12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Критинина Елена Анатольевна294
Учитель начальных классов.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург




Урок русского языка в 4 классе

«Грамматические признаки глагола. Время глаголов»

Тема: «Грамматические признаки глагола. Время глаголов»

Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по вре­менам.

Задачи:

формировать умение определять время глагола;

развивать орфографическую зоркость; развивать внимание, память, расширять кругозор, словарный запас, мышление, речь;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, прилежное отношение к учёбе, дружелюбие, умение работать в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

Проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности.

Регулятивных:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательных:

Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; строить небольшие сообщения в устной форме.

Коммуникативных:

Принимать участие в работе парами; контролировать свои действия в ходе учебного процесса; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, тетрадь на печатной основе №2, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.


Приветствие.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

- Вы готовы?

- Тогда начнём урок!

Дети проверяют готовность к уроку.


Личностные УУД

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.


- Запишите число, «Классная работа».

-Посмотрите на доску.

Запись на доске:

Я яя Я яяя Я яяяя

ярко

- Дайте характеристику звукам, которыми обозначаем букву «я».

- Запишите, соблюдая закономерность.

t1649219449ab.jpg

Со.нце ярко осв.щ.ло л.сную п.ляну.

- Прочитайте предложения. Объясните пропущенные орфограммы. Запишите.

t1649219449ac.png

Фронтально-индивидуальная работа.



Выборочные ответы.

1.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

( регулятивные УУД)

3.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом

( регулятивные УУД).

4.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

(коммуникативные УУД)

III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).


На доске:

Солнце осветило землю яркими лучами.

Солнце освещает землю яркими лучами.

Солнце осветит землю яркими лучами.

-Прочитайте предложения.

-Чем похожи предложения?

-Чем они отличаются?

















-Форма какого слова изменяется при этом?

- Что изменяется у глагола?



- О чем будем говорить на уроке?

- Какую цель поставим?

- Что нам необходимо для достижения цели?

- Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

В пред­ложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором - действие, которое происходит в данный момент, в третьем - действие, которое будет происходить.

Глагола.

Время.



Вспомним, как глаголы изменяются по временам, научимся определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.

1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

2.Принимать участие в обсуждении и

формулирование цели конкретного задания

( регулятивные УУД)



IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.


Работа по учебнику. Упражнение 146, стр. 71.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

- Найдите в толком словаре значение слова «навострили».

Работа в паре.


- Расскажите о выделенных глаголах по плану:

1. В форме какого времени употреблен

глагол.

2. Какое действие обозначает глагол.

3. На какой вопрос отвечает глагол.

- выпишите глаголы. Укажите над каждым глаголом время.


Проверка: кончится – б.вр., потекут – б.вр., навострили – пр.вр., готовим – наст.вр., снятся – наст.вр.

Вывод:

Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Фронтально-индивидуальная работа.


Выборочные ответы.

Haвocтpить:

1) нaвocтpить yши (paзгoвopнoe)

- c любoпытcтвoм пpиcлyшaтьcя;

2) нaвocтpить лыжи (paзгoвopнoe) - пpигoтoвитьcя бeжaть, a тaкжe yбeжaть.




Проверяют работу по эталону.


Делают вывод.


Развиваем умения:

1.Принимать участие в обсуждении

задания.

2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

( регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию(познавательные УУД)

Динамическая пауза.

На зарядку становись!
На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)

Выполнение упражнений.


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

V. Этап реализации построенного проекта.


Работа в рабочей тетради №2.

Упражнение 92.

- Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Выпишите глаголы в прошедшем времени.

Проверка: село, увело, мела, несла, гудела, стало.

- Назовите омографы.

Село – село, мела – мела.

Работа в парах.


Выборочные ответы.


1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

(регулятивные УУД).

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.



Работа в группах.

Распределите пословицы на группы в зависимости от времени глагола.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

Мир строит, а война разрушает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Слова не сдержал, честь потерял.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Сделал дело, гуляй смело.

-Какие пословицы не вошли ни в одну группу? Почему?

Работа в группе.

Выборочные ответы.

t1649219449af.gif

1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом)

(коммуникативные УУД).

2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом

(регулятивные УУД)


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Работа в паре.

-Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.

Буря мглою небо кроет...

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А. Пушкин

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С. Михалков

В игре её конный не словит,

В беде не сробеет — спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Н. Некрасов

Проверка:


наст.вр.        

буд.вр.                

прош.вр.

кроет                           

печёт            

течёт            

завоет               

заплачет          

не словит         

не сробеет               спасёт                 остановит                 войдёт

сидел           глядел         утонули


Фронтально-индивидуальная работа.


















 

1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).

Домашнее задание

На выбор: упражнение 147 (учебник) или №92 (Рабочая тетрадь). Творческое задание: подобрать пословицы о весне, указать время глаголов.



Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Продолжите предложения:

(Слайд №11)

Сегодня на уроке я убедился в том, что глаголы….

Я вспомнил о том, что глаголы…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не умел, а теперь умею…

На следующем уроке я хочу…


Фронтальная работа.

Высказывают свое мнение.



1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).


Приложение


Карточка №1


Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

Мир строит, а война разрушает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Слова не сдержал, честь потерял.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Сделал дело, гуляй смело.


Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время











Карточка №2

-Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.

Буря мглою небо кроет...

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А. Пушкин

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С. Михалков

В игре её конный не словит,

В беде не сробеет — спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Н. Некрасов



Стихотворение


Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Источники:

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3031

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kratkosrochnyi_proiekt_solnyshko_luchistoie


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.