Статья «Роль классного руководителя в патриотическом воспитании подрастающего поколения»
«Роль классного руководителя в патриотическом воспитании подрастающего поколения»
Картошина Е.В., учитель истории и обществознания, классный руководитель 5 «г» класса I категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№8» г. Чайковский, Пермский край
«Патриот без прошлого бесполезный.
Но патриот без позитивного будущего
не имеет смыслов для своего развития»
С. Тетерский
Проблема патриотизма в России была актуальна всегда. Эту проблему всегда на научном уровне изучали и исследовали. Но на сегодняшний день вопрос сформированности осознания патриотизма становится намного сложнее из-за перенасыщенности информацией, причем она не всегда достоверная, часто лживая. И ребенку сложно без сформированного образа своей собственной личности разумно реагировать на этот поток информации. Перенасыщение информацией, в том числе и деструктивной, размывает представления ребенка о патриотизме.
Как же решить проблему?
Социальный заказ современному учительству заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественно новый уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса достижение личностного, метапредметного и предметного результатов на основе воспитания духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины.[2]
В работах отечественных учёных ХХ-XXI века, которые условно можно разделить на три периода: советский, постсоветский, период всеобщей цифровизации, рассматривается вопрос патриотического воспитания. Но контексты разные: в советское время – социально-политический, в постсоветское – религиозный, в условиях всеобщей цифровизации – инновационный.
Сегодня формированием патриотической личности занимаются на государственном уровне. Так в Краснодаре 12 октября 2012 года на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи В.В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». «Нам нужны живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов». Таким образом, в принимаемых сегодня государственных концепциях и программах, касаются ли они национальной безопасности или реформ образования, патриотизм рассматривается как необходимая составная часть стабилизации государственного устройства.[2]
Сергей Владимирович Тетерский, заведующий кафедрой семейной, гендерной политики и ювенологии, доктор наук, является на сегодня одним из выдающихся специалистов в области воспитания, в том числе патриотического, считает, что «Формирование патриотизма – образование конкретных образов, которые объединяют людей, к которым они стремятся». Мне эта точке зрения близка, я считаю, что роль «Образа» в процессе патриотического воспитания имеет большую значимость, так как визуализированный привлекательный образ, включающий ценности, смыслы, позитивное отношение к миру усиливает патриотическое настроение учащихся, повышает их ответственность за происходящие события. [8]
В период цифровой трансформации подход к патриотическому воспитанию должен измениться. В первую очередь меняется роль классного руководителя, он не просто наблюдатель, организатор и координатор образовательной деятельности ученика в целом, он носитель ценностей, образов, он сам Патриот своей страны. Главная задача классного руководителя как воспитателя научить дарить любовь, делиться ею с другими людьми. Именно созидающая любовь, по мнению С. Тетерского, станет «фундаментом российской идентичности, семейно-коллективного воспитания и российской государственности».
Таким образом, классный руководитель сам является обладателем бескорыстной любви, он внутренне наполнен, духовно целостен и готов делиться своей любовью, как с учащимися, так и их родителями, делая их своими соавторами воспитательного процесса. Работа с родителями в деятельности классного руководителя занимает особое место. Задача классного руководителя транслировать идеальные образы семей с устоявшимися традициями, правилами, ориентируя на многодетность и сохранение межличностных связей в семье между и детьми, и родителями, и бабушками и дедушками. [8]
Подростку легче воспринимать материал патриотической направленности через применение соборных технологий, через «качели времени» (технология путешествия в будущее), через форсайт – технологии.
Существует большое количество образовательных технологий, но не все они учитывают, что обучение должно быть направлено на будущее!
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это технология, которая позволяет кругу лиц, участвующих в форсайте, создать образ будущего, договориться о своих действиях по его достижению.
Если говорить про форсайт как про глобальный исследовательский проект, то эта методология уходит корнями в 1950-е годы. Она была изобретена в США корпорацией RAND (англ. Researchand Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и ВС Америки), после чего распространилась в Южной Корее, Японии и других странах.
Технология форсайта активно применяется в образовании, это связано с постоянно меняющимися события в нашем мире (Вуко, бани). Из-за того, что сейчас мир не стабилен, школа должна реагировать на эти вызовы и скачки. Данная технология актуальна, так как, используя ее, мы проецируем будущее, в котором хотим жить.
Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Форсайт - это процесс, который включает в себя три стадии:
Создание образа вероятного будущего
Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".
Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться.
