Статья «Роль мультимедийных абстрактно-логических схем при обобщении и закреплении учебного материала по дисциплине "Физика"»
«Роль мультимедийных абстрактно-логических схем при обобщении и закреплении учебного материала по физике»
На уроках физики велика роль наглядных средств в повышении качества знаний обучающихся. Одной из распространенных форм наглядного представления систематизированной учебной информации являются структурно-логические схемы. Проблема использования структурно-логических схем давно привлекает внимание педагогов и психологов. Это связано с тем, что структурно-логические схемы являются средством и одновременно материалом для отображения различных способов мышления. Это обстоятельство является очень важным в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение предметов общеобразовательного цикла.
Абстрактно-логические схемы, система и методика их разработки.
Абстрактно-логические схемы –это форма представления материала, в которой наглядно показана структура выполненного логического рассуждения с его главными составными частями, выявленными (и часто зафиксированными, обозначенными) связями и отношениями между ними. Сюда можно отнести всевозможные схемы осуществляемой человеком деятельности, где в наглядной и краткой знаково-символической форме представлен сам процесс познания данного учебного материала по физике.
Из школьного курса физики обучающиеся, как правило, уже составили себе правильное представление об атомно-молекулярном строении вещества, тепловом движении молекул, явлениях теплопередачи, температуре, количестве теплоты и т.д. Другими словами, обучающиеся уже подготовлены воспринимать фактический материал данного раздела.
Поэтому при изучении этого радела в техникуме достаточно ограничиться уплотненной учебной информацией, добыванием или восстановлением которой занимались бы сами обучающиеся. А конкретное ее выражение можно принять один из ведущих типов абстрактно-логической наглядности –структурно-логическую схему. Применительно к познавательной деятельности при обучении физике знак определяют либо как «материальный, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для получения, хранения, преобразования информации о нем», либо как «материальное явление, которое служит для указания, замещения, сигнализации, обозначения других предметов, событий, действий или же результатов наших умственных операций». Сконструированные в процессе обучения физике знаки не повторяют и не копируют те реальные физические объекты и явления, для обозначения которых они были созданы. Знак т- это субъективное образование, в основном не связанное по своему происхождению и существованию с самими физическими предметами познания.
Обсуждая понятие абстрактно-логической наглядности, следует срезу указать конкретные формы той информации, к которой может относиться данный знак (или их совокупность) В ходе обучения физике необходимость различать в общем случае три возможных вида учебной информации, которые необходимо учесть при формулировании и изображении абстрактно-логической наглядности как некоторого целого:
- семантический (смысловой);
- динамический (коммуникативный);
- прагматический (эмоционально-чувственный, практический)
Каждый и перечисленных видов характеризует и отражает определённую деталь абстрактно-логической наглядности. Так, семантическая сторона информации конкретно реализуется в форме элементов физических знаний, о которых идет речь в данной учебной ситуации, то есть выражает смысл и фактическое содержание физических процессов, составляющих предмет изучения на данном этапе занятия.
В самом начале изучения физики предлагается зафиксировать структурные компоненты содержания изучаемого на уроках материала, то есть те элементы физического знания, которые представляются основными на данном этапе овладения материалом; чаще всего это – физические явления, процессы, свойства, величины, понятия, зависимости, закономерности.
Затем следует определить и обозначить разнообразные по характеру связи между выявленными и названными компонентами структуры физического знания; подобные связи относятся обычно к функциональной или причинно-следственной сфере характеристик учебной деятельности и в большинстве своем отражают логику выполнения планируемых умственных действий и операций. Что же касается прагматической стороны абстрактно-логической наглядности, то она характеризует ценность (полезность, значимость), новизну, меру чувственного воздействия данной информации на обучаемого. Обычно, это яркие, неожиданные, запоминающиеся дополнения, детали, отступления , которые не повторяя изложенного в учебнике, призваны оживить процесс усвоения студентами физического знания, пробудить у них положительные мотивы обучения, эмоционально разнообразить данный фактический материал по физике.
Данные структурно-логических схем составляются по определенным правилам. Как установлено в психологии, для облегчения запоминания информация должна быть сгруппирована в блоки от 5 до 9 (7±2) структурных единиц (магическое число Миллера). По моему мнению, для облегчения запоминания информации и ее переноса необходимо выполнение еще некоторых требований:
Информация в схемах должна отображаться четким понятийным аппаратом.
Конструирование схем должно конкретизироваться как ряд ясных и доступных обучающимся действий.
Работа со схемами должна подаваться как целенаправленный процесс, разделенный на несколько этапов, на каждом их которых решается конкретная задача с использованием точно обозначенных приемов.
В этом виде познавательной активной деятельности учащихся следует учитывать следующие свойства структурно-логических схем - рациональность, целостность, актуальность.
В качестве примера приведем структурно-логическую схему 1 и 2, относящуюся к повторению учебного материала по молекулярно-кинетической теории. Связи наглядно изображены в форме ветвления по нескольким направлениям. Здесь есть самые важные элементы физического знания, образующие и поясняющие такое относительно емкое физическое понятие, каким является «молекулярно-кинетическая теория». Также встречаются промежуточные образования между опорными сигналами (графически показаны составляющие эту теорию объекты). Структурно-логические схемы при их использовании на учебных занятиях по физике могут отличаться своей формой выражения.
Абстрактно-логическая схема № 1
Абстрактно-логическая схема № 2
Удобны структурно-логические схемы и для представления достаточно сложных выводов отдельных формул и законов. Например, в схеме № 3 без существенного ущемления заключенного в ней физического смысла подан значительный по объему и важности учебный материал, составляющий по сути дела, основу всей данной, ее физическую сущность. Однако сделано это весьма рационально, логично настолько, что уплотнение информации не вызывает потери ее содержательности.
Абстрактно-логическая схема № 3
Для каждой отдельно взятой темы данного раздела схемы могут содержать больше подробностей и деталей и обычно могут завершать изучение данной темы, поводить определенные итоги учебной работы над ней. При рассмотрении этих схем можно заметить, что некоторая часть материала предлагается в форме знака вопроса. Это значит, что при их обсуждении предлагается самостоятельно разобраться в этом вопросе и записать в схему найденное решение.
Приведенные структурно-логические схемы не являются эталонными. Каждый преподаватель физики с учетом имеющихся условий преподавания (состав группы, психолого-педагогический климат обучения, личный опыт и интерес к содержанию темы) может произвести в них все необходимые изменения, которые должны укладываться в структуру схемы.
Возможны несколько методических приемов учебной работы с абстрактно-логическими схемами с использованием ИКТ и без них. В ходе ознакомления обучающихся с новым для них учебным материалом различают три формы, содержащие закодированную в виде структурно-логической схемы информацию:
Репродуктивную форму, в процессе реализации которой уместно провести разграничение на: а) прямую последовательность предъявления абстрактно-логической схемы, при которой преподаватель сначала подробно разъясняет содержание планируемого к изучению материала и только потом переходит к демонстрации его «изображения» на доске или на экране; б) обратную последовательность, при которой преподаватель по отдельным частям предъявляет приготовленную заранее к данному занятию абстрактно-логическую схему, после чего поясняет ее содержание и характер наблюдаемых связей, комментирует наиболее трудные и важные для понимания обучающимися фрагменты схемы; в) параллельную деятельность преподавателя и обучающегося, рассчитанную на совместное добывание ими панируемых для данного этапа обучения знаний, при сохранении всех управляющих функций в руках преподавателя и разумном пробуждении познавательной деятельности самих обучающихся. Конкретно это выражается в том, что по мере изложения преподавателем материала урока, записи его в форме структурно-логической схемы, обучающиеся помогают ему в составлении такой схемы.
Поисковую форму, предусматривающую постановку перед обучающимися учебной задачи (проблемы), решение которой предлагается: а) оформить в виде абстрактно-логической схемы; б) оценить с помощью коллективного обсуждения ее достоинства и недостатки, замеченные к этому времени.
Исследовательскую форму, понимаемую применительно к обучению физике, как некоторое выбираемое самостоятельно обучающимися направление осуществления умственных операций в виде абстрактно-логической схемы, а также обоснование правильности выполненного ими учебного задания.
Заключение
Одним из способов повышения эффективности процесса обучения является структурирование учебного материала. Оно предполагает создание четко распознаваемой схемы внутренних связей между элементами знаний, обеспечивает системность учебному материалу, выделение в нём главного, группирует фактический, описательный материал вокруг ключевых идей науки.
Область систематизации и обобщения учебных знаний по физике с помощью абстрактно-логических схем достаточно велика и она может существенно повлиять на конечные результаты усвоения обучающимися данного раздела физики.
Правильно оформленная и грамотно составленная абстрактно-логическая схема позволяет не только более качественно изложить материал урока, но и формировать эстетический вкус обучающихся, вызвать эмоционально-положительный отклик и интерес к изучаемому предмету. Логические, структурные схемы необходимо создавать с учетом психологических особенностей обучающихся (возраст, пол, интересы, наклонности и т.п.)
При изучении нового материала эффективны логические и структурные схемы, включающие в себя основные понятия и формулы, оформленные на одном листе или виртуальном стенде.
Литература
Анцифиров Л.И. Структурно-логические схемы по теории и методике обучения физике [Текст]: методическая разработка / Л.И Анцифиров., В.И. Земцова – Курск, Орск, 1995. – С. 3.
Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г., 20 с.
Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.7.
6