Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Оркестр русских народных инструментов. Русские народные инструменты»

2
0
Материал опубликован 21 January 2021 в группе

Технологическая карта урока музыки

Учебная дисциплина

Музыка (программа Музыка» авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина)

Класс

5

Тема

Оркестр русских народных инструментов. Русские народные инструменты.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения изученного материала.


Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся о русских народных инструментах и русском народном оркестре.

Задачи занятия:

Образовательная: - обеспечение осознания и усвоения названия русских народных инструментов;

- обобщение и систематизация знаний групп инструментов оркестра русских народных инструментов;

- закрепление усвоения знаний учебного материала по теме урока при решении заданий формирующего оценивания.

Развивающая: - различать тембры русских народных музыкальных инструментов;

- уметь применять полученные знания при знакомстве с незнакомыми музыкальными произведениями;

- высказывать свою точку зрения, аргументировать, обсуждать;

- уметь работать в команде.

Воспитательная- воспитание интереса к русской народной музыке и русским народным инструментам.

Формируемые УУД:

Личностные: - осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные: - Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке;

- Оценивать собственную творческую деятельность;

- Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки; исследовать историю создания музыкальных инструментов;

- Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств;

- Узнавать по звучанию различные виды музыки.

Познавательные: - Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

- Определять и соотносить виды музыки;

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Коммуникативные: - Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- Эмоционально воспринимать народное творчество, высказывать мнение о его содержании.

Музыкальный материал: аудио записи звучания оркестра русских народных инструментов, симфонического оркестра, духового оркестра; видео записи: В. Андреев Вальс «Балалайка»; камерный оркестр «Русский стиль».


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствие учителя

Подготовка уроку, приветствие.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организует работу учащихся, в ходе которого совместно формулируют проблему урока.

Учитель выслушивает предложенные ответы учащихся.


Предлагает сформулировать тему урока

Учитель предлагает учащимся уточнить музыкальные инструменты и вид оркестра отгадывая загадки.

























Учитель предлагает сформулировать окончательную тему урока.


Преподаватель предлагает учащимся сформулировать цель урока.





Учащиеся определяют в прослушанных фрагментах музыкальных произведений виды оркестров:

- русский народный,

- симфонический,

- духовой.


Учащиеся предлагают варианты темы урока: Оркестр. Музыкальные инструменты оркестра.

Учащиеся отгадывают загадки о русских народных инструментах:

Ящик на коленях пляшет -

То поет, то горько плачет. (Гармонь)

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок - тонкий,

Голосок - звонкий.

(Балалайка.)

Очень весело поёт,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Не палочка, не трубочка.

А что же это?……(Дудочка)


А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел, из волны Нептун. (Гусли)

Деревянная,

Круглая, звонкая.

Всего четыре струны,

А поёт на все лады. (Домра)  

И щи хлебают,

И «Барыню» играют. (Деревянные ложки) 

Учащиеся предлагают уточненный вариант темы урока: - Оркестр русских народных инструментов. Русские народные инструменты

Ученики предлагают варианты формулирования цели урока:

- повторение

- закрепление знаний об русских народных инструментах и оркестре русских народных инструментов.

Определяют цель – обобщение и систематизация знаний об инструментах оркестра русских народных инструментов.

Регулятивные: - Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке;

Познавательные: Определять и соотносить виды музыки

Коммуникативные: - Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

Актуализация знаний (повторение опорных понятий)


Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу с названиями русских народных инструментов, определяя их по звучанию












Учитель предлагает учащимся выявить музыкальные понятия, которые помогут раскрыть тему урока полностью и объяснить их.


Учащиеся прослушивают фрагменты музыкальных произведений, называют их и вписывают в таблицу, определяя в соответствующую группу.


Струнные инструменты

Домра, балалайка, гусли

Духовые инструменты

Жалейка, рожок, свирель

Клавишно-язычковые инструменты

Баян, гармонь

Ударные инструменты

Ложки, трещотки, коробочка, рубель

Ученики предлагают следующие понятия, которые раскрывают тему урока в полном объеме:

Оркестр

Дирижер

Солист.

Обсуждают формулировки понятий

Личностные: - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: Определять и соотносить виды музыки

Регулятивные: Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков –решение учебных задач повышенной сложности


Учитель раздаёт учащимся задания для выполнения в подгруппах.



























































Педагог организует выступление представителей каждой подгруппы с анализом заданий и вариантами ответов.

Учащиеся делятся на подгруппы и работают с заданиями в трех подгруппах

Первая подгруппа читает письмо от барона Мюнхаузена и исправляет ошибки, в нем допущенные:

Перед вами письмо от хорошо вам знакомого барона Мюнхаузена, который известен своими выдумками и фантазиями. Придется хорошо потрудиться, чтобы определить, где правда, а где вымысел:

Я приехал в Россию. Какая прекрасная эта страна!

Я познакомился со многими народными музыкальными инструментами. Слушал, как виртуозно играют на мандолине. А как заливисто и громко звучат гусли. От их ударов звон раздается на всю округу!

Мне удалось побывать на народном празднике Масленице. От плясок на зеленой полянке пыль прямо стояла столбом. Очень понравилась балалайка. Музыкант играл плясовую, да так звучали клавиши, что ноги сами просились в пляс.

Вторая подгруппа должна составить афишу концерта оркестра русских народных инструментов. Эта афиша висела под дождем и часть текста пришла в негодность. Остались лишь обрывки фраз. Восстановите афишу

15 января

Состоится концерт

Оркестра _____________инструментов

В программе:

_________Во поле _______стола

______народная______Светит _______

русская _______________калина

___________на домре

________на балалайке

_________оркестра Александр Иванов


Третья подгруппа знакомится со статьей, помещенной в школьной газете.

Пете Иванову поручили написать статью в школьную газету о концерте, который проходил в Филармонии. Пете идти на концерт было лень и в газете появилась странная статья.

В воскресенье в филармонии проходил концерт оркестра народных русских инструментов, который исполнял народную музыку. Зрители расселись по местам, дирижер взмахнул палочной и мощно зазвучал хор. Звонко прозвучала мелодия у контрабасов, им откликнулись неторопливые домры. Музыка восхищала, удивляла звучанием незнакомых народных мелодий. Для большей убедительности музыкального образа литавры изображали трели птиц.

Зрители были довольны игрой оркестра.

Представители каждой подгруппы зачитывают текст заданий и анализируют их с комментариями и исправлениями ошибок.

Учащиеся класса выслушивают выступления и комментируют качество выполнения заданий.

Личностные: - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки

Коммуникативные: - Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД – использование нового материала совместно с ранее изученным


Педагог предлагает ученикам посмотреть видеозапись Вальса «Балалайка» Василия Андреева. Проводит анализ музыки и объясняет выполнение задания.

https://andreyev-orchestra.ru/vasiliyu-andreevu-160-let.html







Педагог просит учащихся на листах бумаги схематично нарисовать схему расположения групп русских народных инструментов на сцене.


Педагог представляет ученикам новое музыкальное произведение в исполнении камерного оркестра «Русский стиль», дирижер Д.Калинин

http://rus.style/ (малый состав. Русский блок)


Педагог предлагает ученикам исполнить русскую народную песню «Светит месяц» на шумовых инструментах.

Ученики слушают выступление Государственного академического оркестра имени В.В. Андреева Вальс «Балалайка», отвечают на вопросы:

- Какая группа музыкальных инструментов солировала в произведении. Почему?

- Удалось ли этой группе инструментов представить слушателям красоту и выразительность звучания инструментов?

- Какие качества звучания вам понравились?

- Какую роль выполняли другие группы инструментов?

_ В чем заключалась роль дирижёра во время исполнения произведения?

Ученики составляют схему расположения инструментов на сцене. Несколько учеников представляют свои схемы и объясняют их.



Учащиеся смотрят выступление оркестра и отвечают на вопросы:

- Какие русские народные инструменты вы увидели?

- На каком инструменте играл солист?

- Какие знакомые мелодии вы услышали в исполнении оркестра?


Ученики выбирают шумовые инструменты и импровизируют сопровождение к песне.

Первые два куплета исполняют со словами.

Анализируют качество исполнения

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные: - Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств;

познавательные: - аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Коммуникативные: - Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;


Рефлексия


Педагог благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает сформулировать свое отношение к содержанию урока, ответив на вопросы:

Чему я научился на уроке?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Учащиеся формулируют свое отношение к содержанию урока при ответе на вопросы:

Чему я научился на уроке?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения



В ходе урока учитель предлагает учащимся прослушать музыкальные произведения, которые можно подобрать в фонохрестоматии программы «Музыка». Ссылки на видео материалы представлены непосредственно в тех. карте.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации