Статья на тему «Роль конструктора LEGO в социализации старших дошкольников и младших школьников»

3
0
Материал опубликован 24 April 2020

Роль конструктора-LEGO в социализации

старших дошкольников и младших школьников

 

Следенкин Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования,

ЦВР «Эврика» - филиал ГБОУ СОШ

им. Н.С. Доровского с.Подбельск

Самарская область, Похвистневский район

 

Одной из основных задач, которые ставятся перед педагогом при работе с детьми – это воспитание гармонично развитой личности, способной достойно и успешно влиться в общество, т.е. – социализироваться. Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под влиянием воспитательной и учебной деятельности. На успешность социальной адаптации ребенка влияют внешние и внутренние факторы. К первым, конечно, в первую очередь относится семья, а потом уже занятия в объединении дополнительного образования, группа в садике или класс в школе. А вот внутренние факторы – это уже индивидуальные особенности ребенка, которые, в первую очередь, влияют на формирование у него картины мира и его отношения к нему.

Одним из главных атрибутов в социальном развитии личности является, все-таки, деятельность. Инструментов, с помощью которых можно вовлечь ребенка в неё, достаточно. Самым известным и распространенным является конструктор LEGO. Многие пользуются этим инструментом по своим алгоритмам и правилам. Да и сам конструктор заявил о себе и своих свойствах, довольно-таки, звонко. Специалистами доказано, что конструктор LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных конструкций. А цвета деталей конструктора подобраны с учетом того как дети воспринимают мир. Когда ребенок собирает конструктор, он развивает внимание и терпение. Он спокойно переживает неудачи и настойчиво идет к цели, хоть эта цель – простая тележка на колесах. Поэтому LEGO развивает дисциплину и самоорганизацию, позволяет в процессе игры приобрести качества, которые необходимы в будущем.

В этой статье автор рассказывает о своем опыте использования конструктора, направленного на социализацию старших дошкольников и младших школьников.

Всем давно известно, что игра – самый главный и действенный механизм в воспитании и развитии ребенка. Ведь в игре реализуется его потребность взаимодействия с миром, формируется поведение, морально-волевые качества, мотивации. Одним словом – формируется личность, которая в скором времени войдет во взрослую жизнь, в наше общество. От того, что закладывается в процессе работы с LEGO на занятиях, мы, т.е. общество, и получим соответствующий результат. Не секрет, что родители, главные руководители процесса социализации, не всегда могут уделить достаточно времени своему ребенку, а вот тут-то на помощь и приходит LEGO конструктор. Он помогает ребенку проявить все свои качества, которые уже проявились или только формируются.

Ещё одним важным условием успешной социализации ребенка является организация целостной педагогической системы, грамотно построенный образовательный процесс. В своей работе автор использует программу, составленную на основе заданий, разработанных компанией LEGO EDUCATION для набора конструктора «Простые механизмы». Все задания систематизированы и охватывают несколько понятий, таких как «Колеса», «Зубчатые колеса», «Рычаги» и другие механизмы. Конечно же, использование буклетов, которые идут в комплекте с конструктором, помогают детям в сборке конструкций, но обязательно на занятиях включается элемент фантазии – так называемый «мозговой штурм». Использование инструкций по сборке имеет свой положительный эффект в том, что ребята учатся читать алгоритм сборки модели. Они представляют себя в роли инженера, который разбирается в чертежах и схемах при конструировании нового механизма. Было замечено, что на занятиях по закреплению пройденных тем, некоторые ребята собирают конструкции по памяти быстрее, чем те, которые собирали по инструкции. Интересный факт, больше выделялись девочки у старших дошкольников. Развитие памяти – это очередная ступенька в успешной социализации ребенка.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение. Обязательным заключительным аккордом занятия является рекламное представление своего механизма с помощью выступления. Где нужно максимально красиво и выгодно показать конструкцию и все её преимущества. Вот тут и вступает в формирование социализации ребенка её величество – речь. А остальные ребята должны внимательно выслушать и задать свой вопрос. Роль педагога заключается в регулировании корректности вопросов и ответов.

