12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скобликова Екатерина Андреевна58
Россия, Калининградская обл., Калининград
0

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах


Тема: Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

Тип урока: получение новых знаний.

ЦЕЛИ:

УЧЕБНАЯ:

Познакомить студентов с понятием информатика, информация, информационное общество; информация культура;

Рассмотреть роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной и других сферах;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Развивать кругозор.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Структура занятия

1. Организационный момент (3 мин)

2. Сообщение темы, цели занятия (5 мин)

3.Вступительное слово(введение, ТБ) (10мин)

4. Выдача теоретического материала (45 мин)

5. Проверка полученных знаний (20 мин)

6. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

Литература

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Ход занятия

Введение.

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее профессиональное образование. Для чего? Для того, чтобы получить образование! Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их применения в сфере профессиональной деятельности, развитие культуры. Основная цель наших занятий по информатике: овладение знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Наш курс дисциплины Информатика затронет следующие темы:

1. Информационная деятельность человека.

2. Информация и информационные процессы.

3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

5. Телекоммуникационные технологии.

Прежде чем мы с вами познакомимся понятием информатика, вспомним Правила техники безопасности в компьютерном классе (Приложение 1).

Теперь мы с вами можем приступить к изучению нашей дисциплины, что скрывает в себе название дисциплины Информатика?

Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Одним из основных понятий дисциплины Информатика, которое очень часто применяется представителями различных научных дисциплин и направлений, является понятие "информация".

Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает важную роль информации.

Информация - это сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.

Свойства информации:

1) Объективность и субъективность – зависит от человеческого фактора.

2) Полнота, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает   принятие   решений   или   может   повлечь   ошибки.

3)Актуальность–актуальную информацию важно  иметь   при   работе   в   изменившихся   условиях.

4) Достоверность, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

5) Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Инфор­мация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

6)Доступность–возможность получения информации

7) Адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Информационный процесс — это процесс сбора (приёма), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.

Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. 

Роль информационной деятельности в современном обществе.

Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.

Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т.е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.

Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий, где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.

По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Информационное общество  общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Признаки информационного общества

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Негативные тенденции, наблюдаемые в информационном обществе:

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, так называемую, информационную культуру.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, которую нужно формировать с детства.

Компьютерная грамотность предполагает:

знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

знание основных видов программного обеспечения;

умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Мы живем в XXI веке и в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и информационные технологии, наша работа, отдых, развлечения прочно с ними связаны. Давайте с вами рассмотрим в каких сферах нашей жизни и деятельности мы их используем. Например, в экономической сфере.

Главная цель информационных технологий экономической сфере – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о каком - либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.

Экономическая информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

  Если рассматривать информационную деятельность в социальной сфере, то видно, что информация стала более доступной для человека. Сейчас большое количество источников информации, это и традиционные газеты, журналы, радио, телевидение, а теперь и компьютер, интернет, сотовый телефон и т.д. Если раньше информация печаталась на бумаге, затем только доходила до человека, то теперь телевидение, радио и интернет в режиме реального времени передают любую информацию «тут же». Даже с помощью сотового телефона вы будете информированы о стихийных бедствиях, о распродажах или скидках. Всё это делает социальную сферу более информационной. А различные социальные сети в сети интернет позволяют общаться людям на большой расстоянии друг от друга, а также передавать любую информацию, будь то фотографии или важные документы.

С помощью информационных технологий общество становится более грамотным, так как можно достаточно быстро найти ответы на нужные вопросы, а также получить правильные советы. Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур.

Социальная информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

  Если рассматривать информационную деятельность в культурной сфере, то тут видно, что с одной стороны с помощью столь многих информационных источников можно поддерживать и развивать культурную деятельность, а с другой стороны можно и разрушить всю культуру человечества. С помощью телевидения, интернета можно с легкостью транслировать различные концерты, представления, учить культуре, этике. С другой стороны, за счет столь обширной информации, внедряется в нашу жизнь и безкультурие, идущее из – за рубежа. С появлением компьютера, многие люди перестали ходить в театры, встречаться друг с другом и т.д. Все это заменяет общение в интернете и телевидение.

Информационная деятельность и культура неразрывно связанно со СМИ. Средства массовой информации кардинально меняет наш быт, меняет нашу моду, говорит нам, как правильно питаться, чему можно верить и т.д. С помощью СМИ можно внедрять в общество ту или иную культурную среду.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

  Современное образование тоже немыслимо без применения компьютеров. Компьютеры помогают моделировать явления и процессы, осваивать теоретический материал, осуществлять эффективный контроль уровня знаний учащихся. Используя сайт образовательного учреждения , можно записаться на лабораторные работы, посмотреть расписание, разместить ответ на вопрос на специальном форуме, записаться на курс дистанционного обучения и многое другое. В чем же состоит причина такой популярности информационных технологий в образовании? Прежде всего в том, что компьютер позволяет в значительной мере индивидуализировать учебный процесс, выбрать темп обучения, степень подробности, дает возможность еще и еще раз вернуться к материалу, проверить уровень понимания его и тд. Компьютерное моделирование дает возможность провести реально невыполнимые в обычных условиях эксперименты. Например, научится кровообращение в организме человека, управлять государством, расщеплять ядерное ядро или путешествовать по миру. Особая роль принадлежит системе дистанционного обучения. Информационные технологии и ресурсы дистанционного обучения в Интернете являются на сегодня самым мощным средством самообразования и саморазвития людей, со школьной скамьи приобщая к этому процессу, без которого в современном информационном обществе невозможен путь к успеху в профессиональной сфере. И сегодня получая образование в СПО вы будете активно использовать ЭВМ и информационного технологии для получения образования по своей специальности.

К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

Медицина- очень сложная наука. И здесь ей на помощь приходит компьютер. Существует множество болезней, каждая из которых имеет только ей присущие симптомы. Кроме того, есть десятки болезней с похожими симптомами. В подобных случаях врачу бывает трудно составить точный диагноз. В настоящее время врачи используют компьютерную диагностику.

Современная армия невозможна без компьютерной техники и тд. Подумайте и приведите примеры, в каких еще сферах нашей жизни мы используем компьютер и информационные технологию.



 Вопросы для закрепления материала:

Что изучает информатика?

Что такое информация?

Что такое информационное общество?

Что входит в состав информационных ресурсов?

Перечислите признаки информационного общества.

Что обеспечивает использование современных информационных технологий?

Как вы считаете- владеете ли вы компьютерной грамотностью и почему?

Можете ли вы назвать себя информационно культурным человеком?

Итоги. Сегодня мы с вами познакомились с новыми для вас понятиями, вспомнили уже раннее изученные, поговорили о вашей безопасности на уроке информатики, поставили перед собой новые цели, которых я вам желаю обязательно достичь!

Домашнее задание: Подготовить проект «Схема: история развития информационного общества». Найти с каким историческим событием связана поговорка на 1 слайде(кратко записать историю)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.