12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гамова Оксана Владимировна22
Россия, Белгородская обл., Старый Оскол
1

Конспект урока информатики «Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира»

 

Сценарный план урока информатики по теме:

«Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира»

Гамова Оксана Владимировна

преподаватель, ОГАПОУ «Старооскольский техникум

агробизнеса, кооперации и сервиса»,

Россия, г. Старый Оскол

Гребцова Юлия Александровна

преподаватель, ОГАПОУ «Старооскольский техникум

агробизнеса, кооперации и сервиса»,

Россия, г. Старый Оскол

Аннотация

В статье представлена подробный сценарий урока информатики

Ключевые слова: информационная безопасность, защита информации

Тема урока: Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира

Тип урока: Урок изучения нового материала (Урок «открытия» новых знаний)

Вид урока: Лекция с элементами беседы

Цель: формирование представления об информационном обществе и о проблемах информационной безопасности

Задачи:

Обучающие задачи:

познакомить с понятием «информационное общество»;

познакомить с понятием «информационная безопасность»;

рассмотреть различные угрозы информационной безопасности и пути защиты информации

Развивающие задачи:

совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;

определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности в частных случаях

Воспитательные задачи:

воспитывать ответственность за свои действия;

воспитывать правовую культуру студентов

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание своего места в информационном обществе;

готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках правого поля РФ;

умение использовать достижения современного информационного общества для повышения собственного развития в выбранной профессиональной деятельности с учетом знаний об информационной безопасности

Метапредметные:

умение пользоваться различными источниками информации для решения частных вопросов защиты персональных;

умение анализировать документы, выделять главное;

умение использовать знания о защите личной информации при работе в соцсетях

Предметные:

оперировать понятиями «информационная безопасность», «информационные угрозы», «защита информации»

сформированность представлений о возможностях современного информационного общества;

применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете
Межпредметные связи: обществознание (включая экономику и право)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа студентов

Материальное и информационное обеспечение урока: ПК с возможностью выхода в Интернет, проектор, презентация, инструкционные карты с заданием для самостоятельной работы (в отдельных папках);

интернет-источники: https://yandex.ru/support/common/security/yandex-security-urls.html, http://docs.cntd.ru (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президентом РФ 15 декабря 2016 г. № Пр-646), www.mid.ru (Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция), http://docs.cntd.ru (Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года №2765-р), http://www.consultant.ru (О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон №436 от 29.12.2010), http://www.consultant.ru (О персональных данных: Федеальный закон №152 от 27.07.2006)

Место урока в учебном плане: Урок №3-4

Количество часов на изучение темы: 2 часа

Группа: 1 А/Т 23.01.03 Автомеханик

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке. (Проверка готовности к уроку)

II. Мотивационное начало (цель, тема, постановка учебной задачи) (3 мин)

Сегодня мы будем говорить о самом главном – о нашей безопасности. Но так как у нас урок информатики, то, в каком аспекте мы будем рассматривать проблему безопасности? (Студенты предлагают варианты: безопасность информатики, безопасность информации и т.д.) Вспомните ключевое понятие информатики (Студенты: Информация). На прошлых уроках мы узнали, что с развитием информационных технологий весь цивилизованный мир движется к состоянию информационного общества. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, соединив понятия «информация», «безопасность» и «информационное общество» (Студенты: информационная безопасность общества). Вы почти угадали, запишите тему урока: Информационное общество и проблемы информационной безопасности современного мира. Мы рассмотрим понятие информационной безопасности в современном обществе и пути её достижения, познакомимся с основным документом, регулирующим это понятие.

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего урока, я хочу у вас спросить: что дороже: деньги или информация (Студенты: деньги, наверное, информация и т. д.). Наша задача – решить этот вопрос на уроке.

III. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа) (10 мин)

Преподаватель: Давайте вспомним, что называется информационным обществом:

Студенты: Так называется общество, в котором постоянно перемещается большое количество информации, а так же существуют средства для её хранения, передачи и обработки

Преподаватель: Какие этапы в своем развитии прошло информационное общество, прежде чем достигло современного уровня? (индивидуальный опрос)

Студент: В развитии человечества можно выделить четыре этапа, которые назвали информационными революциями, потому чтопроисходили поистине глобальные изменения не только в обществе, но ив сознании людей.

Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный и количественный скачок в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.

Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.

Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.

 Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

IV.Этап самоопределения в учебной деятельности (6 мин)

Преподаватель: Благодаря развитию информационных технологий человек может в считанные секунды может получить практически любую информацию. Однако давайте посмотрим, только ли пользу может принести человеку полная свобода распространения информации и информационных технологий. Я называю вам положительные черты этого явления, а вы мне – отрицательные (прием «хорошо-плохо», фронтальная работа)

П: - появились компьютеры

С: - уменьшилось время живого общения

П: - возможность учиться дистанционно

С: - проблема качественного образования

П: - развитие интернет-магазинов

С: - не качественный товар, мошенничество

П: - появилась система «умный дом»

С: технические проблемы

П: общедоступность информации

С: кража личных данных

Преподаватель: Молодцы! Давайте сформулируем вывод и запишем его в тетрадь: (Вариант: «Только разумный баланс в свободе распространения информации поможет обществу получать от информации максимальную пользу, при этом оставляя право на личные секреты и безопасность»)

V.Этап учебно-познавательной деятельности. (34 мин)

Преподаватель: (лекционный материал)

Понятие «информационная безопасность»

Вот мы и подошли к ключевому понятию нашего урока. Основным ресурсом, который влияет на все сферы жизни людей, является информация. Логично, что вопрос безопасности с каждым днём все более актуален. От информационной безопасности зависит стабильность в государстве. Давайте же рассмотрим, что такое информационная безопасность. Основным документом, представляющим систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президентом РФ 15 декабря 2016 г. № Пр-646. Откройте этот документ(или на бумажном носителе или в сети Интернет в системе ГАРАНТ.РУ или «Консультант плюс»). Найдите определение «информационная безопасность» и выпишите это определение в тетрадь.

Запись: «Информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства»
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/#ixzz55B70PRR5

Ключевые составляющие информационной безопасности

Преподаватель: Запишите три составляющих части информационной безопасности: конфиденциальность, целостность и доступность информации. Рассмотрим каждый из этих терминов отдельно.Откройте документ федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)(или на бумажном носителе или в сети Интернет в системе ГАРАНТ.РУ или «Консультант плюс»), Найдите определение «конфиденциальность информации» и выпишите это определение в тетрадь.

Запись: «Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя»

Преподаватель: приведите примеры, где действует это понятие

Студенты (как вариант) Сведения о фактах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), сведения, составляющие тайну следствия, служебные сведения, доступ к которым ограничен, сведения, связанные с профессиональной деятельностью и т.д.)

Преподаватель: Целостностью информации называется условие того, что информация не была изменена при выполнении любой операции над ней. Незаконное изменение информации так же может принести много проблем. Так, например, злоумышленник может подделать какой-нибудь документ, в результате чего может быть нанесён ущерб. Или же целостность данных может быть нарушена в результате отключения электрической энергии.

Доступность информации означает, что субъекты, которые имеют право на доступ к информации, могут беспрепятственно воспользоваться им в любой момент времени. Есть несколько разных видов прав доступа к информации. Это права на её чтение, копирование, изменение и удаление. Во избежание потери информации права доступа важно разграничивать.

Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1. Обязательное доведение.

2. Свободный доступ.

3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.

4. Предоставление информации по запросу физических лиц.

Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.

Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,

здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Свободный доступ — это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить — накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Причины потери информации

Преподаватель: Из-за чего может произойти потеря информации?

Студенты: (как вариант: незаконный доступ, человеческий фактор, природные катаклизмы»

Преподаватель: запишите эту информацию «К основным причинам, приводящим к потере хранящейся в компьютере информации, можно отнести следующие:

нестабильная работа операционной системы;

нестабильное электропитание (в т. ч. внезапное отключение электроэнергии);

действия вирусов и других вредных программ;

неквалифицированные действия пользователей (в частности, внесение некорректных изменений в системный реестр, безграмотное редактирование системных файлов, и т. п.);

повреждение жесткого диска»

 

Средства защиты информации

Подробнее рассмотрим средства защиты информации. Их можно разделить на четыре типа: физические, аппаратные, программные и организационные. Рассмотрим каждый из них.

 

Физические средства защиты практически не имеют никакого отношения к компьютерам. Они нужны для защиты территории, на которой расположено оборудование. К ним можно отнести замки, двери, системы видеонаблюдения и тому подобное.