Длительность форсайта составляет от 2-4 часов и даже дней.
В своей работе классного руководителя использую формат форсайт-сессии по темам «Быть патриотом», «Дом (класс), который построим мы», «На кого хочу я быть похожим» активно использую эти технологии. Эту же технологию я с успехом применяю на родительских собраниях и заседаниях школьного методического объединения классных руководителей 5-11 классов, при создании идеального «образа» Учителя, ученика, класса, родителя, семьи.
В 2021 году МБОУ СОШ № 8 в рамках рабочей программы воспитания начала работу по разработке программы патриотического воспитания, направленной на воспитание чувства патриотизма не только как идеи, чувства, но и конкретной практической деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности. Патриотизм проявляется в воспитании уважения к закону, в развитии социальной ответственности молодёжи; в воспитании положительного отношения к труду и развитии потребности в труде на благо общества; формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.
Главное в патриотическом воспитании подростка – это поддерживать его мотивацию. Отсюда следует вывод – необходимо с ранних лет задавать вектор формирования личности юного гражданина, поощрять его хорошие поступки и рационально направлять его силы и время на познание своей собственной страны и понимание себя.
Как классный руководитель использую те принципы, которые сейчас представляю. Мною были сделаны первые попытки по формированию «образа» патриота. За несколько лет работы с классом было выстроено сотрудничество с такими организациями как: МБУК "Чайковский историко-художественный музей", микрорайоном "Заринский", микрорайоном "Текстильщик", советом ветеранов, МАУДО "СДЮТЭ", литературным объединением при газете «Огни Камы». В рамках патриотической направленности с этими общественными организациями были проведены такие мероприятия, как: посещение различных экспозиций музея - "История города", "По дорогам войны", «Как жили люди в древности на территории Прикамья»; цикл бесед с ветеранами войны и труда, «детьми войны», после чего были написаны исследовательские работ о ветеранах-земляках.
После успешных выступлений на конференциях и конкурсах презентовали написанные исследования ветеранам, с приглашением классов начальной школы. Накопив такой богатый опыт общения с участниками ВОВ, пропустив через себя эти страшные события, мои дети стали неоднократными победителями битв хоров патриотической песни, исполнив «Там за туманами», «На безымянной высоте». Организовывали встречи с поэтами и поэтессами города Чайковский - В.Ф. Пустовалова, И.М. Васильев, О.В. Каменев, Л. Торошина. Традиционно участвовали в краеведческо-спортивной игре "Лабиринт памятных мест", "Туристко-краеведческом биатлоне", городском фестиваль авторского кино, видео и фототворчестве "Тебе, любимый город!", «Солдатский марафон», международной акции «Сад памяти», в фестивалях экологического туризма, в муниципальном конкурсе классных уголков, тимбилдинг-командообразование, трижды посетили экскурсии, посвященные нашей малой Родине – Чайковский (автобусная, музей), с огромным успехом поставили спектакль для мам «Питер Пен», стали финалистами всероссийской школьной проектной олимпиады, с проектом по улучшению школьной среды «Шахматы детям», вступили в Юнармию, являемся волонтерами приюта «Верность».
Одной из главных форм организации патриотического воспитания в школе является классный час, в котором находят применение самые разнообразные методы и приемы формирования патриотического сознания. В таком понимании классный час становится воспитательным часом, где классный руководитель осуществляет личное влияние на учащихся системой бесед, диспутов на патриотические темы. В моем педагогическом опыте апробирована тематика мероприятий по патриотическому воспитанию. 5-7 классы: «Чайковский: здесь Родины моей начало», «История семьи в жизни моего региона, страны», литературные встречи «Город, в голубом ожерелье», «На кого я хочу быть похожим» (классный час – вернисаж), просмотр кинофильмов по военной тематике; «Что представляет собой активная жизненная позиция», «Легко ли быть патриотом школы, города, Родины?», «Уроки живой истории (встреча с ветеранами, семейные реликвии)», "Память никогда не исчезнет", «Герои-земляки», «В чем смысл жизни?», «Служение Родине – великий дар», «Дом, который построим мы», «Быть гражданином», «Священные страницы истории края».
Диагностикам уровня осознания патриотизма не уделялось должного внимания в воспитательной системе. В основном использовалось педагогическое наблюдение. Я в своей работе использую диагностику по методу Д.В.Григорьева «Патриотизм и как я его понимаю», которая позволяет увидеть уровень сформированности патриотических качеств в динамике, чтобы удержать этот уровень, а еще лучше нарастить его, я считаю, что «образы» нужно брать более конкретные и мелкие, близкие детям. На классных часах необходимо разбирать «образы» любящего ребенка, отзывчивого одноклассника, ответственного и активного ученика; бросаем «взгляд в будущее». В современном подходе к образованию на первый план выходит формирование будущего «образа», а не работа уже с готовыми образами.
Впервые встретившись со своими пятиклассниками в 2021 году, я была рада их активности, открытости и непосредственности. Однако проведённые в первые месяцы работы анкетирования и наблюдения дали основание полагать, что в этом, казалось бы, сложившемся коллективе есть определенные проблемы, которые мне предстоит решить. Именно с ними я отрабатываю форсайт-технологии.
Уже сейчас показатель по мотивации учащихся достаточно высок - диагностика проводилась по методу Калинина Н.В. Лукьяновой М.И. Проведя диагностику уровня осознания патриотизма, используя методику Д.В.Григорьева «Патриотизм и как я его понимаю» спустя полгода работы, мы видим, что показатели очень высокие.
На сегодняшний день показатель по мотивации моих учащихся 5 Г класса имеет средний уровень - 14% . И один из самых высоких показателей на всей параллели 5 классов, это 13% учащихся имеют высокий уровень мотивации. Диагностика проводилась по методу Калинина Н.В. Лукьяновой М.И. Я считаю, что таких показателей мне удалось добиться благодаря системно выстроенной воспитательной работе, направленной на формирование у учащихся образа человека с активной жизненной позицией, что тоже является составной частью современного понимания патриотизма.
Диагностика уровня осознания патриотизма, проводимая по методике Д.В.Григорьева «Патриотизм и как я его понимаю» также показывает положительную динамику за полгода работы. Мы видим увеличение на 5 % количества учащихся с высоким уровнем сформированности патриотических качеств (рис.1), также увеличилось на 9% количество учащихся со средним уровнем сформированности патриотических качеств (рис.2).
Я считаю, что образ истинного патриота должен быть заложен и в образе классного руководителя, основная функция которого, заключается в создании системы патриотического воспитания учащихся. Это комплексное формирование и развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств личности, предметно-практических способностей, за счет формирования представления о Родине, родном крае, патриотизме, его ценностях и идеалах.
Мое педагогическое кредо остается неизменным уже несколько лет, я иду не рядом с детьми, и не стою над ними, не наблюдаю со стороны, а вместе с ними создаю …., показывая тем самым своим примером, что созидательная любовь основывается на любви к себе, к людям, к Родине.
Именно с ними, как классный руководитель, я отрабатываю приемы форсайт-технологии. А, как учитель истории и обществознания, работая с разными параллелями, организую и провожу форсайт-сессии по темам патриотической направленности. Ведь это направление является одним из ключевых направлений рабочей программы воспитания, ФГОС нового поколения, а так же современным трендом образования РФ!!!
Список литературы
1.Андреева Анастасия. «Что такое форсайт и как им пользоваться»/
https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5eb542c89a79470ed74f2d21
2. Бурлакова И.И. «Патриотическое воспитание: от теории к практике»: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015. – 174 с.
3. Бурлакова, И.И. «Профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогических специальностей к работе по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента»: монография / И.И. Бурлакова. – Одинцово, 2008. – 179с.
4. Гревцева Г.Я. « К вопросу о профессиональном патриотизме педагога» //Челябинский государственный институт культуры, Международный Институт Дизайна и Сервиса - г. Челябинск/ https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-patriotizme-pedagoga
5. Книтель М.В., Ларионов П. А. // «Использование технологии «форсайт» в процессе обучения» // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №1, 2016 / https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-forsayt-v-protsesse-obucheniya
6. Овчинников П.С. «Патриотизм в цифровую эпоху: диалог государства и новых медиа»/ https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-tsifrovuyu-epohu-dialog-gosudarstva-i-novyh-media
7. Патриотическое воспитание: от слов к делу // сборник статей при поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета. – М: Полиграф сервис, 2018. – 426 с.
8. Тетерский С. В. «Воспитание образами, или Образный подход к воспитанию»//Электронное периодическое издание «Воспитание школьников» № 2, 2019 г.
9. Тетерский С.В. « Время созидателя: 100+ упражнений воспитания кадров современной России»: Рабочая тетрадь. – М., Екатеринбург: Банк культурной информации 2017. – 184 с.