Но какое общение у ребенка без игры? Общение ребенка со сверстниками происходит, в первую очередь, во время совместной игры. Когда дети играют, то начинают действовать в соответствии с поведением другого ребенка, при этом выдвигают свою точку зрения, чтобы достичь результатов от совместных действий. В силу того, что у автора нет возможности обеспечить каждого ребенка комплектом конструктора LEGO, дошкольники работают, как правило, в парах, а иногда и втроем. Значимая роль в такой момент отводится руководителю детского объединения, т.к. он вовремя должен распределить роли детей в данной ситуации. Кто-то разбирает инструкцию, другой выбирает необходимые детали, третий собирает необходимый узел. Можно поменять в определенный момент роли. Когда в результате получается завершенная конструкция - дети выражают сильнейшие эмоции, которые заряжают их на следующие этапы работы. Но заряжают не только их, но и педагога, когда он видит в их глазах радость и азарт. Таким образом, с помощью совместной игры, ребенок еще на одну ступеньку выше к своей социализированности.

Но даже когда воспитанники работают самостоятельно, они не заметно для себя сами определяют свои игровые роли. В которых они разговаривают с выдуманными персонажами. Следовательно, главным средством познания мира для ребенка становится его собственная речь: он учится общаться со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, анализировать полученные знания. Значит, игра оказывает сильное влияние и на умственное развитие дошкольника. Действуя с деталями конструктора, ребенок начинает проживать ситуации в придуманном им самим мире. Конструктор LEGO становится источником вдохновения и мышления. Так, играя, ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях и, выполняя различные роли, он проигрывает разные точки зрения и видит предмет с разных сторон. Это, однозначно, развивает важнейшую, мыслительную способность. Например, при изучении темы, посвященной зубчатым колесам, в творческом занятии ребятам было предложено, после того как был собран ручной миксер по чертежу, доработать конструкцию таким образом, чтобы модель быстрее взбивала мыльные пузыри. Не сложно представить сколько разных вариантов, рабочих и не совсем, было предложено детьми. Но что одинаковым было у всех, так это то, что была пауза, в течение которой, все замерли, обдумывая возможные варианты. Можно было заметить (догадаться) во время изменения конструкции, как ведут себя дома родители на кухне или просто в быту, так как дети обыгрывали, сами того не замечая, то что видят и чувствуют дома. И это, несомненно, еще одна ступенька в развитии ребенка, которая была преодолена в игре с помощью конструктора LEGO на этом пути.

Для того, чтобы ребенок был самостоятельным, целенаправленным на труд, общительным – игра, вот самое сильное средство, которое оказывает влияние на психическое развитие ребенка, на его личность. Даже те дети, которые в силу своих внутренних факторов (ОВЗ, ЗПР или иные) не поддерживали общения или деятельности на первых занятиях, игрой затягиваются и меняют своё поведение. Главное, педагогу надо правильно использовать данный ему инструмент – конструктор LEGO. Потому что во время игры начинают закладываться основы учебной деятельности, которую педагог и должен правильно включить в игру. Ребенок начинает учиться, сам того не подозревая, во время игры. Он учится, играя заданные роли по определенным правилам, тем самым осваивая элементарные учебные действия. Так три года назад к автору в объединение пришли два ребенка в начальной школе с диагнозами ЗПР, которые испытывали проблемы, затруднения в различных предметных областях в силу своих диагнозов. После трех-четырех месяцев занятий с конструктором LEGO, когда один из них занял призовое место на соревнованиях и был награжден дипломом, подошла классный руководитель и с удивлением спросила об успехах своего ученика. Нет, читать, считать и говорить он лучше не стал. Но то, что он самостоятельно (или даже с родителями) искал информацию, а на занятиях в объединении самостоятельно собрал робота и провел его презентацию (пусть коряво) на соревнованиях – это его шаг к успешной социализации.

Если дети работают с вдохновением и видят конечный результат, то они осознают свой успех. А успех, как правило, побуждает желание учиться. Этот ребенок уже заканчивает шестой класс, хоть и на индивидуальном обучении, заявил, что не собирается бросать занятия в объединении и дальнейшую деятельность хочет посвятить конструированию. Он, наверное, уже нашел свое место в социуме.

Подводя итоги можно сказать, что LEGO конструктор это золотой ключик от той волшебной двери, которая называется социализацией.

 

Список используемых источников:

Выготский ЛСВопросы детской психологииСПб.: СОЮЗ, 1999, 224 с. 

Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б. Эльконин ; Ред. Б.Д. Эльконин. – 4-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2007. – 384 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики : монография / А.Н.Леонтьев. – 4-е издание. – Москва : Издательство Московского университета, 1981. – 584 с.

Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-336с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.