Статья «Инновационный потенциал внеурочной деятельности в процессе достижения образовательных результатов обучающихся»
Инновационный потенциал внеурочной деятельности в процессе достижения образовательных результатов обучающихся
Современные требования к образованию предполагают постоянное обновление форм, методов и содержания обучения. С одной стороны нужно освоение федерального государственного образовательного стандарта, а с другой – формирование свободной творческой личности, способной к любым изменениям, креативно решать существующие проблемы. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются люди способные мобильно переключаться на разные виды деятельности, быстро учиться новому.
Проблема создания образовательной среды для интеграции урочной и внеурочной деятельности, поиска содержания, методов, стимулирующих развитие компетенций обучающихся, является открытой, заслуживающей пристального внимания.
Сегодня внеурочная деятельность выступает механизмом взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования, подчеркивая полноту и цельность образования.
Она обеспечивает свободный выбор обучающегося направления деятельности и темпов продвижения по конкретной программе. Ориентируется на личностные интересы, потребности и его способности. Дает возможность обучающимся создать собственный творческий продукт.
Внедрение в образовательный процесс программ курсов внеурочной деятельности позволяет повысить эффективность процесса достижения образовательных результатов обучающихся за счет использования инновационного потенциала внеурочной деятельности, а так же активизирует методический и творческий потенциал педагогов, повышает их профессиональное мастерство.
Интегративный урок или внеурочный курс не просто суммирует знания или учебный материал различных дисциплин. При соединении различных компонентов в процессе интеграции получается качественно иное образование, обладающее новыми по отношению к исходным элементам свойствами.
Правильно спланированная интеграция учебной и внеурочной деятельности создает благоприятную среду деятельности обучающихся, которая развивает или формирует потребности и способности каждого участника. Различные ее формы деятельности формируют умения организовывать свою деятельность, мыслить и работать с информацией, самостоятельно выбирать мысли, чувства, ценности и отвечать за этот выбор, умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Педагогами используется комплекс методических приемов, педагогических действий, направленных на решение задач обучения. Обеспечивают эффективное решение воспитательных задач. Развивают личностные качества своих обучающихся. Оригинальность методики, динамичность занятия обеспечивается за счет использования мультимедийной презентации и других информационных технологий. При этом тематика внеурочной деятельности связана с основами учебной дисциплины.
Возможна связь внеурочных занятий с урочными или наоборот. К примеру, изготовление наглядных пособий, творческих проектов, подготовка выступлений на конференцию и т.п. с обучающимися на предметном кружке, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе. А можно осуществить параллельное планирование курса внеурочной деятельности в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий, как это сделано в приложении «Программа факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»».
Результатами работы факультатива являются:
интеграция урочной и внеурочной деятельности
повышение качества обучения;
усиление роли индивидуальных достижений в развитии обучающихся;
увеличение степени удовлетворения социальных запросов.
Используемая литература:
Петренко Е.Л., Антонова М.В., Кортункова Э.Ш. Развитие воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности (методические рекомендации) / Е.Л. Петренко, М.В. Антонова, Э.Ш. Кортункова. – Димитровград: МБОУ СОШ №16, 2012. - c.
Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников [Электронный ресурс] / В.И. Казаренков.- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/index.php (c).
Электронные ресурсы:
Приложение
Программа факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики», автор: Князева Наталья Борисовна
Содержание
Пояснительная записка
Содержание факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»
Тематический план факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»
Рекомендуемая литература
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики» составлена в дополнение программе по учебной дисциплине «Физика». Она осуществляет компетентностный подход при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа конкретизирует содержание предметных тем факультативного курса и дает примерное распределение часов по его разделам.
Программа включает: пояснительную записку, основное содержание, с примерным распределением часов по разделам курса; тематический план, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Данная программа реализует общекультурный аспект знаний, идеи межпредметных связей главным образом с информатикой и учебными дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов.
Содержание факультативного курса разбито на отдельные блоки: программные продукты, физические модели, мультимедийные технологии, создание презентаций в среде PowerPoint.
Каждая тема предполагает изучение вопросов профессиональной направленности обучающихся. Добавлены вопросы техники безопасности при работе с компьютерным оборудованием.
Цели факультативного курса:
показать перспективы и удобства изучения предмета физики, используя модели физических процессов, устройство технических и физических приборов, предложенных в программно-педагогических продуктах: “TeachPro: Физика”, «Открытая физика 2.6», обучающие программы серии «Физика – 1С»;
используя модели процессов, предложенных в программах, создавать свои модели (в динамике и статическом изображении);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
формирование профессиональных компетентностей выпускников профессионального образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Программные продукты (3 часа)
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерным оборудованием. Программное обеспечение учебного процесса. Возможности и недостатки современных электронных учебников.
Физические модели (12 часов)
Работа с различными электронными учебниками. Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств “TeachPro: Физика”, «Открытая физика 2.6», обучающие программы серии «Физика – 1С». Работа с файлами. Правила их сохранения и распечатки. Моделирование траектории движения тела (прямолинейное, криволинейное и баллистическое движение). Моделирование явлений смачивания, капиллярности, диффузии, различных видов деформаций, тепловых, электрических и магнитных явлений. Модель работы теплового двигателя.
Работа в сети Internet. Поиск современных программно – педагогических средств, сохранение и создание архива. Справочные таблицы и материалы. Особенности полученных программно – педагогических средств, их границы применимости. Составление рецензии на скаченные продукты.
Мультимедийные технологии (2 часа)
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Работа с аудио и видео файлами: запись, обработка и сохранение. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий.
Создание презентаций (3 часа)
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. Создание кроссвордов. Создание презентаций в среде PowerPoint.
Тематический план факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»
1. Для обучающихся по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
№ занятия |
Тема занятия |
Программные продукты (3 ч) |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерным оборудованием, по правилам поведения в кабинете теоретического обучения и охране труда. |
2 |
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. |
3 |
Обзор существующих электронных учебников и программных средств. |
Физические модели (12 ч) |
|
4, 5 |
Основы компьютерной грамотности. |
6, 7 |
Моделирование законов движения: прямолинейное и криволинейное |
8 |
Движение тела под действием силы трения. Сила упругости. |
9 |
Электронные тесты и задачи. |
10, 11 |
Моделирование тепловых явлений: внутренняя энергия, тепловые двигатели. |
12 |
Моделирование явлений смачивания и капиллярности |
13 |
Моделирование электрических явлений. Электрический ток в жидкостях. Аккумуляторные батареи. |
14 |
Моделирование магнитных явлений. |
15 |
Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств. Поиск в сети Internet современных программно – педагогических средств |
Мультимедийные технологии (2 ч) |
|
16 |
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий. |
17 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов |
Создание презентаций (3 ч) |
|
18 |
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. |
19 |
Создание кроссвордов. |
20 |
Создание презентаций в среде PowerPoint. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы факультативного курса «Использование информационных технологий в обучении физики»
Программно-педагогические продукты (электронные учебники):
“TeachPro: Физика”,
«Открытая физика 2.6»,
обучающие программы серии «Физика – 1С»;
Мобильный компьютерный класс с выходом в Интернет
Плазменная панель с интерактивной насадкой
Электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов https://infourok.ru/videouroki
Рекомендуемая литература
Методика факультативных занятий по физике: пособие для учителя под ред. О.Ф. Кабардина, Москва: Просвещение,1989г
С.И. Мясников, Т. Н. Осанова. Пособие по физике. Москва: Высшая школа,1984г
М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва: Просвещение,1972г
Панагушина Елена Аркадьевна
Князева Наталья Борисовна
Марголис Ольга Викторовна
Медведева Татьяна Александровна
Князева Наталья Борисовна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Князева Наталья Борисовна
Елена Вениаминовна Чурина
Князева Наталья Борисовна