Родительское собрание «Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников»
МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников.
Составитель: педагог-психолог Харченко Н.В.
Краснознаменск, 2017.
Цель: создание предпосылок для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников в семье.
Задачи: просвещение родителей детей старшего дошкольного возраста о целях и задачах целенаправленного формирования навыка выражения собственных эмоций; ознакомление с методами эмоциональной саморегуляции.
Целевая аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Предварительная работа: групповая консультация «Что такое психологическая готовность к обучению в школе?»
Методы: групповая консультация.
Материалы и оборудование: памятки для родителей.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 5-7 минут.
2. Основная часть – 15-20 минут.
3. Заключительная часть – 5 минуты.
Ход занятия
Уважаемые родители! Здесь собрались родители детей, которые скоро пойдут в школу. Мы уже с вами говорили о том, что такое психологическая готовность к обучению в школе, из каких компонентов она состоит. Сегодня мы с Вами узнаем, что такое эмоциональная саморегуляция и для чего она нужна детям, собирающимся идти в школу.
Зачем нам вообще нужны эмоции? Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний. Они помогают не только сигнализировать окружающим о своем состоянии и таким образом воздействовать на них, но и понимать других, детей и взрослых. Эмоциональные процессы являются мощным регулятором поведения ребенка.
Изначально проявления эмоций у ребенка просты и непосредственны. Ребенок младшего дошкольного возраста радуется, когда ему хорошо, грустит, когда ему плохо. В результате роста, развития и социализации ребенок научается сдерживать свои эмоциональные проявления и управлять ими. Таким образом, именно к школе ребенок должен овладеть навыками управления своим эмоциональным состоянием. Однако, научиться управлять своим эмоциональным состоянием ребенок может только в общении и совместной деятельности со взрослым.
Подводя итог вышесказанному, что же представляет собой эмоциональная саморегуляция?
- представления ребенка собственно об эмоциях, о том, как они проявляются, причинах их возникновения, действиях, совершаемых в определенном эмоциональном состоянии;
- представления детей о разных средствах и способах регулирования своего эмоционального состояния и наличие желания контролировать свои эмоции;
- овладение и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.
Давайте рассмотрим с Вами, как мы можем дома помогать детям управлять своими эмоциями, какие для этого существуют приемы и методы. Рассмотрим на примере основных эмоций: обида, грусть, злость, страх, радость.
Поскольку дети лучше понимают наглядное объяснение, то можно использовать следующий способ: надуйте шарик и предложите представить ребенку, что шарик – это и есть ребенок. А воздух внутри – это какая-то эмоция. Если шарик все время надувать и не давать воздуху выхода – то шарик лопнет. Так же и с человеком. Если не давать выхода своим эмоциям – можно и заболеть.
Предложите ребенку вспомнить все ситуации в которых он испытывал грусть, радость, страх, обиду, злость. Создайте свой «банк» или «копилку» эмоциональных переживаний ребенка, посмотрите, каких эмоций в жизни ребенка больше. Это поможет и ребенку, и вам понять, какие ситуации для ребенка могут быть травматичны, а также сразу проработать алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях.
Одним из способов обозначить и понять свою эмоцию – перенести ее на внешний объект. Попросту говоря, попросите ребенка нарисовать ту эмоцию, которую он испытывает в той или иной ситуации. После того, как ребенок ее нарисует, попросите описать то, что он нарисовал. Спросите его, похоже ли нарисованное на его переживания или хочется что-то добавить или изменить. Как правило, это снимает остроту эмоционального напряжения от того или иного переживания. Но в конце можно предложить ребенку изменить или дорисовать картинку, чтобы она не была такой злой, пугающей, грустной…
Одной из разрушительных эмоций является злость. В работе с гневом очень удобно использовать вспомогательные предметы: «ворчливый стаканчик» - стаканчик, в который ребенок может говорить все, что захочет в моменты гнева, «коврик-топотун» - коврик, который можно пинать, топтать, бить, когда скопилась агрессивная энергия. Можно использовать боксерскую грушу или придумать аналог для тех же действий. Или предложить ребенку порвать на мелкие кусочки бумагу.
Поскольку каждый ребенок имеет право на любое чувство, то нужно давать ребенку возможность в этих чувствах побыть. Если, например, ребенку грустно, то он имеет на это право. Но неплохо будет вместе с ребенком составить список того, что может его порадовать. Чем больше будет список, тем лучше. И желательно включать в него не только материальные объекты, но и явления или события, которые могут повысить настроение вашему чаду. Данный список можно украсить совместными усилиями и повесить на видное место, чтобы направлять к нему ребенка, когда у него будет «плохое» настроение.
Это не полный список способов и приемов, которые могут быть использованы, но если вы начнете с этих, то поможете вашим детям справляться со своими эмоциями эффективнее. Чтобы помочь вам, я подготовила памятку «Средства и способы регуляции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста». Спасибо за внимание.
Памятка: «Средства и способы регуляции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста» (А.А.Ошкина, И.Г.Цыганкова «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников)
Предметы |
Действия |
Вид эмоций |
«Ворчливый стаканчик» |
Говорить, ворчать, жаловаться |
Обида, злость |
«Кричащая трубочка» |
Кричать звуки, слова |
Обида, злость |
Мягкие подушки |
Мять, бросать, скручивать, топтать, прыгать, ударять и т.д |
Обида, злость |
Коврик «Ноги топают» |
Топать, прыгать, топтать с разной интенсивностью |
Обида, злость |
«Мусорное ведро» |
Выбрасывать разорванную и скомканную бумагу, на которой нарисована эмоция |
Обида, злость |
«Волшебный клубочек» |
Наматывать и разматывать нить |
Обида, злость |
Набор бумаги разной плотности |
Рвать, мять, комкать, рисовать |
Обида, злость |
Зеркала |
Изображать смешные рожицы |
Грусть |
Альбом «Смешные фото» |
Рассматривать |
Грусть |
Ширма |
Уединиться, побыть одному |
Грусть |
Темная, светлая ткань |
Укрываться, прятаться |
Страх |
Страшные маски |
Перевоплащаться в страх и действовать от его имени |
Страх |
Шкатулка добрых пожеланий |
Рисовать, писать, читать, дарить |
Радость |
Стихи, загадки, пословицы об эмоциях |
Читать, загадывать, изображать, использовать для описания своего настроения |
Все эмоции |
Музыкальные записи |
Прослушивать, петь, танцевать, определять и соотносить эмоциональное настроение |
Все эмоции |
Карандаши, краски, пластилин, цветная бумага |
Рисовать, изображать своих эмоции при помощи художественных средств |
Все эмоции |
Алсу Белова