Статья «Роль наставника в достижении позитивных результатов молодого специалиста»
«Роль наставника в достижении позитивных результатов молодого специалиста»
Приходя в школу, молодой специалист встречается с рядом трудностей, как профессионального, так и психологического характера. Происходит смена социальной роли «Я - студент» на новую роль «Я – учитель». На смену неформального общения со сверстниками-студентами приходит смена окружения: профессионалы – учителя, родители учеников и сами обучающиеся.
На первых шагах своего профессионального пути молодой учитель сталкивается с такими проблемами, как:
- адаптация самого молодого специалиста в новом коллективе
- умение «посадить» ребят, удерживая дисциплину в классе
- поддержание своего авторитета в детском и педагогическом коллективе
- обеспечение достойного уровня знаний учащихся
- быть услышанным не только детьми, но и коллегами
- умение работать с родителями
Зачастую, молодой специалист, сталкиваясь на своем профессиональном пути с рядом подобных проблем теряет веру в свои силы, сомневается в правильном профессиональном выборе и «бежит» из школы. На сегодняшний день школа ощущает дефицит молодых квалифицированных кадров. Я считаю, что данная проблема нехватки молодых специалистов, как была в прошлом, так и на сегодняшний день, остается актуальной.
Вопрос о достижении учащимися позитивных результатов является одним из ключевых проблем, стоящих перед школой, обществом и государством. Данный вопрос (и даже требование) стоит и перед молодым специалистом. Но результат своего труда не всегда очевиден моментально, и на пути его достижения пропадает «запал» молодого специалиста. Полезным может оказаться такой метод обучения и помощи молодому сотруднику, как наставничество.
Каждый учитель, в своё время, был молодым специалистом, не имеющим опыта работы, часто еще не определившимся, чем хочет заниматься в жизни. И, возможно, каждый был на грани ухода из профессии по причине неудач, трудностей. Что сделать, чтобы молодежь не уходила из школы?
Большинство молодых специалистов амбициозны, всесторонне развиты, имеют широкий круг интересов. Уверены в себе, ценят свободу. Эти ресурсы необходимо направить в нужное русло, и помочь в этом может наставник – коллега.
Цель работы наставника – выявить проблемы молодого специалиста и оказать организованную системную помощь.
Задачи работы с молодым специалистом:
Проводить беседы с молодым специалистом, ориентированные на выявление проблем.
Выявить и проанализировать проблемы сотрудника на начальном этапе
Разработать систему работы с молодым учителем
Оказать методическую помощь молодому специалисту
Предлагаю общие рекомендации в работе наставника.
В работе с молодыми специалистами наставнику нужно учитывать то, что они пока не способны мыслить системно, обрабатывать большой объем информации, выделять главное. Им не хватает практических навыков построения уроков, организационных навыков работы с детьми, нацеленности, адекватной самооценки. Недостаточный жизненный опыт, который влияет на общение с родителями и детьми. Поэтому после появления молодого специалиста в школе, наставнику необходимо наблюдать не только за его педагогической деятельностью, но и за процессом вхождения в коллектив, выстраиванием взаимоотношений с коллегами, учащимися и родителями.
Наставничество должно носить системный характер. В связи с этим необходимо вести журнал наставника. (см. Приложение, таб. 1) по оказанию профессиональной помощи.
Предлагаю рассмотреть формы работы с молодым специалистом:
1.Беседа с молодым специалистом, с целью выявления интересующих его вопросов.
2. Создание портфолио учителя и папки-мониторинга собственных результатов,
3. Формулировка методической темы молодого учителя на год.
4.Знакомство с орфографическим режимом школы.
5.Выступления на кафедре «Начальной школы», обогащение педагогическим опытом коллег.
6.Посещение молодым специалистом уроков коллег.
7.Посещение наставника уроков молодого специалиста с последующим анализом удачных и проблемных моментов.
8.Работа над самоанализом урока.
9.Посещение семинаров, уроков, мастер-классов коллег.
10.Давать возможность личностному росту (продолжение педагогического образования, самообразования, посещение курсов повышения квалификации).
11. Оказание помощи в работе над проектами.
12. Оказание помощи в создании портфолио учащихся.
В конце учебного года необходимо создать круглый стол «Наставничество как эффективный инструмент развития потенциала молодых специалистов» и обсудить актуальные вопросы наставничества (см. Приложение, 2). На этом мероприятии выступают наставники и молодые специалисты. Подводят итоги своей деятельности.
Молодые специалисты нуждаются в моральной поддержке и методической помощи наставника. Нам, педагогам-наставникам необходимо помогать им развиваться в профессии учителя, подогревать интерес к профессии, чтобы избежать отрицательных последствий. Покажем ли мы пути выхода из проблемных ситуаций, подбодрим ли мы их? От этого зависти завтрашний день, как молодого специалиста, так и будущее нашей школы. Если мы не будем оказывать системную организованную помощь молодым специалистам, не обращать внимания на состояние души, настроение, на проблемы наших молодых сотрудников, то при всех наших замечательных методиках, программах, мы можем не получить первоклассных, самодостаточных, уверенных в себе педагогов с наполненной душой, с высокими достижениями в педагогической деятельности. Молодые сотрудники – это наше завтра.
Используемые источники
Нормативно-правовая база в сфере наставничества педработников. https://clck.ru/33aTEC
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") https://clck.ru/33aTRf
Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях. https://clck.ru/33aTNe
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1, таблица "Журнал наставника"
Наставник: (ФИО)
Наставляемый: (ФИО)
Форма наставничества: учитель – учитель (молодой специалист)
Направление: начальная школа
Дата встречи | Формат (очный) форма встречи (индивид.) | Цель встречи | Содержание | Результат | подпись |
03.09.2021 | Беседа | Познакомить с традициями школы. | Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика обучения в начальной школе. | ||
06.09.2021 | Инструктаж | Изучить нормативно – правовую базу школы. | Нормативно–правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы. Учебный план, учебный график, должностные инструкции учителя. | ||
08.09.2021 | Практическое занятие | Планировать учебную, внеурочную деятельность, воспитательную работу. | Планирование и организация работы учителя начальных классов (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование, консультация в создании плана воспитательной работы). | ||
10.09.2021 | Инструкция | Научить оформлять школьную документацию, письменные работы учащихся. Контроль ведения личных дел учащихся | «Как вести классный журнал», «Личные дела обучающихся»; «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей». | ||
13.09.2021 | Посещение урока | Познакомить с опытом наставника в рамках открытого урока. | Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока. | ||
15.09.2021 | Беседа | Организовать самообразование | Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию | ||
17.09.2021 | Практическая работа | Формулировать цель урока, на основе которой разрабатывать план учебной деятельности. | "Разработка поурочных планов", " Цель урока и его конечный результат" | ||
20.09.2021 | Анкетирование | Определить затруднения молодого специалиста | Анкетирование молодого специалиста | ||
01.10.2021 | Посещение урока | Познакомиться с деятельностью молодого специалиста во время проведения урока. выявить затруднения в профессиональной деятельности. Оказать методическую помощь в рамках наставничества. | Посещение урока математики молодого учителя. | ||
04.10.2021 | Беседа | Познакомить с различными формами работы с родителями. | «Тематика родительских собраний», «Беседа с родителями». | ||
06.10.2021 | Беседа | Рассмотреть типы уроков и соответствующие требования к ним. | «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке», «Типы, виды, формы урока». | ||
08.10.2021 | Всероссийский конкурс | Содействовать профессиональному развитию молодого специалиста, самовыражению творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала; повышению уровня профессионального мастерства. | Участие молодого специалиста во Всероссийском педагогическом конкурсе. Регистрация на портале урок.рф. | ||
11.10.2021 | Практическое занятие | Изучить инструкции по ведению рабочих тетрадей и их проверке, познакомить с видами работы в учебнике, познакомить с работой интерактивной. | «Как работать с ученическими тетрадями, с учебником на уроке; с интерактивной доской. | ||
13.10.2021 | Беседа | Познакомить с оформлением проекта и исследовательской работы учащихся при подготовке к научно-практической конференции. | Подготовка и консультация к НПК. | ||
15.10.2021 | Практическая работа | Привлекать молодого специалиста к использованию ЭОР в процессе обучения. | Регистрация молодого специалиста на портале учи.ру и «Яндекс учебник». Привлечение учащихся к активной работе на данных образовательных площадках. | ||
20.10.2021 | Практическая работа | Познакомить с положением создания портфолио класса и ученика. | Создание папки-портфолио молодого специалиста с методическими разработками и грамотами. Создание папки-портфолио учащихся класса. | ||
22.10.2021 | Посещение урока | Изучить педагогическую деятельность в работе обучающихся с учебником | Посещение урока обучения грамоте молодого учителя. | ||
25.10.2021 | Беседа | Познакомить с формами отчетности учителя | «Работа со школьной документацией», «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» | ||
08.11.2021 | Практическая работа | Познакомить с опытом работы учителей начальных классов. | Участие в работе ШМО. | ||
10.11.2021 | Самообразование | Консультировать молодого специалиста в создании сайта педагога. | Создание собственного сайта | ||
16.11.2021 | Посещение урока | Познакомить с опытом наставника в рамках открытого урока. | Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником. | ||
18.11.2021 | Посещение урока | Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке | Посещение урока «окружающий мир» молодого учителя. | ||
02.12.2021 | Беседа | Продемонстрировать формы работы со слабоуспевающими детьми. | Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. | ||
09.12.2021 | Тренинг | Проанализировать педагогические ситуации и причины конфликтных ситуаций. | «Учусь строить отношения с субъектами учебного процесса». | ||
21.12.2021 | Посещение урока | Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке | Посещение урока технологии молодого учителя. | ||
12.01.2022 | Практическая работа | Изучить особенности развития самооценивания учащихся, использование самооценки учащихся на уроке. | «Формирующее оценивание» Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика | ||
18.01.2022 | Обмен мнениями | Проанализировать свою педагогическую деятельность за первое полугодие и прогнозировать дальнейшую работу. | «Факторы, которые влияют на качество преподавания». | ||
20.01.2022 | Посещение урока | Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов обучающихся. | Посещение урока математики молодого учителя. | ||
27.01.2022 | Практическая работа | Изучить особенности читательской грамотности в начальной школе | Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы. Домашнее чтение: как, сколько, когда | ||
02.02.2022 | Практическая работа | Изучить различные формы контроля знаний учащихся первого класса | «Формы контроля знаний» | ||
11.02.2022 | Посещение классного часа наставника | Проанализировать роль классного руководителя во время проведения классного часа | Посещение классного часа наставника | ||
15.02.2022 | Практическая работа | Изучить и проанализировать современные образовательные технологии, их использование их в учебном процессе | "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе". | ||
22.02.2022 | Посещение урока | Проконтролировать использование современных образовательных технологий молодым специалистом | Посещение урока чтения молодого учителя. | ||
01.03.2022 | Дискуссия | Проанализировать педагогические ситуации, педагогический стиль молодого специалиста, педагогического воздействия на учащихся. | Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). | ||
10.03.2022 | Беседа | Изучить формы и виды контроля на этапах урока. | «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала» | ||
16.03.2022 | Посещение урока | Изучить эффективность методов обучения, объективность оценивания на уроке | Посещение урока математики молодого учителя. | ||
08.04 | Практическое занятие: | Изучить выбор методов в зависимости от целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | Использование активных методов обучения (дидактическая игра). | ||
15.04 | Самообразование | Выступить по теме самообразования | Участие молодого специалиста в заседании ШМО. | ||
22.04 | Беседа | Проанализировать трудности в работе с родителями, изучить эффективные формы и методы работы педагога с родителями. | «Формы и методы работы педагога с родителями». | ||
28.04 | Посещение урока | Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке. | Посещение урока математики молодого учителя. | ||
06.05 | Выступление молодого специалиста на ШМО. | Презентация собственного педагогического опыта | Методическая выставка достижений учителя | ||
13.05 | Анкетирование | Выявить профессиональные затруднения. | Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. Самооценка. | ||
20.05 | Круглый стол | Выявить сильные и слабые стороны молодого специалиста в педагогической деятельности. | Анализ процесса адаптации молодого специалиста |
Приложение, 2. Выступление наставника на Круглом столе «Наставничество как эффективный инструмент развития потенциала молодых специалистов»
Общие рекомендации молодому специалисту после посещения уроков. Тщательно прорабатывать этапы урока и задания. Урок открытия новых знаний требует объяснения нового материала учителем или добывание новых знаний совместно с учащимися. У учителя отсутствовало само объяснение нового материала. Организовать проверку и контроль готовности к уроку учащихся и их школьных принадлежностей. Учиться организовывать работу с учебником и в тетради. Наполнить урок методическими приемами и методами. Использовать наглядный материал. Использовать в работе здоровьесберегающие технологии: гигиена письма, осанка учащихся и правильное положение ребенка за рабочим столом, правильно положение тетради на столе. Обращать внимание на всех учащихся, в беседе чаще обращаться к тем детям, которые отвлекаются или не участвуют в уроке. Следить за дисциплиной во время урока. Дети позволяют себе качаться на стуле, сидеть, лежа на парте, разговаривать со своим соседом, играть. Учиться правильно формулировать цель урока.
Наставляемая столкнулась с трудностями профессионального характера, очень тяжело переживала, и даже воспринимала себя законченным специалистом, отвергала свое место в профессии учителя.
В начале года мы столкнулись с такими проблемами как:
дисциплина на уроках, проблема эта возникла из-за отсутствия авторитета учителя. Дети могли себе позволить встать, выкрикнуть, прогуляться по классу, в общем, не соблюдали правила. В течение года учитель работал над этим вопросом, и наблюдается положительная динамика. Дети понимают и принимают правила поведения, у учителя появилась строгость и требовательность. Но, как и в любом классе, есть нарушители дисциплины.
соблюдение санитарно-гигиенических требований. Освещение кабинета, положение (посадка) ребенка на рабочем месте, дозирование интерактивной доски, проветривание.
Оформление тетрадей.
Организационные моменты на уроке: формирование регулятивных действий учащихся. Очень актуально в первом классе: приготовиться к уроку, сложить аккуратно школьные принадлежности на столе и в портфеле. Наставляемая провела работу по формированию этих навыков. Сейчас уже детям не стоит напоминать о порядке на столе.
Подготовка к урокам.
Работа с родителями
На протяжение года проводились различные мероприятия с молодым специалистом: инструктажи, беседы, рекомендации. В результате наставляемая прислушалась к рекомендациям и провела коррекцию в подготовке к урокам, организации учебного процесса, по отношению к учащимся.
Уроки наставляемой наполнены различными приемами и методами. Умеет задавать вопросы, которые побуждают размышлять по теме урока. Очень интересно проходят уроки по окружающему миру. Учитель основательно готовиться ко всем урокам. Особенно творчески проходят уроки технологии. Все дети увлечены процессом.
Проекты учащихся обсуждаются и оцениваются учителем. Она обосновывает свою оценку каждого учащегося, что позволяет детям корректировать в дальнейшем свою деятельность в этом направлении.
Достижения в конкурсах:
учитель является участником всероссийского педагогического конкурса, разместила свою публикацию спортивно-оздоровительного направления;
учащиеся являются участниками и победителями Всероссийского детского творческого конкурса;
учащиеся участвуют во Всероссийских олимпиадах на образовательных платформах;
учащиеся и родители принимают активное участие во всех школьных конкурсах;
её учащиеся участвовали в научно-проектной конференции на школьном уровне.
В конце пожелание, как девиз:
Некоторые проблемы остались: дисциплина, объективное оценивание, авторитет учителя.
Педагог должен обладать не только определенными профессиональными качествами, но и личностными. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.