.

О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Большую роль в воспитании культуры поведения играют семейные традиции, культурный уровень родителей, старших. Посещая с детьми кинотеатр, кафе, магазин, отец или мать также могут наглядно показать школьникам значение самых разнообразных правил поведения в общественных местах, правила этикета за столом. Постепенно с помощью взрослых дети усваивают основные правила культурного поведения. Помните, что основное в воспитании культуры поведения - личный пример самих родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - гласит народная мудрость.

Советы родителям в воспитании детей (7, 8 Слайд)

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Оценивайте поступок, а не личность.

4. Делайте хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

5. Дайте ребенку ощутить ,что верите в него. (улыбнитесь, прикоснитесь)

6. Родитель должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.

Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-нибудь добиться.

В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой. (9 Слайд)

 «Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры!».

Завершение слайд

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.