«Роль чувашского народа в борьбе за победу в Великой Отечественной войне».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Роль чувашского народа в борьбе за победу в Великой Отечественной войне».
Цель: расширять знания детей об историческом событии – строительстве Сурского рубежа в Великую Отечественную войну.
Задачи:
образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о роли чувашского народа в победе в Великой Отечественной войне;
• учить ценить подвиг чувашского народа, трудившегося в тылу в военные годы и внесшего значительный вклад в достижение победы;
развивающие:
• развивать умение внимательно слушать друг друга, не перебивать;
воспитательные:
• воспитывать у детей чувство патриотизма к своей Родине, гордость за свой родной народ;
• воспитывать чувство уважения и благодарности к людям военного времени за принесенные жертвы во имя победы против фашизма.
Материалы: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), презентация «Подвиг чувашского народа в военные годы», почтовая коробка, теплые варежки, пазлы, хозяйственное мыло, теплые носки, детская книжка, кукла, яблоко, хлеб, корзина, полоски бумаги, кубики, две корзины.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций о тружениках тыла.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к истории нашей Родины и вспомнить прошлое. 83 года назад, а именно 22 июня 1941 года, на нашу страну напал враг. Немецкие войска незаметно приблизились к границам и без всякого предупреждения напали на русскую землю. Наша страна была не готова к войне и не смогла отразить удар. Вражеские солдаты захватывали города и села, забирали в плен детей и женщин.
(Показ слайдов с военными фотографиями.)
Педагог: Целью немецкой армии был захват Москвы и Кремля. Тогда было принято решение – удержать врага любой ценой, но не допустить его до столицы нашей родины. Началось строительство оборонительных сооружений на территории рек Дона, Оки и Волги. Наша Республика тоже участвовала в строительстве обороны. Мужчины воевали на войне, а женщины и дети рыли окопы, таскали камни и кирпичи, чтобы не дать танкам проехать дальше. Работали не покладая рук, без отдыха и полноценного сна. Те, кто физически не мог работать, вязали теплые носки и варежки и отсылали на фронт солдатам. Еды было мало, так как все самое лучшее отправлялось солдатам.
Игра «Посылка на фронт»
Педагог: Ребята, предлагаю вам собрать посылку, которую отправляли бойцам в военную часть. Вам нужно из предметов, выложенных на столе, выбрать и положить в коробку те, которые понадобятся солдатам. (На столе разложены теплые варежки, пазлы, хозяйственное мыло, теплые носки, детская книжка, кукла, яблоко, хлеб)
(Дети выбирают из предложенных предметов нужные и кладут в коробку.)
Педагог: А теперь, ребята, проверим, все ли нужное мы положили в посылку. Правильно, солдатам могут понадобиться мыло, теплые варежки и носки, из еды яблоко и хлеб. А пазлы, книжка и кукла пусть останутся в детском саду.
Педагог: Солдаты, воевавшие на фронте, переносили и холод, и голод, по несколько дней не спали, делали все невозможное, чтобы не дать врагу завоевать нашу Родину. Очень много русских бойцов погибло, многие получили ранения. А как вы, думаете, ребята, тем, кто остался в тылу, было легко? (Ответы детей.)
Педагог: Когда все мужчины ушли на войну, в чувашских городах и селах остались женщины, старики и дети. Им приходилось выполнять всю непосильную мужскую работу. Чтобы заводы продолжали производить военную технику, у станков стояли обычные мальчишки и девчонки, которые под руководством опытных стариков и женщин изготавливали железные детали для самолетов и танков.
(Показ слайдов с фотографиями тружеников тыла.)
Педагог: Когда было объявлено о строительстве Сурского рубежа, целью которого было остановить врага любой ценой и не пустить к Москве, чувашский народ тоже участвовал в оборонительных работах. Все, кто не работал на заводах и не пахал в поле, вышли рыть окопы. Работы велись и днем и ночью, в дождь и в морозы. Люди недосыпали, недоедали, обмораживали руки и ноги, но продолжали строить оборонительный рубеж. Чтобы работа велась слаженно, люди работали дружно, помогали друг другу. В память о трудовом подвиге строителей Сурского рубежа 8 лет назад установили первый памятник. В честь 75-летия Победы Чувашское книжное издательство выпустило книгу «День Победы приближали как могли. Чувашия в годы Великой Отечественной войны», одна из глав которой посвящена строительству Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
(Показ слайдов с фотографиями строительства Сурского рубежа.)
Игра «В команде»
Педагог: Ребята, я предлагаю вам перенести все кубики из одной корзины в другую по цепочке.
(Ребята строятся в колонну. Первый ребенок из колоны берет кубик и передает его другому, а тот следующему.)
Педагог: Ну как, ребята, получилось у нас справиться с поставленной задачей? Все работали дружно и помогали друг другу. Молодцы.
Педагог: В тяжелые военные годы детям войны пришлось забыть о своем детстве. С утра до ночи они помогали взрослым: таскали дрова, работали в поле. Следуя главному призыву военных лет: «Все для фронта, все для Победы» с утра до вечера на полях трудились трактористы, шоферы, комбайнеры. Дети помогали пахать землю, полоть сорняки, убирать колосья с зерном. Работать нужно было быстро и дружно.
Игра «Сбор урожая»
Педагог: Ребята, я вам предлагаю за короткое время собрать все «колоски» (разбросанные по полу полоски бумаги) в корзину. На полу не должно остаться ни одного колоска.
(Дети по команде взрослого собирают все полоски бумаги в корзину.)
Педагог: Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в памяти русского народа, каждой семье принесла горе и потери. Но в памяти остались не только страшные воспоминания и страдания, но и отвага, бесстрашие, мужество и выносливость людей, вставших против врага. Благодаря стойкости и сплоченности народа, была одержана великая Победа над врагом.