Статья «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Сотвори мир в себе и
отправь его людям.
Ф. Абрамов.
Эти строки философски определяют направление моей работы как классного руководителя. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема - воспитание детей.
Тема моего выступления «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся».
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание - это воспитание культурного человека вообще.
Нужно сказать, что на базе нашей школы действует центр духовно – нравственного воспитания.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. В основе моей воспитательной работы заложены следующие направления:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию. В моей практике классного руководства есть уже один выпущенный класс. Сегодня я являюсь классным руководителем 5 го класса. Поэтому я буду говорить не только о проделанной работе за 2 месяца, но и обо всей моей практике работы в роли классного руководителя.
Основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются:
Классный час.
Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. 1 сентября, в День Знаний мы проводили классный час на тему «Семья – основа государства». Писали эссе на тему «Я без семьи никто», где ребята выразили свои чувства к семейным взаимоотношениям, был сделан вывод , что семья является поддержкой в жизни человека, именно в ней ребенок получает тепло, ласку, уют, учится взаимоотношениям с другими людьми.
Тема следующего классного часа «Будьте добрыми и человечными», здесь имела место воспитательная беседа, направленная на воспитание терпимости, дружелюбия, уважения к друг другу. Дело в том, что в наш класс прибыло 10 новеньких из другой школы, поэтому эта мера была крайне необходима. Хочу сказать, что мои старания прошли не напрасно – в классе очень дружелюбная обстановка, все помогают друг другу, новенькие не испытывают дискомфорта в общении, влились в коллектив, нашли себе новых друзей.
С классом мы завели тетради для классных часов, где записываем самое важное.
Недавно нами был составлен кодекс поведения (правила ведения на уроках, культура общения между мальчиками и девочками, правила поведения в раздевалке и в школьном буфет, правила поведения на переменах и др.). ребятам нравится самим составлять эти правила, потому что они у меня молодцы, они понимают, что без правил жить в коллективе невозможно.
В планах моей работы проведение классных часов на следующие темы:
Курить или жить? - беседа с элементами тренинга
Заочные путешествия: «Дверь в детство» - путешествие в детство родителей
Как ложь душу разъедает – ситуативный практикум
Нет друга – ищи, а нашел – береги. - кл.час
Как зависть душу разъедает - ситуативный практикум
-
Помиритесь те, кто в ссоре - интерактивный кл.час с элементами тренинга
«Слово о матери» - кл. час.
Воспитание уважительного отношения к профессии учитель имеет место в моей работе. Совсем недавно мы праздновали наш профессиональный праздник. Ребята с удовольствием поздравляли учителей, а также поздравили на дому
ветерана педагогической работы Егорова А.А.- работал учителем труда.
Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. С этой целью мы планируем встречи с интересными людьми:
с православным священником
учениками старших классов (сообщение «Жизнь и судьба Амвросия Оптинского»).
Ветеранами педагогической деятельности (Эльбаум Т.А., Морозовым А.И.)
«Преподобный Сергий Радонежский» - информ. час
Работать в направлении духовно-нравственного воспитания мне помогает моя деятельность как учителя истории и обществознания.
На уроках мы затрагиваем следующие темы:
• Что такое мой характер? - беседа
Есть ли границы у нашей свободы? - беседа
Я через 5 лет - Игра-воображение
• Я – дома, я - в школе, я – среди друзей.
• «Откуда начинается мой род». – составление родословных, сообщения.
• «Годовщина Отечественной войны 1812 года» – информ. час. Развитию патриотизма, любви к своей Родине школьников содействуют также экскурсии в музеи, поездки по другим городам России. ( Нижний Новгород, Волгоград, Константиново и другие), планируется поездка в Воронеж.
Привлекаю своих детей в участии в научно - практических конференциях («Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников»), мероприятиях духовно-нравственного центра школы: «Пасхальная неделя», Золотая осень» и др., планируем участие в творческом конкурсе «Красота божьего мира». Как классный руководитель организую тематические линейки. («Праздник 8 Марта», «Блокада Ленинграда» и т.д.), организовано тимуровское движение (помощь одиноким пожилым людям).
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Очень часто помимо классных часов я просто беседую с учениками.
В беседахреализуется методы воздействия на эмоциональную сферу.
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.
Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Мы вывешиваем приказы по классу о вынесении выговора или благодарности в классный уголок.
В группу методов игровых ситуаций входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.
Возможно, существуют и другие методы, - у каждого классного руководителя свой секрет. По тема нравственности можно говорить долго: и об аспектах диагностики, и об учёте возрастных особенностей, и о работе с трудными детьми, и о возможностях гуманитарных предметов в плане воспитания духовно-нравственной личности (ведь я веду историю и обществознание, а многие темы содержат богатый «ценностный пласт»).
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
План
Основные направления моей работы.
Классные часы.
Встречи с интересными людьми.
Уроки в помощь.
Экскурсии, посещение музеев.
Привлечение к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах и др.
Тимуровское движение.
Беседы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ№3»
Доклад на тему:
Выполнил классный руководитель 5 «Д»
Сущева Е.В.
Моршанск 2017