Урок русского языка в 4 классе «Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться»

3
1
Материал опубликован 1 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание глаголов с -тся, -ться»

Цели:

1.Создавать условия для групповой исследовательской работы при объяснении нового материала; совершенствовать умение находить информацию и вычленять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст-схема-модель);

2.Развивать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать, устанавливать закономерности и делать выводы; развивать творческие способности; формировать умение разграничивать формы на -тся и -ться, правильно писать глаголы с сочетаниями -тся и ться;

3.Воспитывать интерес к родному языку, к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок-исследование.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация, карточки, задания для исследовательской и творческой работы в группах.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Языковая разминка.

(слайд №1)Работа в парах.

-Прочитайте слова. В какой они форме?(в начальной)(белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник,трава)

-Классифицируйте их. На какие группы и по какому признаку можно разбить?(части речи)

-Что знаем о начальной форме сущ, прил, глагола?

-Измените форму этих слов, составьте из них предложение. Запишите его, выделите известные орфограммы.(Белые подснежники зелеными листьями раздвинут сухую траву.)Взаимопроверка- в парах.

(слайд№2)Работа с предложением на экране(с использованием интерактивных инструментов)

1уч-найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать устную характеристику предложения,

2уч-морфемный разбор слов(подснежники, зелеными)

3уч(у доски)-морфологический разбор(раздвинут)

III.Актуализация знаний.

-Объявляется пресс-конференция, темой которой является часть речи, без которой не может обойтись текст-повествование.

-О какой части речи будем говорить?(о глаголе)

Работа в группах.(6 групп, по 4-5 человек, роли распределяются между членами группы-1 специалист, 1 эксперт, 1-курьер, 1-теоретик, 1-корреспондент)

Задание№1. У доски- специалисты(корреспонденты с помощью членов своей группы формулируют и задают вопросы специалистам по теме «Глагол», эксперты определяют самый интересный из всех вопросов, курьеры получают листы с таблицей оценивания работы в группе, при затруднении выполнения задания можно использовать помощь своей группы или другой)

Задание№2.-Вы уже много знаете о глаголе. Следующее задание под названием «Знатоки спряжения», которое принесет вам курьер и объяснит, как его выполнить,- покажет, как вы дружно и слаженно примените эти знания на практике.

(определить спряжение глаголов и записать безударное личное окончание глаголов)

(1гр-увид_шь, встреча_м, пропуска_те, пришива_т, приход_т

2гр-прогон_шь, ожива_т, перелета_м, соблюда_т, встрет_м

3гр-задерж_шь, виля_т, красне_те, чувству_шь, клон_т

4гр-пересмотр_шь, ла_т, достан_т, трепещ_т, тащ_т

5гр-обид_шь, задума_шь, убира_м, перескаж_шь, ход_т

6гр-потерп_шь, плещ_т, подним_т, умыва_т, заход_т)

IV.Определение темы и цели урока.

(слайд№3)(-Давайте же мы______, плеска______,купа________, ны_____, кувырка______ в ушате, в корыте, в лохани……)

-Кто автор произведения?

-Как оно называется?(К.Чуковский «Мойдодыр»)

-Назовите глаголы.

Найдите среди них лишний.(нырять)

По какому признаку лишний?(нет –ся на конце)

-Что общего у всех остальных глаголов?(есть –ся).

Работа в группах.

-Какие вопросы возникают?

-Что уже знаем?(постфикс, стоит после окончания)

-Приведите примеры с –ся.

Открытие опытно- исследовательской лаборатории русского языка.

Задание. Курьеры получают задание для исследования(2мин)

(карточки с заданиями для групп- образовать от данных глаголов глаголы с постфиксом, найти ответы на вопросы№1-4 на экране)

(1гр-играть, причесать,

2гр-мыть, строить,

3гр-купать, учить,

4гр-решать, лечить

5гр-закрыть, кормить,

6гр-кружить, ловить)

Ответы детей на вопросы:

1.Как называются глаголы с –сь, -ся?(возвратные)

2.Какое действие обозначают эти глаголы?(действие направлено на того, кто его совершает)

3.В какую часть слова входит постфикс -сь,-ся?(в основу)

4.В чем особенность этого суффикса?(стоит после окончания)

Историческая справка учителя. –Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом(местоимением) и писали его отдельно. Обозначал «себя», «сам».

V.Поиск решения. Работа с информацией.

Работа с учебником(стр83,упр 274, II часть задания.)

- Продолжаем исследование глаголов(два столбика)

-В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?

-Что объединяет глаголы каждого столбика?(вопрос)

-На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика? (что делать?)

-Второго столбика?(что делает?)

-Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?

-Сделайте вывод(Слайды№5-6)

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании глаголов на –тся и –ться?(задать вопрос и определить форму глагола)

Работа с правилом(стр84-правило№2)

-Какие 2 способа проверки запомнили?

-Составим схему графически(слайд №7)

Н.ф. возвратный(-ся)

Что делать? --------------------------- ться

3лицо

Что делает? ---------------------------- тся

-Приведите свои примеры таких глаголов.(устно)

VI.Первичное закрепление. Развитие орфографических умений.

Работа с учебником(стр84-85)

Упр.275(развивается умение писать возвратные глаголы с опорой на схему:первая часть задания с комментированием, вторая-самостоятельно-взаимопроверка)

Работа в группах. Упр276(проверяется умение образовывать формы глаголов-неопределенную и 3-е л, ед. ч. и мн.ч., писать глаголы с буквосочетаниями –тся, -ться, объяснять выбор написаний)

Творч.задание для групп.(Составь с двумя глаголами-возвратным в неопред. форме и в 3лице ед. или мн. числа два предложения и запиши их, выдели орфограммы)

Проверка(в группах-специалисты и эксперты)

VII.Итог урока.

1.-Запишите(или назовите) ключевые слова урока(возвратный, суффикс -ся, глаголы

с –тся, -ться)

2.Оцените свою работу в группе и работу каждого в группе в листах оценивания.

VIII.Домашнее задание.

Правило(с 84), схема, упр6,7, стр96

Презентация 

Предварительный просмотр презентации

Белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник, трава

1.найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать устную характиристику предложения, 2.морфемный разбор слов(подснежники, зелеными) 3.морфологический разбор(раздвинут) Белые подснежники зелёными листьями раздвинут сухую траву.

-Кто автор произведения? -Как оно называется? -Давайте же мы____,плеска____,купа____, ны_____, кувырка______ в ушате, в корыте, в лохани…

Подумай и Ответь на вопросы: 1.Как называются глаголы с –сь, -ся? 2.Какое действие обозначают эти глаголы? 3.В какую часть слова входит постфикс -сь,-ся? 4.В чем особенность этого суффикса?

бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся

Вопрос – твой помощник! Что делать? Что сделать? броситься нравиться удивиться вернуться Что делает? Что сделает? бросится нравится удивится вернутся

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Похожие публикации