Статья «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся»

1
0
Материал опубликован 10 March 2018

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Сотвори мир в себе и

отправь его людям.

Ф. Абрамов.

Эти строки философски определяют направление моей работы как классного руководителя. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема - воспитание детей.

Тема моего выступления «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся».

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание - это воспитание культурного человека вообще.

Нужно сказать, что на базе нашей школы действует центр духовно – нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. В основе моей воспитательной работы заложены следующие направления:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.  

Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию. В моей практике классного руководства есть уже один выпущенный класс. Сегодня я являюсь классным руководителем 5 го класса. Поэтому я буду говорить не только о проделанной работе за 2 месяца, но и обо всей моей практике работы в роли классного руководителя.

Основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются:

Классный час.

Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. 1 сентября, в День Знаний мы проводили классный час на тему «Семья – основа государства». Писали эссе на тему «Я без семьи никто», где ребята выразили свои чувства к семейным взаимоотношениям, был сделан вывод , что семья является поддержкой в жизни человека, именно в ней ребенок получает тепло, ласку, уют, учится взаимоотношениям с другими людьми.

Тема следующего классного часа «Будьте добрыми и человечными», здесь имела место воспитательная беседа, направленная на воспитание терпимости, дружелюбия, уважения к друг другу. Дело в том, что в наш класс прибыло 10 новеньких из другой школы, поэтому эта мера была крайне необходима. Хочу сказать, что мои старания прошли не напрасно – в классе очень дружелюбная обстановка, все помогают друг другу, новенькие не испытывают дискомфорта в общении, влились в коллектив, нашли себе новых друзей.

С классом мы завели тетради для классных часов, где записываем самое важное.

Недавно нами был составлен кодекс поведения (правила ведения на уроках, культура общения между мальчиками и девочками, правила поведения в раздевалке и в школьном буфет, правила поведения на переменах и др.). ребятам нравится самим составлять эти правила, потому что они у меня молодцы, они понимают, что без правил жить в коллективе невозможно.

В планах моей работы проведение классных часов на следующие темы:

Курить или жить? - беседа с элементами тренинга

Заочные путешествия: «Дверь в детство» - путешествие в детство родителей

Как ложь душу разъедает – ситуативный практикум

Нет друга – ищи, а нашел – береги. - кл.час

Как зависть душу разъедает - ситуативный практикум

  • Помиритесь те, кто в ссоре - интерактивный кл.час с элементами тренинга

    «Слово о матери» - кл. час.

    Воспитание уважительного отношения к профессии учитель имеет место в моей работе. Совсем недавно мы праздновали наш профессиональный праздник. Ребята с удовольствием поздравляли учителей, а также поздравили на дому

ветерана педагогической работы Егорова А.А.- работал учителем труда.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. С этой целью мы планируем встречи с интересными людьми:

с православным священником

учениками старших классов (сообщение «Жизнь и судьба Амвросия Оптинского»).

Ветеранами педагогической деятельности (Эльбаум Т.А., Морозовым А.И.)

«Преподобный Сергий Радонежский» - информ. час

Работать в направлении духовно-нравственного воспитания мне помогает моя деятельность как учителя истории и обществознания.

На уроках мы затрагиваем следующие темы:

Что такое мой характер? - беседа

Есть ли границы у нашей свободы? - беседа

Я через 5 лет - Игра-воображение

Я – дома, я - в школе, я – среди друзей.

«Откуда начинается мой род». – составление родословных, сообщения.

«Годовщина Отечественной войны 1812 года» – информ. час. Развитию патриотизма, любви к своей Родине школьников содействуют также экскурсии в музеи, поездки по другим городам России. ( Нижний Новгород, Волгоград, Константиново и другие), планируется поездка в Воронеж.

Привлекаю своих детей в участии в научно - практических конференциях («Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников»), мероприятиях духовно-нравственного центра школы: «Пасхальная неделя», Золотая осень» и др., планируем участие в творческом конкурсе «Красота божьего мира». Как классный руководитель организую тематические линейки. («Праздник 8 Марта», «Блокада Ленинграда» и т.д.), организовано тимуровское движение (помощь одиноким пожилым людям).

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Очень часто помимо классных часов я просто беседую с учениками.

В беседахреализуется методы воздействия на эмоциональную сферу.

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Мы вывешиваем приказы по классу о вынесении выговора или благодарности в классный уголок.

В группу методов игровых ситуаций входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

Возможно, существуют и другие методы, - у каждого классного руководителя свой секрет. По тема нравственности можно говорить долго: и об аспектах диагностики, и об учёте возрастных особенностей, и о работе с трудными детьми, и о возможностях гуманитарных предметов в плане воспитания духовно-нравственной личности (ведь я веду историю и обществознание, а многие темы содержат богатый «ценностный пласт»).

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

План

Основные направления моей работы.

Классные часы.

Встречи с интересными людьми.

Уроки в помощь.

Экскурсии, посещение музеев.

Привлечение к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах и др.

Тимуровское движение.

Беседы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ№3»

Доклад на тему:

Выполнил классный руководитель 5 «Д»

Сущева Е.В.

Моршанск 2017

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации