Роль наставничества в современном образовании

0
0
Материал опубликован 27 October

Современная российская образовательная система сталкивается с дефицитом педагогических кадров. В ответ на это государство внедряет меры поддержки для молодых специалистов, выбирающих работу в сфере образования. Начало профессионального пути сопряжено для них с высокими психологическими нагрузками и необходимостью постоянно адаптироваться. Внедрение ФГОС обусловило рост требований к личностным и профессиональным характеристикам учителя. На современного педагога, являющегося проводником общественных преобразований, возложена ключевая миссия — формирование компетентной, творческой личности, способной к эффективной самореализации в изменяющихся условиях.

Развитие гибкой и динамичной системы профессионального роста призвано стимулировать у начинающих педагогов мотивацию к саморазвитию. Данная система подчеркивает важность поддержки со стороны опытных коллег, готовых оказать практическую и теоретическую помощь, обеспечивая непрерывное обучение непосредственно на рабочем месте. В связи с этим в образовательных организациях все активнее применяется практика наставничества. Наставник берет на себя реализацию информационной, организационной и обучающей функций, создавая условия для успешной адаптации и профессионального становления новичка.

Сферы применения наставничества разнообразны и охватывают различные категории:

  • Старшеклассники (в целях профессиональной ориентации);

  • Студенты-практиканты (для углубления профессиональных знаний и определения специализации);

  • Новые сотрудники (для ускоренной адаптации, усвоения корпоративных норм и выхода на полноценную производительность);

  • Руководители (для подготовки к карьерному росту в сфере управления).

Актуальность наставничества находит отражение в федеральных и муниципальных проектах, что позволяет говорить о нем не только как о необходимости, но и как о значимом тренде. В рамках национального проекта планируется, что к 2024 году различные формы наставничества и сопровождения охватят не менее 70% учащихся и педагогов.

Существует множество трактовок этого понятия. В советский период наставничество представляло собой форму воспитания и профессионального обучения молодежи на производстве под руководством опытных рабочих. Оно получило распространение с 1930-х годов, а пика достигло в 1970-е [5, с. 26].

Сегодня под наставничеством понимают процесс практического обучения на рабочем месте при поддержке ментора, способствующий освоению широкого спектра профессиональных обязанностей.

Сущность деятельности наставника интерпретировалась мыслителями разных эпох. Сократ видел его задачу в пробуждении внутренних сил ученика. Его принцип «Я знаю, что ничего не знаю» предполагал равенство учителя и ученика в совместном поиске истины. Платон утверждал, что педагоги обладают властью над умами, а потому приравнивались к правителям. Жан-Жак Руссо призывал наставников к искусству «целенаправленного бездействия». К.Д. Ушинский предостерегал от чрезмерной гордости опытом, которая ведет к механическому контролю, и подчеркивал взаимосвязь теории и практики.

В зарубежной практике наставничество признано высокоэффективной формой адаптации, способствующей росту профессионализма и закреплению кадров. Сегодня это перспективная образовательная технология, обеспечивающая ускоренную передачу знаний и формирование компетенций по сравнению с традиционными методами. Взаимодействие в рамках программы строится между наставником и наставляемым. Первый помогает раскрыть потенциал и развить личностные качества, а второй с его поддержкой решает профессиональные и личные задачи. Успех этой работы требует от наставника высокого профессионализма, авторитета в коллективе и готовности делиться опытом. Процесс выстроен по принципу двусторонней связи: наставник направляет воспитанника, а тот, в свою очередь, своей реакцией и изменениями помогает корректировать стратегию сопровождения.

Недостаток опыта порождает у начинающего педагога неуверенность в себе, страх перед критикой и постоянную тревогу. Это состояние препятствует творческому подходу и инновациям. Проблема усугубляется тем, что с первых дней работы к молодому специалисту предъявляются те же требования, что и к ветеранам, от него ожидают аналогичного профессионализма. Зачастую неудовлетворенность работой среди новичков связана с недостаточным вниманием со стороны администрации и коллектива.

Выделяют несколько форм наставничества:

  • Индивидуальная (персональное сопровождение);

  • Групповая (работа наставника с группой по одному направлению);

  • Коллективная (сопровождение коллектива с разными специализациями);

  • Взаимная (взаимопомощь между наставляемыми из разных сфер);

  • Онлайн (удаленное взаимодействие).

Методы работы наставника разнообразны и включают:

  • Организацию деятельности, способствующей накоплению практического опыта;

  • Проведение обсуждений и рефлексии для осмысления полученного опыта;

  • Моделирование специальных ситуаций (проблемных, конфликтных) для расширения поведенческого репертуара;

  • Оптимизацию рабочей среды;

  • Диагностику, развивающее оценивание и контроль;

  • Управление групповой динамикой и межличностными отношениями;

  • Нетворкинг — установление профессиональных связей;

  • Стимулирование мотивации и фасилитацию;

  • Демонстрацию личного примера;

  • Информирование и инструктирование;

  • Консультирование.

Процесс наставничества включает три ключевых этапа:

  1. Адаптационный: знакомство и диагностика уровня компетенций наставляемого.

  2. Основной: совместная реализация программы адаптации и разработка индивидуального плана профессионального роста.

  3. Контрольно-оценочный: оценка достигнутых результатов и уровня профессионализма подопечного.

Таким образом, наставничество — это сложный, многоуровневый процесс, направленный на успешную интеграцию молодых педагогов. На всех этапах крайне важна положительная обратная связь от наставника, признание даже незначительных успехов.

Подводя итог, можно утверждать, что роль наставника в современном образовании трудно переоценить. Она способствует не только быстрой адаптации и укреплению уверенности молодого специалиста в правильности выбранного пути, но и является стимулом для профессионального развития самого наставника, который осваивает новые технологии и перенимает свежий взгляд на профессию.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.