Статья «Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственной составляющей младшего школьника»

1
1
Материал опубликован 15 November 2022

Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственной составляющей младших школьников

В настоящее время, когда идут глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, особенно актуально встаёт вопрос формирования духовно-нравственных ценностей. Это мы видим и в основных документах в области образования.

Важнейшим направлением воспитательного процесса в школе является его духовно-нравственная составляющая. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В связи с модернизацией системы образования происходил резкий «рывок» в сторону интеллектуализации учебного процесса, развития лидерских качеств ребёнка, но уменьшился акцент на формирование нравственных ценностей личности (мы это видим даже по Карте занятости обучающихся; ребята посещают кружки, секции, направленные на интеллектуальное развитие, а не на духовно-нравственное). Педагоги, психологи, родители да и вся общественность пришли к пониманию и осознанию того, что знания не ведут человека автоматически к пониманию смысла жизни, ценности семьи, дружбы и др., не делают его духовным, несмотря на то, что работа в этой области велась ранее и ведётся сейчас на уроках и во внеурочное время. Отсюда вывод: работа в данном направлении требует дополнительного внимания.

Вообще, если говорить о духовно-нравственном воспитании, наверное, нужно уточнить значение понятий «духовность», «нравственность».

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова объясняет:

ДУХОВНОСТЬ, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Значит, мы должны воспитывать душу и развивать качества, нормы поведения.

И это воспитание и развитие начинается ещё задолго до поступления ребёнка в школу. Это взгляды, суждения, поступки родителей, которые впитывает ребёнок, находясь в обществе своих близких, в детском саду, на игровой площадке… Ребёнок приобретает первые навыки нравственного поведения в виде закрепления понятий «Можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»; у него складываются первые моральные суждения и оценки.

При поступлении в школу у ребёнка перестраивается система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усложняются виды совместной деятельности. Ребёнок, взаимодействуя с окружающими, постигает мир человеческих взаимоотношений, открывает законы, по которым строит своё поведение. Стремясь стать взрослым, младший школьник подчиняет своё поведение социальным нормам и правилам поведения. Идёт развитие основных черт духовного мира ребёнка, закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятия и категории, принятые ребёнком, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности. Несформированные своевременно свойства не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии как в младшем так и в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.

Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей личности в младшем школьном возрасте - это особенно важное направление деятельности учителя, классного руководителя и требует практического решения. Одно из таких практических решений – это введение разработанного курса «Разговоры о важном».

Цель моей работы в данном направлении - гармоничное духовное развитие личности младшего школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи классного руководителя:

1. Сформировать у младших школьников целостное представление о сущности нравственной культуры личности;

2. Ознакомить с теоретической основой сущности нравственного поведения.

3. Развить навыки нравственного поведения.

4. Обеспечить усвоение младшими школьниками нравственных норм и категорий.

5. Развить коммуникативные способности.

Свою работу выстраиваю по следующему маршруту:

1. Я должна познакомить младших школьников с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т.д. (научить узнавать в героях, в других людях).

2. Дать понятие о парности нравственных качеств (добрый-злой, ленивый- трудолюбивый, смелый- трусливый и т.д).

3. Обогатить и активизировать словарный запас детей за счёт слов, обозначающих различные черты характера.

4.Научить подбирать синонимы, антонимы, родственные слова, фразеологизмы, пословицы и поговорки к основным качествам, понимать их значение.

Это носит образовательный акцент, но есть и воспитательный:

5. Сформировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, научить находить пути их преодоления.

6.Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость, благодарность,…) сначала в игровых ситуациях, а затем в повседневной жизни детей.

7. Развить эмпатию, а именно понимание, сочувствие, сопереживание другим людям.

8. Способствовать полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчество.

Приёмы, которые я использую в работе:

1. Проигрывание этюдов с неопределённым концом (Как ты думаешь, как поступил мальчик (девочка) в этой ситуации? Почему? Важно, не как ты бы поступил, а как поступил герой?

2. Чтение и анализ сказок, басен, художественных произведений: выделение героев с различными чертами характера.

3.Проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), передающих различные черты характера.

4. Развивающие и словесные игры.

Хочу заметить, что широкое использование сказок, на мой взгляд, является уникальным инструментом, позволяющим в увлекательной форме и доступными для понимания ребёнка словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Сказка даёт возможность в течение нескольких минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни.

Трудность для учителя составляет поиск и тщательный отбор сказок, отвечающих задачам данного занятия.

Помимо сказок важным элементом духовно-нравственного воспитания является проигрывание ситуации с неопределённым концом. В ходе такой работы дети сами находят правильный выход из той или иной ситуации, а не действуют по готовому рецепту, проявляют творческий подход, а также приходят к пониманию того, что в каждой ситуации есть не одна, а несколько моделей поведения. Выбор приемлемой модели поведения остаётся за ребёнком.

Примеры из практики:

Тема: «Знакомимся с различными чертами характера».

Объясняю противоположность (полярность) нравственных качеств:

Добрый-злой

Трудолюбивый-ленивый

Аккуратный-неряшливый

Щедрый-жадный

Честный-лживый

Смелый-трусливый и т.д.

Чтение вслух сказки «Золушка» (Калинина Р.Р.) и коллективный анализ черт характера, выявление их полярности. Анализ поступков героев. Игра «Скажи наоборот».

Тема: «Порядочность»

Обсуждение и анализ ситуаций

Ситуация 1

Маша- очень болтливая девочка. Она может долго разговаривать с подругами. Особенно нравится Маше обсуждать поведение других детей. Дети говорили Маше, что так поступать непорядочно, но Маша никак не может отказаться от этого.

Что нужно сделать, чтобы Маша изменила своё поведение?

Вопросы для коллективного обсуждения:

Что такое порядочность? Непорядочность?

Как должен поступить человек, который не может выполнить своих обещаний?

Что нужно делать, чтобы стать порядочным человеком?

Проигрывание этюдов с неопределённым концом

Ситуация 1

У девочки из портфеля на улице рассыпались учебники. Один мальчик подошёл к ней и сказал…

Ситуация 2

Идёт контрольная работа. Один мальчик не готов и сидит, списывает из учебника. Его сосед заметил это и…

Ситуация 3

На перемене две девочки не поделили книжку. Каждая тянула на себя, и книжка порвалась. Когда начался урок, учительница спросила «Кто порвал книжку?»

Что ответили девочки? Почему?

Далее ребята составляют Правила порядочного поведения:

Не обещай того, чего не можешь выполнить

Обещанное всегда выполняй

Не совершай плохие поступки

Если не можешь выполнить сейчас, попроси извинения и скажи, когда сможешь выполнить

Тема: «Добро и зло»

Обсуждение и анализ ситуаций

Ситуация 1

Мальчик гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Мальчик посмотрел наверх: было открыто окно, но в окне никого не было. Мальчик поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась., он давно мечтал о такой. Мальчик смотрел на мишку и думал…и наконец принял правильное решение…

Ответы на вопросы для коллективного обсуждения: О чём думал мальчик? Какое решение принял?

Чтение и проигрывание рассказа «Потерянная варежка» (Калинина Р.Р)

Упражнение «Путешествие по Стране добра и зла»

Составление правил доброты:

Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду

Прощай ошибки других

Не завидуй

Будь внимателен к окружающим: может, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии и т.д.

В повседневной жизни мы с ребятами руководствуемся правилами, которые мы для нашего коллектива совместно составили:

Приходя в школу:

Мы погружаемся в среду доверия и доброжелательности (очень важен пример классного руководителя, я начинаю утро: «Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада всех вас видеть. Желаю всем сегодня хорошего настроения…)

В любом деле помогаем друг другу

Всегда выражаем благодарность за помощь и поддержку (Забыл ручку, обратился к товарищу, поблагодари в конце дня)

Дарим друг другу хорошее настроение

Нет маленьких добрых дел. Все добрые дела важны! (от акции Добрых дел до помощи в уборке класса)

С этого года в нашей стране ввели курс «Разговоры о важном». Очень нужный, важный, полезный курс. Я провела анкетирование среди детей, задала вопрос «Полезен или нет урок «Разговоры о важном», «Почему?». Ребята не писали своих фамилий. Из 30 ребят все дали положительный ответ, называя урок интересным, нужным. Уверена, этот курс поможет классному руководителю в формировании духовно-нравственной культуры школьника.

У каждого из нас есть книги, которые являются путеводителями в том или ином виде деятельности. У младших школьников любовь к родине, патриотические чувства, духовно-нравственные качества воспитываются через любовь к маме, своей семье, к своему городу. И помогают мне замечательные книги, которые советую своим коллегам:

1.Детские путеводители «Новосибирск для детей» (от 6 до 12), Москва, Эксмо, 2017

2. Михаил Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах», Минск, «Книжный дом, «Литера Гранд», 2018

«Если в детстве не состоится пробуждение духовности, то впоследствии любые уговоры, призывы к совести и угрозы кары могут оказаться бесполезными, ибо эгоизм, имеющий глубокие биологические корни, попросту задушит нераспустившийся инстинкт духовности» (И.А. Ильин Путь к очевидности, 1993г. По мнению Ильина И.А., воспитание не должно сводиться к нравоучениям или проповедям. Основная задача воспитания состоит не в образовании интеллекта, а в пробуждении сердца». Поэтому будем и дальше пробуждать детские сердца.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

И тут такой же https://infourok.ru/duhovno-nravstvennoe... (98%)

15 November 2022

Похожие публикации