Родительское собрание «Главная цель воспитания — счастливый человек» (7–9 классы)
Цели: выявить признаки успешного общения, вооружить родителей навыками развития общения.
Слайд № 4.
Задачи:
- Оценить значимость процесса общения и выявит его особенности при взаимодействии с детьми.
- Выявить противоречия и проблемы общения взрослых и детей, значимые для родителей данного класса.
- Вооружить родителей навыками развития общения с детьми для использования их в практике семейного воспитания.
Форма: обучающий семинар с элементами тренинга.
Оборудование: столы, стулья, мультимедийная установка.
Этап подготовки:
1. Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций по теме родительского собрания.
Слайд № 5.
2. Цитаты:
«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже для тех, кто говорит плохо» (Плутарх).
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (У. Джеймс).
3. Подготовка текстов анкет для родителей и учащихся и аналитической информации по результатам анкетирования.
4. Подготовка методических материалов для родителей с практическими советами и рекомендациями.
Этап проведения:
Слайд № 1.
Слайд № 2.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Ткаченко Александр Николаевич. Сегодня я провожу родительское собрание, на котором предлагаю поговорить на тему «Главная цель воспитания – счастливый человек». Наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым. Если счастье – это переживание полноты жизни, постоянный подъем творческой энергии, связанный с раскрытием духовных и физических сил ребенка, то гармоничное воспитание может и должно научить человека, как стать счастливым. Самым эффективным средством воспитания ребенка является жизнь с ее реальной действительностью. Сознательно организованное сознание должно иметь целенаправленную систему воздействий в виде рациональных требований обучающего воспитания и организации жизнедеятельности ребенка. «Дети – цветы жизни», - говорим мы часто. Есть и такое выражение: «Каждый цветок имеет свой аромат». В одной и той же семье дети отличаются друг от друга не только склонностями, увлечениями, но и способностями, темпераментом, чертами характера, состоянием здоровья.
Учитель: Вспомните свои детские рисунки, рисунки своих детей: солнце, чистое небо, дружная семья, деревья и обязательно дом, дым из трубы. За что мы любим свой дом? Давайте подумаем и ответим на вопрос. (Ответы родителей, 2-3 человека).
Учитель: А что вы делаете для того, чтобы ребенку дома было хорошо, чтобы ребенок любил сой дом? (Ответы родителей, 2-3 человека).
Учитель: Спасибо за ответы.
Учитель: Физическим действиям мы учим наглядно, а душевным незаметно. Как мы относимся друг к другу, к окружающим.
Учитель: У каждого из вас на столах – листочки. Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос: «Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком дома?»
(Звучит музыка. По окончанию раздумья и ответов, на что обычно уходит 3-5 минут, листочки собираются в шкатулку, из которой учитель их попеременно достает и озвучивает).
Учитель: Наиболее типичными являются следующие ответы: «Мы часто не понимаем друг друга», «Я раздражаюсь, нервничаю, начинаю кричать», «Мой ребенок мне постоянно грубит», «Я люблю беседовать с дочерью, мы с ней как подруги».
Учитель: Мы сегодня в тесном, почти семейном кругу. Давайте поделимся опытом «слушая» наших детей, возможно, какими-то ошибками, а, возможно, находками и победами. У меня в руках отрывной блокнот, на каждой странице которого записан вопрос.
(Отрывной блокнот передается по цепочке).
Вопросы из блокнота для родителей:
Вы умеете терпеливо выслушать ребенка от начала и до конца, не прерывая?
Является ли манера членов семьи слушать друг друга образцом для ребенка?
Раздражаетесь ли вы в процессе общения с ребенком и умеете ли сдерживаться при этом?
Какие ошибки допускаете при общении с ребенком?
(Высказывания родителей, обмен мнениями).
Учитель: Попробуем теперь оценить те чувства, которые испытывает собеседник, его эмоциональное состояние. Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».
А сейчас уважаемые родители, я вам предлагаю мини-анкету «Общение родителей и детей в лицах».
Слайд № 6.
Уважаемые мама и папы!
Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические лица и ответьте на следующие вопросы:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
С каким лицом общается с вами ваш ребенок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Учитель: Наблюдайте за мимикой своего ребенка, и вы многое сможете понять.
Учитель: А сейчас, уважаемые родители, получите листки, на которых вам надо закончить начатое предложение. (Родителям раздаются листки и ручки).
Недописанный тезис:
Самое главное в жизни – это …
Чтоб иметь друзей, надо ….
Быть человеком – значит …
Нельзя прожить без …
Хорошая жизнь – это …
Музыка нужна, чтобы …
(Пока идет работа на листочках, звучит музыка).
Учитель: Воспитание детей зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. В воспитании нет мелочей. Успех воспитания зависит от умения ладить друг с другом. Поэтому одна из главных задач родителей помочь детям в развитии социальных навыков. Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения – обширная и многообразная практика. Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. Верьте в своих детей.
Я рад знакомству с вами и желаю вам всего доброго. Время пролетело быстро, наша встреча подошла к концу.
Разрешите в заключении подарить вам эти памятки.
Слайд № 7.
Недописанный тезис: Самое главное в жизни – это ………………………………….. Чтоб иметь друзей, надо ………………………………………. Быть человеком – значит ……………………………………… Нельзя прожить без ……………………………………………. Хорошая жизнь – это ………………………………………….. Музыка нужна, чтобы ………………………………………… |
Недописанный тезис: Самое главное в жизни – это ………………………………….. Чтоб иметь друзей, надо ………………………………………. Быть человеком – значит ……………………………………… Нельзя прожить без ……………………………………………. Хорошая жизнь – это ………………………………………….. Музыка нужна, чтобы ………………………………………… |
Недописанный тезис: Самое главное в жизни – это ………………………………….. Чтоб иметь друзей, надо ………………………………………. Быть человеком – значит ……………………………………… Нельзя прожить без ……………………………………………. Хорошая жизнь – это ………………………………………….. Музыка нужна, чтобы ………………………………………… |
Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |