Урок русского языка в 4 классе «Спряжение глаголов. Закрепление»
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
4 |
УМК |
Школа России |
Учебник |
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. |
Кол-во часов в неделю |
4 часа |
Кол-во часов в год |
136 часов |
Тема урока |
Спряжение глаголов. Закрепление |
Цель урока
|
закреплять умение различать окончания глаголов I и II спряжения; закреплять умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения; закреплять умение спрягать глаголы с ударными окончаниями; развивать связную речь обучающихся при устных ответах, в работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память. |
УУД |
Личностные УУД принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего. Регулятивные УУД управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Познавательные УУД исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста. Коммуникативные УУД умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Тип урока |
урок закрепления знаний |
Формы организации урока: |
фронтальная; парная; групповая, индивидуальная. |
Методы |
частично-поисковый, исследовательский; репродуктивный. |
Технологии |
информационно – коммуникационные технологии (ИКТ); исследовательские и проектные методы в обучении; технология обучения в сотрудничестве; технологии разноуровневой дифференциации; технология развивающего обучения. |
Метапредметные связи |
окружающий мир; музыка |
Применение оборудования и инструментария |
компьютер; м/м проектор; интерактивная доска; раздаточный материал в печатном виде и на слайде; м/м презентация; рисунок короны; иллюстрации времен года; карточки для рефлексии. |
Автор урока |
Еськова Юлия Николаевна - учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ «СОШ № 23» Курского района Курской области |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация к деятельности |
Звучит музыка И. Штрауса «Сказки Венского леса» Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю начать урок со слов: Я - человек. Я - умею смеяться и удивляться, обижаться и огорчаться. Я - умею думать и понимать, слушать и отвечать. Я могу ошибаться. Я – умею учиться. Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ! Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить" Желаю вам удачи! |
Повторяют слова. Читают девиз на интерактивной доске. |
Постановка темы урока |
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор. Сценка – миниатюра
- О какой части речи будет сегодня разговор? Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение. - Скажите, что теперь оно обозначает? (правило) Определите цель урока. Верно, сегодня нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом мы смело могли отправиться в путь за новыми знаниями. |
Прослушивание разговора. Сценка – миниатюра - Что вы любите больше всего? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную всем частицу. - Что вы можете сказать о своей роли в речи? - Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет.
Высказывают мнения. Формулируют правило. Высказывают мнения о цели урока. |
Актуализация знаний |
Внимание на экран: глаголить разглагольствовать -Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. -У вас возникло затруднение? -Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре) На слайде: Глаголить – говорить. (Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи). В.Даль
Разглагольствовать - говорить многословно, бессодержательно. - Что объединяет эти слова? - Чем они отличаются? - Сформулируйте тему урока. - Мы умеем определять спряжение глаголов? - Значит, что будем делать сегодня на уроке? - Где нам пригодятся эти знания? (грамотно писать безударные личные окончания глаголов) - Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? Что такое спряжение? Какие окончания имеют глаголы I и IIспряжения? Алгоритм определения спряжения. Глаголы-исключения (стих)
|
Терминология слова «глагол». Работа по толковому словарю В. Даля. Работа в парах. Высказывают мнения. Взаимопроверка по записям на интерактивной доске. Высказывают мнения. Глаголы, н.ф., однокоренные Спряжением Спряжение глаголов Да Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов Формулируют правило. Высказывают мнения.
На интерактивной доске дети составляют схему – алгоритм определения спряжения. Чтение стихотворения о глаголах – исключениях. |
Работа над темой урока |
Индивидуальная работа по карточкам Глаголы: *склоняются *спрягаются У глаголов при спряжении изменяется * окончание * основа Лицо глагола определяй по : *местоимению * окончанию * предлогу Что называется спряжением? *изменение глагола по падежам *изменение глагола по лицам и числам *изменение глагола по рода и числам
Взаимопроверка. Итог выполнения. |
Самостоятельная работа по карточкам (выполнение мини теста). Взаимопроверка - защита решений. Высказывают мнения. Доказывают правильность решения. |
Физкультминутка для глаз |
1. Быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5. Повторить 4 раза. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 раза. 3. 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 2 раза.
|
Выполняют упражнения стоя. |
Работа над темой урока (продолжение) |
Работа в тетради Минутка чистописания. На доске написаны слова: С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч …рнееш… . -Прочитайте данные слова, найдите в них общее. - Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. - Какие группы у вас получились? - Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? - Напишите, пожалуйста, эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. -ешь -ишь -ишь -ешь - ешь -ишь
Из учебника (упражнение №193) глаголы выписать, выделить окончания, определить спряжение глаголов. Например, КЛЕИШЬ, ЧИТАЕШЬ, СЛЫШИШЬ.
