Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы»

1
0
Материал опубликован 26 February 2022

Хонанова Н.И.

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

 

Аннотация

В настоящее время на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно- нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

Взаимосвязанное изучение татарской и русской литературы способствует пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, эстетического опыта учащихся.

Ключевые слова: дефицит культуры общения, духовные ценности, нравственные законы, взаимосвязь татарской и русской литературы.

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы -насущная проблема современности. В настоящее время на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В нашем обществе бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.

Целью моей педагогической деятельности является формирование и воспитание творческой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

формировать представление о духовном мире человека;

воспитывать чувство любви к Родине;

развивать потребность в чтении, в книге.

Чувство удивления и светлой радости перед всем прекрасным пробуждает в человеке лучшие нравственные качества. Способность видеть необычное в обыденном, находить в привычных вещах, явлениях новое, ранее незнакомое, то, что обычно скрыто от невнимательного беглого взгляда учит человека умению смотреть глубже, в самую суть вещей и явлений. Только такой человек способен познавать окружающий мир, найти в ней своё место, реализовать себя. Не говоря о том, сколько радости приносит каждое новое открытие.

Решение проблемы видится в приобщении к творчеству талантливых людей, обладающих таким даром. Одним из таких людей можно назвать Михаила Михайловича Пришвина. Он видел то, что не каждому дано увидеть, хотя всё, о чём он пишет,- возле нас, вокруг нас. А вокруг нас, оказывается, полно разных чудес, но мы видим эти чудеса потому, что нам показал их писатель-ведун.

Сказка-быль «Кладовая солнца» глубоко воздействует на духовный мир школьников, показывает значение дружбы и труда в жизни людей, красоту и сложность общения с природой, приобщает к глубинам философского осмысления правды и любви, единения перед опасностью, открывает удивительную силу любви писателя к родине.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Возвращаясь к разговору о терпимости и тактичности, закрепляем эти нравственные понятия, читая рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Предметом исследования литературы всегда является человек со своими страстями, радостями и горестями. Но, изображая его, писатель преследует какую-то свою главную цель, идею, мысль ради которой он пишет книгу.

Творчество В.Распутина привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Выясняя общее впечатление от рассказа «Уроки французского», мы узнаём, что произведение понравилось всем, хотя «читать было нелегко, т.к. автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, о жестокости и голоде». Шестиклассники поняли главное в характере мальчика: «Герой привлекает силой характера, честностью, благородством»; «По-моему, самое существенное в образе мальчика – это доброта и упорство в достижении цели».

Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд,— это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда», ищем ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, благодарность, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. Здесь нельзя оставить без внимания стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» и сопоставить со сказкой.

Эта форма работы позволяет ученикам понять, что настоящая красота-это огонек, который согревает своим теплом и счастьем других.Хочется верить, что наши дети, став взрослыми, не только никогда не утратят огонёк своей души, но и не позволят задуть его в других, что всегда будут стараться за внешним разглядеть внутреннее.

Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в 7-8 классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Телеграмма» К.Г.Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л.Н.Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А.С.Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю.П.Казакова)…

В 10-11 классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательной деятельности.

На мой взгляд, нравственные качества можно воспитывать, создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. При изучении творчества К.Симонова, В.Распутина учащиеся с удовольствием составляютбуктрейлеры. Буктрейлер – видеоролик, реклама книги. В ролике продолжительностью не более трёх минут информация о книге даётся так, что сразу хочется взять и прочитать. Это очень кропотливая работа, потому что нужно знать содержание произведения, уметь работать с текстом, выделяя главное, это использование ИКТ при выборе иллюстраций, музыкального сопровождения. Этот вид познавательной деятельности требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления.

Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я».

Работа по воспитанию нравственности продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные, вечера памяти, работа в школьной газете, сотрудничество со школьным музеем, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

В своей работе веду взаимосвязанное изучение татарской и русской литературы. Основой уроков является наблюдение нитей схождения литератур. Художественные тексты на татарском языке не только способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, пониманию их функций в связной речи, но и служат средством эмоционального воздействия.
“Солнце русской поэзии” – А.С.Пушкин освещал путь очень многим великим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского поэта Г. Тукая. При изучении творчества Тукая, его стихотворение “Махбус” уместно сопоставить с “Узником” А.С.Пушкина.

И не важно, на каком языке они написаны, эти произведения объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.

Жители нашей деревнилюбят и знают поэзию Г.Тукая, и одна из улиц названа в его честь.

Тему взаимовлияния, взаимопроникновения культур татарского и русского народов можно продолжать бесконечно. Это было как в мирные дни, так и в годы Великой Отечественной войны. Кому из нас неизвестно имя Мусы Джалиля? Его смело можно поставить рядом с именами А.Твардовского, М.Исаковского, К.Симонова и др. Взаимосвязанное изучение военной тематики, позволяет понять, что война не имеет национальности, и горе, и боль одинаково остро воспринимаются поэтами.

В стихотворениях моабитского цикла М.Джалиля ярко представлена любовь к родным и близким, которая, в свою очередь, переплетается с любовью к Родине.

Воспитывая нравственность на уроках литературы, воспитываю личность в целом! Я хочу, чтобы мои уроки научили детей любить, творить добро, прощать и быть милосердными. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце и если они не зажигают стремления к высоким идеалам.

 

Литература

Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.