 

Аппаратные средства защиты направлены на защиту оборудования. Например, защита процессора, на уровне двоичного кода, проверяет команды, поступающие процессору. Защита каналов связи заключается в шифровании информации при её передаче. Защита устройств ввода-вывода осуществляется путём их блокирования. Так же к аппаратным средствам защиты относятся системы бесперебойного питания оборудования и дублирующие аппаратные узлы. Так, в случае поломки одного из узлов системы, её работу не нужно надолго останавливать. В случае дублирующего жёсткого диска, всегда есть копия информации для восстановления.

 

Программные средства защиты, как ясно из названия представлены какими-либо программами. Назовём некоторые из них. Антивирусные программы обнаруживают и излечивают или уничтожают файлы, заражённые компьютерными вирусами. Так же они выполняют профилактику заражения системы вредоносным кодом. Программы шифрования информации увеличивают безопасность хранения информации. Так если она попадут в чужие руки – её надо будет ещё расшифровать. Межсетевые экраны, или файрволы, что в переводе с английского языка означает «противопожарная стена». Это система промежуточных серверов, которые фильтруют, всю информацию, которая поступает из сети в систему. Прокси-серверы, или доверенные серверы. Полностью запрещают прямую передачу информации между системой и сетью. Все сообщение происходит через специальные серверы-посредники. Так, как Ай-Пи адрес системы не виден в сети – она является анонимной.

 

Организационные средства защиты информации можно разделить на организационно-технические и организационно-правовые. К организационно техническим можно отнести специальный подбор помещения для оборудования, с учётом некоторых условий, например, температурного режима и доступности, а так же прокладку кабелей, для того, чтобы можно было быстро устранить повреждения и чтобы они были защищены. К организационно-правовым можно отнести, совершенствование национального законодательства в области защиты информации и правил работы на предприятиях.

 

VI. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности (24 мин)

Преподаватель: Мы рассмотрели с вами основные понятия, связанные с информационной безопасностью современного общества. На следующих уроках мы будем расширять эти понятия и добавлять новые. Но вся эта информация не будет иметь смысла, если мы не знаем, где на практике сможем применить эти знания. Одну из таких ситуаций мы и рассмотрим сейчас. Вы все пользуетесь банковскими картами (приходит стипендия) сетью Интернет. Как связаны эти два понятия?

Студенты: (как вариант), можно пользоваться онлайн-банком, совершать покупки в интернете и т.д.

Давайте рассмотрим, как мы можем защитить свои сбережения (учебная группа делится на 2 подгруппы».

Задание для группы №1: Откройте браузер GoogleChrome– в поисковой строке «Яндекс» введите адресhttps://yandex.ru/support/browser/security/protection.html –откроется страница «Protect: безопасная работа в интернете» – выберите слева вкладку « Защита платежей и личной информации» - «Защита платежных карт» -прочтите информацию, в том числе и по ссылкам, и подготовьте ответы на вопросы: 1) Зачем нужна защита платежных карт; 2) Зачем нужна защита паролей 3)

Задание для группы №2: Откройте браузер GoogleChrome– в поисковой строке «Яндекс» введите адреchttps://yandex.ru/support/common/security/e-payments-security.html–откроется страница «Безопасность электронных платежей» – прочтите информацию, в том числе и по ссылкам, и подготовьте ответы на вопросы: 1)как защититься от сетевого мошенничества; 2) что делать, если вы стали жертвой мошенников; 3) сформулируйте правила безопасного использования платежных систем

Время работы 10 минут. После подготовки выступают студенты от каждой группы

 

 

VII. Этап рефлексии (рефлексия содержания материала) (5 мин)

 

 

Предлагается облако "тегов"(устно), которые необходимо дополнить:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

VIII. Этап подведения итогов (5 мин)

- А теперь давайте ответим на вопрос нашего урока что важнее деньги или информация? Почему?

Студенты (предполагаемые ответы): в условиях жесткой конкуренции информация позволяет успешно вести бизнес, кража или уничтожение информации может нанести урон не только конкретному человеку, но и государству и т.д.

Преподаватель выставляет отметки за урок.

IX. Этап информирования о домашнем задании (2 мин)

Найдите в поисковике страницу https://yandex.ru/support/common/security/antiviruses-free.html и подготовьте информацию об одной из антивирусных программ

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

12

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.