Урок русского языка «Грамматические признаки глагола. Время глаголов» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс, предмет: 4 «Б» класс, русский язык.
Тема: «Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее)».
Тип урока: отработка умений и рефлексии.
Цель: уметь различать времена глаголов по вопросам и лексическому значению, уметь изменять глаголы по временам.
Задачи:
-освоение знаний о грамматических признаках времени глаголов;
-овладение умениями определять время глагола в предложении и тексте;
-развитие памяти и внимания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка; Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. |
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности – Р; Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации – Р; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание – П. |
Определять принадлежность слов к глаголу по комплексу освоенных признаков (лексическое значение и время) |
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оснащение урока: учебник русского языка Канакина В. П., Горецкий В. Г. 4 класс, 2 часть; раздаточный материал (карточки для актуализации знаний); презентация.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (формируемые на данном этапе урока) |
Методы обучения, КРР |
||||||||||
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) |
Приветствие учеников. Создает эмоциональный настрой на урок. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Объясните как вы понимаете следующую фразу: Велик и могуч русский язык. |
Приветствие учителя. Объясняют понимание высказывания |
Формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка - Л |
Создание ситуации успеха в обучении Беседа |
||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
Откройте тетради и запишите число и классная работа. Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь чисто и красиво
Приложение №1
Проверим, что у вас получилось. Ещё раз просмотрите на эти слова. Определите, какое из них лишнее? Почему?
Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. На столах у вас листы с заданием. Ваша задача выбрать верное утверждение. Приложение №2 Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверим как вы выполнили. |
Открывают тетради и записывают число и классная работа Москва, автобус, здание, дежурить, вокзал, трамвай, улица, дорога, ракета, автомобиль Самопроверка по эталону Слово дежурит Это глагол, а остальные слова – имена существительные Выполняют задание Вспоминают изученное о глаголе Взаимопроверка по эталону |
Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации – Р Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке – Л |
Педагогическое требование Практическая работа Самопроверка Беседа Практическая работа Взаимопроверка |
||||||||||
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление 3.4. Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний |
А вот что сегодня будем изучать, узнаете, прочитав предложения на слайде. Я читал книгу. Я читаю книгу. Я буду читать книгу. Сравните предложения. Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока. Да, сегодня мы поговорим о такой категории глагола, как время. Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? Спишите предложения в тетрадь. Назовите глагол, называющий действие, которое происходит сейчас, тогда, когда о нем говорят (в момент речи). Этот глагол в форме настоящего времени. Откройте учебники на стр. 71 и обратите внимание на правильное сокращение. А теперь запишите над словом «читаю» время, в котором оно употреблено. Назовите глагол, обозначающий действие, которое уже произошло (до момента речи). Этот глагол в форме прошедшего времени. Глагол, называющий действие, которое произойдет (совершится после момента речи). Этот глагол в форме будущего времени. Что помогает вам определять время глагола? На какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени? В форме прошедшего времени? В форме будущего времени? Прочитайте задание № 146. Выполним… ФИЗМИНУТКА Я называю глагол в прошедшем времени - вы поднимаете руки вверх, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны. Распределите слова по временам в 3 столбика. 1 столбик- прошедшее время, 2 столбик – настоящее и 3 столбик – будущее время. Приложение №3 Посмотрите, верно ли вы выполнили. Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». |
В них действия происходят в разное время. Формулируют тему урока Время глаголов. Как глаголы изменяются по временам? Как определить время глагола? Вспомнить на какие вопросы отвечает каждое время? Продолжают работать с предложениями. Читаю Открывают учебники и обращают внимание на сокращение Читал Буду читать Вопросы и значение Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? Читают задание и выполняют упражнение
Дополняют текст глаголами Наступила весна. Светит яркое солнце. Звенит весёлая капель. Текут звонкие ручьи. Скоро на деревьях появятся листочки. Прилетят перелётные птицы |
Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке – Л Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности – Р1 Осознанно и произвольно строить речевое высказывание – П Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке – Л Осознанно и произвольно строить речевое высказывание – П Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации – Р |
Стимулирование занимательным содержание Беседа Создание проблемной ситуации Беседа Практическая работа Беседа Организация работы с книгой Практическая работа Самопроверка Творческая работа |
||||||||||
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Что вспомнили о глаголе? Сколько временных форм имеют глаголы? Какие? На какие вопросы отвечают глаголы разных временных форм: Глаголы настоящего времени? Глаголы прошедшего времени? Глаголы будущего времени? Возьмите лесенку успеха и оцените свою работу на уроке: Верхняя – на уроке все было понятно и затруднений не возникло; По середине – было немного не понятно, но с заданием справился; Нижняя ступень – это на уроке ничего не было понятно. |
Как изменяется глагол по временам 3 Прошедшее, настоящее, будущее Оценивание своей деятельности на уроке при помощи «Лесенки успеха» |
Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации – Р |
Беседа Самооценка |
Приложение
№1. М...сква, ..втобус, здан…е, д…журить, в…кзал, тр…мвай, ул…ца, д…рога, р..кета, автом…биль.
№2.
Глагол – это часть речи. |
Глагол – это часть слова. |
Глагол обозначает предмет |
Глагол обозначает действие предмета или состояние |
Вопросы глагола: что делать? что сделать? |
Вопросы глагола: какой? какая?... |
В предложении глагол обычно является сказуемым |
В предложении глагол является второстепенным членом предложения |
Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. |
Не с глаголами пишется раздельно |
Глаголы не употребляются с предлогами |
Глаголы имеют начальную и личную форму. |
№3. Строит, писал, будет рисовать, поёт, будет свистеть, машет, смотрел, будет спать, думают, кричал, буду учить, прилетело, плачет, будет писать, слушала, видели, будет идти, пропал, клеит, встретишь.
№4. Весна. Солнце. Весёлая капель. Ручьи. Листочки. Перелётные птицы.