Урок русского языка в 4 классе «Грамматические признаки глагола. Время глаголов»
Урок русского языка в 4 классе
«Грамматические признаки глагола. Время глаголов»
Тема: «Грамматические признаки глагола. Время глаголов»
Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам.
Задачи:
формировать умение определять время глагола;
развивать орфографическую зоркость; развивать внимание, память, расширять кругозор, словарный запас, мышление, речь;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, прилежное отношение к учёбе, дружелюбие, умение работать в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
Проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности.
Регулятивных:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательных:
Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; строить небольшие сообщения в устной форме.
Коммуникативных:
Принимать участие в работе парами; контролировать свои действия в ходе учебного процесса; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, тетрадь на печатной основе №2, карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||
I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. | Приветствие. Я тетрадь свою открою - Вы готовы? - Тогда начнём урок! | Дети проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД | ||||||
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. | - Запишите число, «Классная работа». -Посмотрите на доску. Запись на доске: Я яя Я яяя Я яяяя ярко - Дайте характеристику звукам, которыми обозначаем букву «я». - Запишите, соблюдая закономерность. Со.нце ярко осв.щ.ло л.сную п.ляну. - Прочитайте предложения. Объясните пропущенные орфограммы. Запишите. | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания ( регулятивные УУД) 3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата ( регулятивные УУД) 3.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом ( регулятивные УУД). 4.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД) | ||||||
III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). | На доске: Солнце осветило землю яркими лучами. Солнце освещает землю яркими лучами. Солнце осветит землю яркими лучами. -Прочитайте предложения. -Чем похожи предложения? -Чем они отличаются? -Форма какого слова изменяется при этом? - Что изменяется у глагола? - О чем будем говорить на уроке? - Какую цель поставим? - Что нам необходимо для достижения цели? - Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке? | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором - действие, которое происходит в данный момент, в третьем - действие, которое будет происходить. Глагола. Время. Вспомним, как глаголы изменяются по временам, научимся определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов. | 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД). 2.Принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания ( регулятивные УУД) | ||||||
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Работа по учебнику. Упражнение 146, стр. 71. -Прочитайте стихотворение выразительно. - Найдите в толком словаре значение слова «навострили». Работа в паре. - Расскажите о выделенных глаголах по плану: 1. В форме какого времени употреблен глагол. 2. Какое действие обозначает глагол. 3. На какой вопрос отвечает глагол. - выпишите глаголы. Укажите над каждым глаголом время. Проверка: кончится – б.вр., потекут – б.вр., навострили – пр.вр., готовим – наст.вр., снятся – наст.вр. Вывод: Этот хитренький глагол | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. Haвocтpить: 1) нaвocтpить yши (paзгoвopнoe) - c любoпытcтвoм пpиcлyшaтьcя; 2) нaвocтpить лыжи (paзгoвopнoe) - пpигoтoвитьcя бeжaть, a тaкжe yбeжaть. Проверяют работу по эталону. Делают вывод. | Развиваем умения: 1.Принимать участие в обсуждении задания. 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) ( регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию(познавательные УУД) | ||||||
Динамическая пауза. | На зарядку становись! | Выполнение упражнений. | Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||||||
V. Этап реализации построенного проекта. | Работа в рабочей тетради №2. Упражнение 92. - Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Выпишите глаголы в прошедшем времени. Проверка: село, увело, мела, несла, гудела, стало. - Назовите омографы. Село – село, мела – мела. | Работа в парах. Выборочные ответы. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) (регулятивные УУД). | ||||||
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Работа в группах. Распределите пословицы на группы в зависимости от времени глагола. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Мир строит, а война разрушает. Поспешишь – людей насмешишь. Слова не сдержал, честь потерял. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Сделал дело, гуляй смело. -Какие пословицы не вошли ни в одну группу? Почему? | Работа в группе. Выборочные ответы. | 1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом) (коммуникативные УУД). 2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД) | ||||||
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Работа в паре. -Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени. Буря мглою небо кроет... То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. А. Пушкин Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел. Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана. С. Михалков В игре её конный не словит, В беде не сробеет — спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт! Н. Некрасов Проверка:
| Фронтально-индивидуальная работа.
| 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). | ||||||
Домашнее задание | На выбор: упражнение 147 (учебник) или №92 (Рабочая тетрадь). Творческое задание: подобрать пословицы о весне, указать время глаголов. | ||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Продолжите предложения: (Слайд №11) Сегодня на уроке я убедился в том, что глаголы…. Я вспомнил о том, что глаголы… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен своей работой на уроке, потому что… Самый большой мой успех – это… Я не умел, а теперь умею… На следующем уроке я хочу… | Фронтальная работа. Высказывают свое мнение. | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Приложение
Карточка №1 Ласточка день начинает, а соловей кончает. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Мир строит, а война разрушает. Поспешишь – людей насмешишь. Слова не сдержал, честь потерял. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Сделал дело, гуляй смело.
| |||||||
Карточка №2 -Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени. Буря мглою небо кроет... То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. А. Пушкин Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел. Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана. С. Михалков В игре её конный не словит, В беде не сробеет — спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт! Н. Некрасов |
Стихотворение Этот хитренький глагол |
Источники:
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3031
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kratkosrochnyi_proiekt_solnyshko_luchistoie