Статья «Роль духовно-нравственной основы классического театрального искусства России в воспитании обучающихся»
В настоящее время актуально назревает необходимость стержневого нравственного развития и всестороннего воспитания личности, основное направление которого будет включать формирование активной жизненной позиции учащихся по отношению к окружающему миру, а также обязательная ориентация на духовные ценности. Воспитание средствами театрального искусства становится пошаговой подготовкой к жизни, средством осознания окружающей действительности, приобщения к накопленному общечеловеческому опыту.
История развития театра и театральная педагогика в России имеют свою собственную богатую историю. Опыт организации театра в семинарии Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, в Петербургском шляхетском кадетском корпусе, в Смольном институте благородных девиц и Академии художеств, показывает, что в процессе становления и развития театра, прослеживается приоритетность театрального искусства именно в стремлении научить понимать и принимать ценности христианской веры, духовно-нравственные идеалы. Наиболее точное определение понятию «театральная педагогика» дают исследователи Т.А. Климова, Е. И. Косинец, А. Б. Никитина. Она представляет собой «целостную систему образования, организованную по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия». [1]
Специфика театральной педагогики заключается в том, что она литературу, живопись и музыку проносит через образ живого человека, играющего роль. Для театра душа, характер, личность служат не только материалами для творчества, но сохраняются и передаются непосредственно зрителям во время спектакля. Известный русский драматург А.Н. Островский, считал что театр «признак зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Тем самым подтверждая значимость театрального искусства в воспитании подрастающего поколения. [7]
Средства театральной педагогики помогают формированию разностороннего творческого воображения, тонкого восприятия, умению анализировать и синтезировать воспринимаемую информацию, выражению эмпатии и самоидентификации, самоорганизации и способности к самостоятельному корректированию своей деятельности. К ним относятся упражнения, задания, этюды, обучение, общение, труд, игра, а также предметы, которые поддерживают воспитательный процесс (декорация, костюм театральный, шумовое оформление, музыкальное оформление, грим и т.д.).
Приоритетной задачей воспитания средствами театрального искусства, становится духовно-нравственное воспитание. В процессе духовного становления, ребенка все больше волнуют вопросы о своем значении в жизни, он стремится приобретать знания, навыки и качества личности, необходимые для того, чтобы сформировать свою систему духовно-нравственных ценностей. Театральная деятельность обладает большим воспитательным потенциалом как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования, именно поэтому вовлечение в нее подрастающего поколения можно считать наиболее эффективной для решения задач нравственного воспитания: формирование нравственности, мнений, убеждений, мировоззрения, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, воспитание разносторонне образованной, культурной личности. Кроме того, театральная деятельность направлена и на активизацию имеющихся у учеников талантов; и на самостоятельное творчество; на развитие психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению, развивает коммуникативные умения и навыки. Конечно, нельзя не отметить, что воспитание обучающихся реализуется наиболее полно и эффективно на основе классического театрального искусства.
Приобщать детей к театральному искусству можно двумя способами. Первый - организация похода в театр, на спектакль, поставленный по мотивам произведения, которое школьники параллельно проходят по литературе. Удачная постановка может подтолкнуть их к желанию прочитать, то есть заинтересовать в творчестве автора. Второй - участие детей в театральных постановках.
Таким образом, с помощью театра можно решать следующие педагогические задачи: обучение духовно-нравственным традициям и нормам поведения, эмоционально-волевые качества личности, что вполне соответствует Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Источники информации
- Климова Т.А. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов / Косинец Е.И., Никитина А.Б. // Вестник Московского образования 2013.№ 11 – М.: Издательство Анкил, 2013 – C. 3-7.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. Автор / создатель: Кадыров А. М. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt (дата обращения: 13.03. 2017)