Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса на тему «Прощай, Азбука!»
Праздник «Прощай, Азбука!»
МКОУ «Михайловская СОШ»
Учителя начальных классов:
Рыжкова Марина Анатольевна
Марусенко Ирина Владимировна
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге – «Азбуке».
Ученик 1: Азбуку в последний раз
Принесли сегодня в класс.
И книге этой говорю:
Тебя, моя азбука, благодарю!
Ученик 2: Ты - книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть!
Ученик 3: 33родные буквы
Мы к весне уже узнали.
Мы, конечно, благодарны,
Что теперь мы все читаем!
Ученик 4:К новым знаньям, к новым книжкам
Мы теперь спешим, друзья.
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник азбуки!
Ученик 5:Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам - строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик 1:Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик 2:Всем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Вместе: - Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
АЗБУКА: - Что это вы обо мне говорите без меня?
Я – Азбука, учу читать
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть хорошо ли вы меня изучили,
много ли нового узнали.
Учитель: - Садись, дорогая Азбука! Будь самым желанным гостем на нашем празднике.
Сегодня утром нам пришла необычная телеграмма:
«Встречайте!» С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся тот мальчишка,
Который прислал телеграмму?
(Книга называется «Приключение Буратино или Золотой ключик». Прислал телеграмму Буратино.)
Учитель: - А как зовут подругу Буратино? (Мальвина)
Вы правильно отгадали. Встречайте гостей.
Входят Буратино и Мальвина
Буратино и Мальвина: Здравствуйте, ребята, мы рады, что вы узнали нас.
Поют песню «Золотой ключик» слова М.Дахне муз. В.Плешака
1.Всем известен мальчик Буратино,
Всем известна девочка Мальвина
И когда-то очень, очень страшный
Бородатый Карабас.
Буратино добрый наш попутчик,
Сказки детства я не знаю лучше,
Золотой в той сказке найден ключик-
Дверь в прекрасную страну.
ПРИПЕВ: Всем девчонкам и мальчишкам
Буратино другом стал.
Он в коротеньких штанишках
С нами еньку танцевал.
2.За одной мы партой занимались,
Над одними книжками склонялись
И лучам весенним улыбались
Голубым апрельским днём.
Детство где-то вдалеке растает,
Люди все из сказок вырастают
Только сказки всё же ожидают,
Кем же станут малыши.
ПРИПЕВ: Простодушный Буратино
Получился ли из вас,
Распрекрасная - Мальвина или страшный Карабас.
Буратино: Всем! Всем! Всем! Дорогие друзья, я нашёл заветную дверцу в каморке папы Карло , которая ведёт в Книжкино царство. О, какое это волшебное царство! Там живут буквы, которые складываются в слоги, слоги соединяются и образуют слова, а слова составляют волшебные предложения. Все предложения собираются вместе, и перед нами предстают Золушка и Колобок, Петух и Лиса, Волк и Красная Шапочка. В этом замечательном царстве добро всегда побеждает зло. А вы, ребята, хотите туда попасть? (Дети отвечают)
А вот и заветная дверца, которая ведёт в Книжкино царство. Но чтобы туда попасть, надо получить золотой ключик. А для этого вы должны нам показать чему научились, что узнали, пройти испытания.
Мальвина: - А сможете ли вы отгадать наши загадки?
Буратино: Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …. (А)
Мальвина: Эта буква широка и похожа на жука,
Да при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:….(ж)
Буратино: Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Протянутый наискосок…..(и)
Мальвина: Бывает эта буква в конце и в середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни….(ы)
Буратино: У станции «Й краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить? (убрать крючок)
Мальвина: Молодцы, ребята! Отгадываете вы хорошо.
Первоклассники инсценируют «Всегда маленькие»
Автор: Сказала «Й» родной сестре:
«Й» -Вот вы, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
«И» -Ну, редко - это не беда,
Иные буквы – никогда!
«Й» - И много их?
«И» -Да целых три:
Сестра и с ней три брата.
Зовут их так…
«Й» -Не говори! Скажите вы, ребята! (ь, ъ,ы)
Учитель: Ребята на наш праздник спешит ещё один литературный герой. Он прислал нам телеграмму, а подписаться забыл. Нам придётся отгадать кто это.
Телеграмма:Спешу на праздник!
Я, конечно, самый главный
Озорник, шалун забавный.
Я в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа… (Незнайка)
Выбегает Незнайка и буква «Я»:
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква «Я»-
Буква,
Слог
И слово!
Появляется Незнайка: Здравствуйте, друзья! Ребята, что она говорит, я ничего не пойму? Эта буква так спешила похвастаться своей уникальностью, что потеряла по дороге плакат. Первоклассники, помогите разобраться.
Я, ЯМА, ЯГОДА, СЕМЬЯ. Я - ученик.
Незнайка: Спасибо вам, ребята! У меня в сумке есть слоги, но они заколдованы. Когда-то они жили дружно в словах, а злой волшебник их рассорил, чтобы эти слова никто из вас из ребят, никогда их не произносил. А слова эти - очень нужные и важные, без них никак нельзя обойтись. Дорогие первоклассники, помогите слогам подружиться.
Ученики по очереди достают и читают слоги, а потом, составляют слова:
СПА-СИ-БО, ПО-ЖА-ЛУЙ-СТА, ДОБ-РО-Е УТ-РО
Азбука: Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Первоклассники инсценируют
«Я» - Послушай, А,- сказала Я,-
Сменяемся местами:
Ты стань в конце вместо меня,
А я в начале стану.
«А» - Зачем тебе, - спросила А,-
Стоять на первом месте?
«Я» - Быть первой интересней!
Но тут вмешался ъ:
«Ъ» - Зачем нам этот кавардак?
Вы на рожон не лезьте!
Не важно где,
А важно как
Стоять,
Чтоб быть на месте!
(Загадки буква заблудилась) Незнайка:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём,
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.
1.На виду у детворы крысу красят моляры. (Крышу)
2.Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (Маки)
3. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом, на крючок попался дом. (Сом)
4.Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно - врачей. (Грачей)
5.Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне)
6.Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (Дочками)
Мальвина: Что же может произойти, если буква заблудится. (Путаница)
Незнайка: Распускают злые слухи
Про меня мои друзья.
Говорят, слона от мухи
Отличить не в силах я.
Эти странные слова мне обидно слушать.
Всем известно: у слона
Вместо крыльев уши.
Что за смех? Смеются снова
Надо мной мои друзья.
Я - Незнайка, что ж такого?
Научусь всему и я!
Исполняем песню «Слонёнок пошёл учиться» сл.Д.Самойлова муз. Б.Чайковского.
1.Слон играет на трубе, а мышата пляшут ,
Как платочками они хвостиками машут.
ПРИПЕВ:
Тра-та-та, труба играет,
И от этой суеты
Убегают, удирают все окрестные коты.
2.Слон с мышатами – друзья, вместе им не тесно.
Стало весело слону, мышкам интересно!
3.Научился слон писать, он читает книжки
В арифметике ему помогают мышки.
Появляется Старик Хоттабыч
Старик Хоттабыч : О, многоуважаемые, гости! Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что Азбука привела вас в Книжкино царство - мудрое государство. А вы, наверное, догадались, кто я? Верно, ребята, я пришёл к вам из книжки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч». О, отроки, никогда не поступайте так, как Буратино, который продал Азбуку, и не научился читать.
Буратино:- Я очень сожалею об этом, потому что так и не выучил все буквы. Я даже одну с собой прихватил, только не знаю, как она называется. Подскажите:
Первоклассник: Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
«Перед нами буква «Рэ»
Буква «Р»: Я не «Рэ», не «Рэ», не «Рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например,
Мое имя-буква «ЭР»!
Первоклассник: Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Азбука: Да, читать - это полдела.
Труднее написать.
Надо звуки, надо звуки,
Надо звуки различать.
Старик Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших, первоклассники, какие мудрые мысли вы уже узнали, читая Азбуку?
Первоклассники читают пословицы.
1.Ученье и труд всё перетрут.
2. Родина - мать . Умей за неё постоять.
3.Книгу читать - как на крыльях летать.
4.Землю красит солнце, а человека труд.
5.Сам погибай, а товарища выручай.
6.Тот герой, кто за Родину горой.
7.С книгой поведёшься - ума наберешься.
8.Золото добывают из земли, а знания из книги.
Инсценировка: «Запутались» А.Шибаев.
БЫК: - Смотрите - буквы! Вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Автор: Учёный пёс, бык и коза
Таращат на неё глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала:
КОЗА: - Это буква «МЕ».
АВТОР: Бык возразил:
БЫК: - Не «МЕ», а «МУ»,
Я лучше знаю, что к чему!
АВТОР: А пёс воскликнул:
ПЁС: Полно вам, не спорьте, это буква «АМ»
БЫК:- Нет «МУ»!
КОЗА: -Нет «МЕ»!
ПЁС: -Нет «АМ»!, «АМ»!, «АМ»!
АВТОР: Такой поднялся таратам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Учёный пёс, коза и бык,
Увидев букву ………
Вместе: «ЭМ»!
МАЛЬВИНА: - Какие нехорошие! Расшумелись, вместо того, чтобы спокойно во всё разобраться!
Буратино: Ребята, вы такие молодцы, вы так много узнали, и помогла вам замечательная первая книга Азбука!
Азбука: отгадайте загадку!
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
-Друзья я вам вручаю заветный золотой ключик, который поможет нам открыть заветную дверь. (Дверь открывается, выходит Королева Книга.)
Королева Книга: Ну вот, наконец, мы и встретились, мои маленькие добрые друзья . Рада приветствовать вас в своём царстве . Осмотрите мои владения , познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте, что жители моего царства разговаривают молча, поэтому здесь всегда стоит тишина. В Книжкином царстве вы прочитаете много интересных сказок, замечательных стихов, увлекательных рассказов и повестей.
(выставка красочных книг)
Ученик 1: Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Ученик 2: Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Ученик 3: Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине моей!
Ученик 4:Ждёт тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ученик 5: Ничего нет лучше, краше
Милой Родины моей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Азбука: Теперь я вижу, что я вас научила читать и мне пора с вами прощаться, друзья!
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Буду я учить читать
Тех, кто в первый класс придёт!
(Азбука машет рукой и уходит)
Королева Книга: Мы к вам обращаемся,
Товарищи дети:
Старик Хоттабыч: Полезнее книги нет
Вещи на свете!
Незнайка: Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь
ВСЕ: Набирайтесь ума!
Мальвина: Ты иди в библиотеку,
Чтоб больше прочитать.
Буратино: Настоящим человеком помогают книги стать.
В празднике можно использовать песни:
«Малышки из книжки» слова Г.Демыкиной, музыка А.Островского
«Песенка Пишичитая» слова Е.Аграновича, музыка Е.Птичника.
«Азбука» слова З.Петровой, музыка Б.Сидельникова.
«Алфавит» слова И.Резникова, музыка Р.Паульса.
«Игровая – шуточная» слова М.Ивенсен, музыка Т. Потапенко.
В разработке использовались материалы из
журнала «Начальная школа»
«Занимательное азбуковедение» Г.П.Попова, В.И.Усачёва