Чтение и запись пословицы: Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь. - В каких случаях так говорят? Почему? -Какая часть речи присутствует во всей пословице? -Объясните, пожалуйста, правописание окончаний данных глаголов? |
Запись числа, классной работы. Высказывают мнения Доказывают правильность решения: В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь. Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и –ишь. Самостоятельная работа. Доказывают свой выбор. Читают пословицу. Высказывают мнения. Доказывают своё решение, указывая на спряжение данных глаголов. |
Развитие речи с элементами проектной деятельности - В группах составьте рассказ по пословице «Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь». -Работа в группах. -Защита работ. |
Групповая работа. Защита работ. |
|
Работа по учебнику: упражнение 206.
1. Загадка про иву: Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Никому не говорит.
2. Доклад о дереве ива. «Когда ива зацветает, значит – конец зиме. Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих свои пушистые почки под лучами весеннего солнца. Первые пчелки спешат к иве. Ведь цветы и другие деревья еще не спешат зацветать. Деревья, с которых пчелы собирают нектар и затем делают мед, называются «медоносы».
3. Чтение задания упражнения 206. Самостоятельное выполнение с предварительным разбором. |
Читает ученик загадку. Обучающиеся отгадывают. Примерный текст сообщения ученика о дереве: «Ива. У этого дерева много имен и родственников. Верба, ива, ветла, лозина, шелестящее дерево - названий и видов у этого дерева очень много. Если бы нашим крымским ивам пришло в голову поездить по родственникам, они бы весь свет повидали, потому что много разных ив растет во всех краях. Ива – дерево влаголюбивое. Что это значит? Любит влагу, воду. И так сильно любит ива воду, что даже затопления не боится. Случается, что весной зальет надолго водой иву, так, что только верхушка дерева торчит. А иве все нипочем. Название ивы происходит от латинских слов «близко» и «вода». |
|
Физкультминутка |
Игра «Как живёшь?» - Как живешь? - Как идешь? - А бежишь? - Ночью спишь? - Как плывёшь? - Как берешь? - А даешь? - Как молчишь? - А грозишь? - Как сидишь? |
Дети показывают жест Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! Вот так! (Дети садятся за парты.) |
Работа над темой урока (закрепление) |
Работа у доски. Морфологический разбор глагола «понюхаешь».
|
Ученик работает у доски (с обратной стороны). Понюхаешь – глагол, что сделаешь? Н.ф. – понюхать. II спряжения, в будущем времени, во 2 лице, в единственном числе. Сказуемое. Проверка: объяснение у доски. |
Решение логического упражнения «Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом». а) Овладевать собой, успокаиваться - … б) Очень тесно - … в) Усиленно думать над трудным вопросом - … г) Хорошо запомнить - ..... |
Работа в парах на карточках. Проверка на интерактивной доске: Брать себя в руки. Яблоку негде упасть. Ломать голову. Зарубить себе на носу. |
|
Рефлексия |
Наш урок подошел к завершению. Подведем итог. Известный русский ученый А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир. Закончите любое из выражений: Мне понравилось на уроке… На уроке я узнал, что... Меня удивило на уроке… Мне бы хотелось... Посмотрите, к нам пожаловал сам король ГЛАГОЛ. О жителях страны Глаголии вам он расскажет ….. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им: – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. |
Интерактивная доска Высказывают мнения. Обучающиеся класса представляют классу сценку о спряжении глагола. Звучит музыка. Выходит король с короной, в мантии. Рядом с ним 2 сына: I спряжение и II спряжение. |
Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке и дарю каждому по короне, с обратной стороны каждой напечатано домашнее задание (индивидуально). Упражнение № 202 а) глаголы с ударными личными окончаниями; б) глаголы I спряжения с безударными окончаниями; в) глаголы II спряжения с безударными окончаниями. |
Дети внимательно читают индивидуальное домашнее задание. |