Статья «Социальные сети как элемент информационно-образовательной среды в образовательном учреждении»
А.Н. Рубенко
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Одним из приоритетов модернизации российского образования выступает его информатизация, поскольку на современном этапе развития общества информационные процессы активно внедряются во многие сферы социума, включая науку, экономику, производство, что влечет за собой неизбежные изменения в сфере образования.
Главная задача информатизации образования состоит в создании единой информационно-образовательной среды, так как ее наличие является неотъемлемым условием достижения нового качества образования.
Для лучшего понимания сущности понятия информационно-образовательной среды следует обратиться к его составляющим.
Информационная среда представляет собой «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями» [1, 156].
Под образовательной средой понимается деятельность образовательной организации, «совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, общественных элементов и межличностных отношений». [2, 101].
Таким образом, информационно-образовательная среда – это «систематизированный набор педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на учебный процесс и его участников» [2, 102].
Согласно ФГОС ООО информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения включает в себя:
«комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС» [3, 46].
Для современных обучающихся использование информационных технологий в процессе коммуникации является обыденным делом. Обширную нишу в жизни подростков занимают социальные сети.
Многие исследователи в области образования считают использование социальных сетей перспективным направлением в повышении качества образования. По их мнению, «эти технологии имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен в практическую деятельность» [4].
На данный момент создано значительное количество социальных сетей образовательной направленности: dnevnik.ru, Электронная школа 2.0, Smile и т.д. Многие из них востребованы у учителей, поскольку позволяют автоматизировать отчетность, удобны для родителей, позволяя в режиме реального времени контролировать оценки и посещаемость ребенка. Однако, к сожалению, подобные порталы практически не используются среди подростков в роли социальных сетей: для общения и обмена актуальной для них информацией.
Тогда как популярная в молодежной среде сеть «В Контакте» ежедневно привлекает внимание обучающихся разного возраста и интересов. Именно поэтому в данной социальной сети основана официальная группа ГБОУ РО «Таганрогского педагогического лицея-интерната». Администраторами данного ресурса являются заместители директора и учителя образовательного учреждения. «Страничка» позволяет продвигать в интернет-среде идеи здорового образа жизни, проводить опросы среди обучающихся, распространять информацию о конкурсах, олимпиадах, мероприятиях по подготовке к ЕГЭ, оставлять ссылки на видеоуроки, применять игровые интерактивные формы обучения, доступные ученикам любой момент.
В формате фотоальбомов и сообщений новостной ленты в группе ведутся фотоотчеты различных мероприятий лицейского, муниципального, областного, международного уровней.
Система «репостов» позволяет быстро обменяться важной информацией.
Создание «бесед» - многоканального чата в режиме реального времени – позволяет координировать работу классных руководителей, предметных кафедр, «Президентского совета» (органа самоуправления лицея).
В каждом классе есть собственная «беседа», позволяющая ребятам мгновенно обмениваться информацией, общаться на животрепещущие темы.
Некоторые классы создают отдельные сообщества. Такая форма интернет-общения позволяет не только уточнять домашнее задание и задавать вопросы друг другу по его выполнению, но также делает возможным обмен необходимой информацией в форме документов, фото- и видеоматериалов. Причем, в отличие от беседы, содержащей огромное количество сообщений, в группе информация структурирована и находится в постоянном доступе.
Таким образом, использование социальных сетей как элемента ИОС предоставляет ряд преимуществ:
бесплатность ресурсов;
привычная коммуникативная среда положительно влияет на активность обучающихся;
знакомый интерфейс позволяет исключить необходимость адаптации ребят;
мгновенный отклик аудитории;
возможность вернуться к необходимому материалу в любой момент;
создание, хранение и обмен различной информацией, в том числе учебной;
разнообразное представление учебного материала в формате видео, аудио контента;
непосредственное участие обучающихся в создании и обмене учебными материалами;
расширение образовательного пространства;
обмен не только информацией, но и мнениями об этой информации;
мониторинг ситуации в коллективе: анализ стиля общения, эмоциональной окраски;
педагогическая поддержка во внеурочное время.
Список литературы
Зайцева Ж.Н., Говорский А.Э. Интернет-учебник – виртуальная среда обучения // Труды VIII научно-практической конференции «Открытое образование России XXI века». М.: МЭСИ, 2000.
Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy#ixzz4Of11FaU6 (дата обращения: 22.10.2016).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. (стр. 46-47)
Чванова М.С., Храмова М.В., Лыскова В.Ю. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnyh-setey-i-ih-integratsiya-v-sistemu-obrazovaniya-rossii (дата обращения: 22.10.2016)
Светлана Александровна Максимова
Рубенко Антонина Николаевна