Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса на тему «Родничок»
Аннотация.
Данная работа помогает расширить представление детей о важности воды, о том, почему она загрязняется и что нужно делать для сохранения родника. Занятие рассчитано на работу с детьми от 7 до 10 лет.
Пояснительная записка.
Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности экологического образования всего населения и, в особенности, подрастающего поколения.
Экологическая грамотность формируется на классных часах, уроках и мероприятиях посвященных проблемам взаимоотношений человека и природы. Ребята должны осознать, что благополучное существование будущих поколений возможно только в случае, если поколение нынешнее будет строить гармоничные отношения с окружающим миром.
Цели:
- дополнить представления учащихся о роли воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей;
- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.
Задачи:
- расширить представления учащихся о значении воды для человека, о водных источниках;
- развивать познавательную активность, интерес к изучению проблем экологии;
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;
Ход мероприятия.
I. Организационный момент. Здравствуйте! Я приветствую вас сегодня на нашем мероприятии. Я хочу пожелать всем, чтобы на нем вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех.
А что бы узнать его тему, давайте послушаем стихотворение:
Под горою лес зеленый
Пахнет сочною травой.
Бьет родник струей студеной
Из подземной кладовой
Меж камней вода струится
Превращается в ручей
Легкой змейкой серебрится
В свете солнечных лучей.
Автор: FOMICH
- Какова тема мероприятия? (Ответы детей).
- Правильно, мы сегодня с вами поговорим о родниках. Я приглашаю вас на мероприятие «Родничок». Мы поговорим о том, что значит родник для жителей Земли, о причинах образования родников и о том, что может сделать каждый из вас для того, чтобы сохранить родник.
II. Вводная часть.
- А как же образовались родники? Примерно так, представь что земля состоит из пластов, и на некоторых из них вода накапливается и течёт как поземная река. В силу того что земная поверхность подвижна, земные пласты изгибаются повторяя изгиб холмов и впадин. Но зачастую холмы сравниваются как ветром так и внешними воздействиями, да и просто силой притяжения земли, и тогда глубинные пласты в этом месте оказываются близко к поверхности и в местах изломов вода пробивается наружу.
- Представьте летний знойный день. Хочется пить. И вдруг перед тобой маленькое чудо природы - родник и глоток этого студеного кристально-чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей - отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов Родина и родник общий корень.
- Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду. (Ответы детей: чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.).
- Днем рождения родников считают 25 июля. В русском календаре – это Проклов день, когда росы да родниковые воды целебными становятся, слепоту вылечить помогают.
-Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением. Родник всегда поражал воображение людей; зимой не замерзал, а летом в зной, вода в нем холодная и студёна. Отсюда и название студенец. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в Родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студеная водичка разбудит семя, наполнит его силой. За века Родник вспоил сладкой водицей тысячи людей и продолжает, это делать и по сей день. Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги Роднику – грехи снимешь и «с души как бремя скатиться». Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупится от болезней. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение. Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.
- А сейчас мы будем разгадывать загадки о воде.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Вода)
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
- Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно ей. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода дарит энергию тем, кто ее пьет. Пить родниковую воду полезно, потому что:
- благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;
- ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;
- в ней много кислорода;
- она является «живой водой» и ее не надо кипятить.
- Что же нужно знать, набирая родниковую воду? Хранить ее лучше в прохладном месте, чтобы не портились качества. Набирать воду лучше молча, с хорошими мыслями. Вода, взятая с утра намного энергетичней вечерней.
- Вода-это жизнь. Мы должны ее беречь. Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть, она просит от тебя помощи и ей нужна твоя забота.
- Я хочу вам привести слова одной пословицы «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Это говорит о том, что только одно человечество виновато в загрязнении окружающей среды. Мы не ценим того, что нам даёт природа. Каждому человеку стоит задуматься над этим. И тогда мы сделаем наш мир чище и красивее. Надо беречь каждый Родник, каждый ручей! Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет напитка лучше, чем стакан родниковой воды. IV. Итог мероприятия.
- Народная мудрость гласит: Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.
Поэтому давайте вместе с вами будем помогать нашему роднику. Пусть чистые воды родной Земли и дальше исцеляют больных, придают силы труженикам, укрепляют дух народа. Ибо родник – это не только вода, это душа. А мы с вами будем делать все от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить этот бесценный дар.
Что главнее для народа?
Родниковая вода!
Без источника Святого
Нам прожить нельзя ни дня.
Родники - Святые источники, Божий Дар! Будет помнить об этом.
V. Рефлексия.
Ребята, хотелось бы услышать мнение каждого из вас о том, что он вынес для себя из сегодняшнего мероприятия. На доске плакат, на котором нарисован родник. Чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а ручеёк не грустил, давайте украсим его разноцветными капельками. Если вам было интересно, и вы узнали много нового, то разместите капельку синего или жёлтого цвета, а если вам было неинтересно, скучно – чёрного.
- Я рада, что у нас получился такой весёлый родничок. Это означает, что данное мероприятие вам , понравилось и время мы провели сегодня не зря. Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу. Спасибо вам ребята!
Литература
1. Николаев А.Г., Масалыкин А.И. Вопросы формирования сети особо охраняемых природных территорий в антропогенном ландшафте // Принципы формирования сети особо охраняемых природных территорий Белгородской области ч.1.: Мат. Науч. - практ. Конф.21 - 24 окт., п. Борисовка. - Белгород - Борисовка, 1999.
2. Орлова Л. “Тайный код воды” – Минск: Современный литератор. 2006.
3. Реймерс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории. - М.: Недра, 1989. - 246с.
4. Особо охраняемые природные территории Белгородской области. - Белгород, 1995. - 61с.