"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям».

0
0
Материал опубликован 22 May

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе.

Тема: "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям».

Актуальность проекта:

Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Наше общество очень нуждается в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими- то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.


Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 г.- май 2025г.)

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель: Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Задачи:

1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве через знакомство с народными праздниками.

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами.

3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора.

4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь.

5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.

6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.

7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.


Ожидаемые результаты:

Знакомство с произведениями фольклора, творчеством народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у детей появится желание больше узнать о жизни наших предков, их быте, традициях.


Содержание работы в процессе реализации проекта.

Подготовительная работа:

-Обсуждение цели, задач проекта с детьми, родителями.

-Подборка методической, познавательной, художественной литературы по теме проекта.

-Обогащение развивающей среды в группе, патриотического центра необходимым материалом.

-Подборка дидактического материала, наглядных пособий.

-Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.


Работа с детьми:

Сентябрь 2024г. Беседа о малой Родине.

Чтение стихов о родном крае.

Создание альбома "Достопримечательности родного города"

Выставка поделок «Осенние дары».

Праздник урожая «Осенины».


Октябрь 2024 г. Повторение загадок, разучивание и поговорок, пословиц, закличек.

Знакомство с народным календарем (русских и удмуртских праздников).

Картотека "Удмуртские народные игры и забавы", "Малые жанры русского фольклора".


Ноябрь 2024 г. Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе.

Досуг «Синичкин день».

Декабрь 2024 г. Знакомство с зимними народными праздниками.

Заучивание новогодних стихов.

Мастерская "Деда Мороза".

Новогодний праздник.


Январь 2025 г. Рассказ воспитателя о православном празднике «Сочельник-Рождество», «Крещение».

Знакомство с народными обрядами, колядками.

Февраль 2025г. Рассказ о русских богатырях.

Чтение былин.

Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря".

Фотовыставка "Наши Защитники Отечества".


Март 2025 г. Знакомство с православным праздником «Масленица» и ее традициями.

Фотовыставка «Масленичные празднования моей семьи».

Мастер-класс по изготовлению жаворонков.

Заучивание стишков, песен о семье.

Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля".


Апрель 2025 г. Знакомство с православным праздником "Пасха".

Роспись пасхальных яиц.


Май 2025 г. Игры-драматизации.

Инсценировка знакомых потешек, песенок, сказок.

Фольклорный праздник «Хороводница».

Досуг "Весенние посиделки".


Работа с родителями:

Сентябрь 2024г. Консультация "Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка".

Участие в выставке поделок «Осенние дары».

Создание фотоальбома " Достопримечательности родного города".


Октябрь 2024 г. Папка-передвижка для родителей "Сказка - ложь, да в ней намек ".


Ноябрь 2024 г. Фотоальбом: "Моя малая Родина".

Консультация «Семейные народные праздники».


Декабрь 2024 г. Конкурс "Новогодняя игрушка семьи".

Консультация «Рождественские забавы».

Новогодний праздник.


Февраль 2025 г. Фотовыставка "Наши Защитники Отечества".

Памятка "Как отметить23 февраля в семье?"


Март 2025г. Консультация «Моя родословная».

Консультация "Воспитание любви и уважения к маме у детей".

Буклет "Пришла весна- красна!"

Фотовыставка «Масленичные празднования моей семьи».


Апрель 2025 г. Мастер-класс "Роспись пасхальных яиц".

Выставка творческих работ.


Май 2025 г. Консультация «Никто не забыт, ничто не забыто».

Отчет о проделанной работе по проекту на родительском собрании.


Используемая литература.

1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры :

учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.

С. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М.

Ф. - Москва: Просвещение, 2006.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : ТЦ «Сфера», 2001.

6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М. : ТЦ «Сфера», 2013.

7. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь : основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.

8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. -

Ярославль: «Академия развития», 2007.

9. Ресурсы интернета.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации