Статья на тему «Индивидуализация в обучении младших школьников»

0
0
Материал опубликован 4 May 2018

«Индивидуализация в обучении младших школьников».


 

Шпанич Ольга Николаевна

Учитель начальных классов МАОУ лицей № 7 г. Томска

  Индивидуализация, дифференцированное обучение - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов. И все-таки, проанализируем, как эти понятия «работают» на практике в российской массовой школе. 

Обратимся теперь к анализу принципа индивидуализации в рамках личностно-ориентированного подхода.

В личностно-ориентированном образовании индивидуальный подход реализуется по отношению к каждому ребенку, а не только к небольшой группе детей, по каким-либо причинам не укладывающихся в установленные рамки «среднего» ребенка, как это имеет место при традиционном подходе. Личностно-ориентированное образование исходит из принципа - все дети в классе равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим. В этом смысле личностно-ориентированный учитель не делит детей в классе на «отстающих», «продвинутых» или «середнячков». Он с равным уважением относится к индивидуальности каждого ребенка в классе и пытается строить свою работу на основе учета этой индивидуальности. Так, например, в процессе обучения каждому ребенку предоставляется право свободного выбора на основании его индивидуальных интересов и потребностей.

Следует отметить, что индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании осуществляется не только во внеурочное время (что часто случается в традиционном образовании), но и непосредственно на уроке. Методология личностно-ориентированного урока такова, что позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность: реализовать свои интересы и потребности, личный опыт, принимать самостоятельные решения, делать персональный выбор.

В личностно-ориентированном образовании главной фигурой, ведущей специально организованный сбор данных об индивидуальном развитии детей, является учитель. Именно он на уроке, в естественной для ребенка ситуации ведет соответствующие наблюдения: изучает и фиксирует особенности индивидуальной избирательности учащихся к учебному материалу, формам работы на уроке, способам выполнения учебных заданий; выявляет познавательные интересы и особенности личного опыта детей по теме урока и т.п. Все эти сведения учитель использует при планировании и проведении дальнейших уроков, для создания в классе адекватной и эффективной развивающей среды, а также для организации соответствующей работы с родителями.

Индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика.

Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора.

Организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Так например, предлагая учащимся на уроке 6-8 вариантов учебных заданий, каждое из которых подразумевает использование некоторого ассортимента учебных средств и материалов и неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения, учитель создает тем самым чрезвычайно разветвленное «дерево» возможностей. Статистически общее количество ветвей этого дерева значительно превосходит численность учащихся в классе. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной «ветви» или иными словами по своей индивидуальной траектории учения.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.


 

Литература:

Збираник, Т. В. Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения / Т. В. Збираник. – М., 1996. – с. 81-86.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2006. – с .187.

Унт И.Э, Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М., 1996. – с. 96.

Холодная М. А, Формирование персонального познавательного стиля ученика, как одно из направлений индивидуализации обучения [Текст] / М. А. Холодная. – М., 2000. – с. 85.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.