Социализация младших школьников с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 11 November 2016

Социально-экономические преобразования в российском обществе тесно связаны с формированием интеллектуального и духовного – нравственного потенциала нации. Законодательство РФ в области образования, в соответствии с международными нормами, предусматривает гарантии равных прав на образование для всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, особенно актуальной становится задача создания условий для усвоения ребенком с ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил. Работа с детьми с ОВЗ является одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

В младшем школьном возрасте происходят позитивные изменения и преобразования во всех сферах психического развития человека. Процесс социализации  в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений  будет у ученика, тем легче ему  адаптироваться  в современном мире. В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Одним из основных агентов социализации ребенка является современная школа. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблемам социализации детей ученые уделяют большое внимание [1]. Вместе с тем не изучены особенности социальной адаптации школьников с ОВЗ.

В период младшего школьного детства ведущей деятельностью является учение, а личностными новообразованиями - самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу. Исходя из этого, деятельность по социализации младших школьников необходимо строить по трем основным направлениям:

1)      обучение: выбор программ, технологий, направленных на становление ребёнка как субъекта учебной деятельности;

2)      воспитание: организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребёнка;

3)      управление качеством образования: построение системы оценивания, способствующей формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля.

             В условиях внедрения ФГОС успешность социализации ребёнка зависит от следующих факторов:

·         состояние психического здоровья детей;

·         наличие эмоционально-комфортной атмосферы в классе;

·         создание благоприятных условий для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

·         обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

·         организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

·         построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

В «Чебоксарская НОШ для детей с ОВЗ №1» обучаются дети с речевыми нарушениями. Поэтому процесс воспитательной и учебной деятельности строится с учетом развития коммуникативных и социальных навыков.

На уроках окружающего мира ребята делятся на группы и составляют различные памятки: например,  «Как сохранить здоровье», «Что делать при чрезвычайных ситуациях», «Берегите зубы».  Учащиеся знакомятся со своей родословной и составляют генеалогическое дерево. Ребятами разыгрываются учебные диалоги, на которых отрабатываются правила поведения в общественных местах и дома. Игры «Найди клад», «Найди дорогу до дома» помогают научиться ориентироваться на местности. На уроках развития речи ребята приобретают умение написания писем, поздравительных открыток. На уроках математики проводятся практические работы, например, по расчету количества плитки для  укладки пола, метража сетки-рабицы для установки забора, определение количества краски для окрашивания стен; в игре «Магазин», дети учатся соотносить величины «цена», «количество», «стоимость». На внеклассном мероприятии “Жилищный вопрос или как купить квартиру” ребята приобретали умение в заполнении анкет, определении необходимой документации и поиске информации. А в таких вопросах: как правильно обустроить городской парк, игровую площадку, пришить пуговицу, украсить свой дом помогают уроки технологии. В рамках проектной деятельности учащимися были выполнены работы: «Почта», «Выращивание фасоли», «Помоги птицам»  и др.

В нашей школе создана школьная организация РМиД («Республика Мальчишек и Девчонок»). Данная организация имеет свою структуру: президент,  мэры городов, различные Советы, ответственные за определенную деятельность. Причем выборы президента проходят совсем “по-взрослому”. Кандидаты на пост пишут предвыборную программу, а затем выступают перед членами организации, доказывая свою достойность. В рамках программы «Здоровый образ жизни» санитарный врач провел классный час  «Мой любимый сок». На празднике, посвященном Дню рождения Деда Мороза, каждый класс готовил  газету с поздравлением “именинника”. А «Пресс-центр» пройдя по классам, выбрал победителя. «Совет бывалых», ответственный за работу с младшими ребятами, организует чтение книг, их ремонт, показывает фокусы, проводит игры.

Для расширения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности проводились шашечные турниры, конкурс чтецов,  спортивные мероприятия совместно со СКОШ №2.

Совместная работа с библиотекой семейного чтения им. Шумилова, республиканской детско-юношеской библиотекой, Национальным музеем,  молодежной экологической дружиной, командой «Компот», несомненно, обогащает ребят, раскрывает их таланты, выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, способствует взаимодействию с другими людьми (взрослыми и детьми) и с окружающим миром.

Развитию общекультурных компетенций способствуют  проведение дней именинников, особенно, ребята любят праздник «День летников», когда поздравляют ребят, родившихся летом. Умению общаться, оказывать внимание людям, быть благодарным способствует игра «Тайный друг». Игра начинается с того, что ребята наугад выбирают «тайного друга», не сообщая его имя окружающим. В течение какого-то времени «поклонник» оказывает внимание. В конце игры «тайный друг» должен узнать своего «поклонника». Школьники знакомятся с историей и культурой других республик и стран. Во время праздника «В гостях у чая» ребята познакомились с традицией чаепития в Китае, узнали о предметах чайной церемонии, соревновались в мастерстве заваривания чая. На следующих встречах ребята «чаевничали» в Японии, России. Учащиеся посещают театры города и сами выступают в роли артистов, показывая спектакли ребятам из дошкольных групп.

Для формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля учащимися были заведены портфолио, в которых регулярно отслеживают свои достижения. Но самооценка – это не только отметочное суждение.  Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место в жизни. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом проводился классный час "Мы дружные ребята”; обсуждение мультфильмов "Приключение кота Леопольда”, "Зима в Простоквашино”. Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых) – упражнения "Догадайся о выборе. Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра "Самореклама”, составление автопортрета "Это – я”.

Большинство выпускников нашей школы поступают в массовые образовательные учреждения. Чтобы подготовить детей к этому непростому для них этапу, мы организуем экскурсии в другие школы, совместные мероприятия с учениками других школ.

В решении всех поставленных  задач личностные качества учителя имеют огромное значение. Наиболее ярко они проявляются в стиле его педагогического общения. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме. Он  умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Таким образом, социализация младших школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.

Комментарии
Комментариев пока нет.