Статья на тему «Индивидуализация в обучении младших школьников»
«Индивидуализация в обучении младших школьников».
Шпанич Ольга Николаевна
Учитель начальных классов МАОУ лицей № 7 г. Томска
Индивидуализация, дифференцированное обучение - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов. И все-таки, проанализируем, как эти понятия «работают» на практике в российской массовой школе.
Обратимся теперь к анализу принципа индивидуализации в рамках личностно-ориентированного подхода.
В личностно-ориентированном образовании индивидуальный подход реализуется по отношению к каждому ребенку, а не только к небольшой группе детей, по каким-либо причинам не укладывающихся в установленные рамки «среднего» ребенка, как это имеет место при традиционном подходе. Личностно-ориентированное образование исходит из принципа - все дети в классе равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим. В этом смысле личностно-ориентированный учитель не делит детей в классе на «отстающих», «продвинутых» или «середнячков». Он с равным уважением относится к индивидуальности каждого ребенка в классе и пытается строить свою работу на основе учета этой индивидуальности. Так, например, в процессе обучения каждому ребенку предоставляется право свободного выбора на основании его индивидуальных интересов и потребностей.
Следует отметить, что индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании осуществляется не только во внеурочное время (что часто случается в традиционном образовании), но и непосредственно на уроке. Методология личностно-ориентированного урока такова, что позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность: реализовать свои интересы и потребности, личный опыт, принимать самостоятельные решения, делать персональный выбор.
В личностно-ориентированном образовании главной фигурой, ведущей специально организованный сбор данных об индивидуальном развитии детей, является учитель. Именно он на уроке, в естественной для ребенка ситуации ведет соответствующие наблюдения: изучает и фиксирует особенности индивидуальной избирательности учащихся к учебному материалу, формам работы на уроке, способам выполнения учебных заданий; выявляет познавательные интересы и особенности личного опыта детей по теме урока и т.п. Все эти сведения учитель использует при планировании и проведении дальнейших уроков, для создания в классе адекватной и эффективной развивающей среды, а также для организации соответствующей работы с родителями.
Индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика.
Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора.
Организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Так например, предлагая учащимся на уроке 6-8 вариантов учебных заданий, каждое из которых подразумевает использование некоторого ассортимента учебных средств и материалов и неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения, учитель создает тем самым чрезвычайно разветвленное «дерево» возможностей. Статистически общее количество ветвей этого дерева значительно превосходит численность учащихся в классе. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной «ветви» или иными словами по своей индивидуальной траектории учения.
Индивидуальная траектория учения (ИТУ) - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.
Литература:
Збираник, Т. В. Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения / Т. В. Збираник. – М., 1996. – с. 81-86.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2006. – с .187.
Унт И.Э, Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М., 1996. – с. 96.
Холодная М. А, Формирование персонального познавательного стиля ученика, как одно из направлений индивидуализации обучения [Текст] / М. А. Холодная. – М., 2000. – с. 85.