Доклад «Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании»
Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании.
Семинар
от 15.04. 2019г.
География относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Внеурочные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но если в современной школе внеурочная деятельность стала обязательной деятельностью, то в царской России Министерство просвещения запрещало учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. Сейчас же, нам, педагогам, представлено огромное поле деятельности для выбора форм проведения занятий во внеурочное время.
Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессе преподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное время школьников с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям.
Составными частями географического образования являются учебная и внеурочная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.
Отсюда задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную деятельность учащихся.
В этих целях во многих школах, где придают должное значение внеклассной работе по географии, практикуются:
а) наблюдения учащихся за природно - экономическими явлениями и процессами своей местности;
б) природоведческие и производственные экскурсии;
в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей
г) организация внеклассного чтения учащимися научной и художественной краеведческой литературы
Внеурочная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.
Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу или на производство.
В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой, Интернет-ресурсами и т.д.).
Все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность.
Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года.
Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции.
Массовые формы работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.
Индивидуальные.
Методы организации деятельности школьников во внеурочной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен прежде всего спецификой изучаемого материала- географическими знаниями. Большое внимание уделяется наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций, работе с географической литературой при подготовке к занятиям:
- Работа в природе (экскурсии, походы, наблюдения и др.)
- Работа с географической литературой ( подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и стендов и др).
- Игровая деятельность (вечера, олимпиады марафоны, викторины, деловые игры).
Кабинет географии становится центром, организующим и направляющим всю внеурочную работу.
Я хотела рассказать об одной из форм внеурочной деятельности используемой в моей практике – это организации кружка в 4-х классах, «Географической лаборатории «Час эксперимента»». Как правило, беря новый класс, педагоги организуют посещение уроков в этих классах с целью знакомства. Я решила организовать внеклассную работу в 4 –х классах начальной школы, которые планирую обучать.
Имея положительный опыт проведения практических, исследовательских работ на уроках в 5-6 классах, я решила применить его и во внеурочной деятельности и в 4-х классах.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования единой, рассчитанной на период обучения с 4 по 5 класс, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью. Продолжение данного курса в среднем звене (5 класс) будет, по нашему мнению, способствовать более успешной адаптации учащихся младших классов к обучению в основной школе и даст возможность педагогу проанализировать результаты формирования поисково-исследовательских умений своих учеников. Актуальность программы курса обусловлена и тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа включает в себя разделы, которые являются началом изучения земных оболочек в 5-6 классах, для каждого из которых я подобрала простейшие в проведении опыты.
Фрагмент программы
Тема 2. Жизнь земной коры – 7 часов
Теоретические сведения.
Практическая работа.
-
Опыт, доказывающий неоднородность внутреннего строения (с яйцом)
Опыт, который доказывает, что звук распространяется в разных средах с разной скоростью
Опыт «Распространение сейсмических волн с целью изучения внутреннего строения Земли»
«Опыт с барабаном»
Опыт, демонстрирующий свойства океанической и материковой земной коры
Опыт «Имитация землетрясения»,
Опыт «Извержение вулкана».
Опыт «Формирование метаморфических горных пород»
Опыт «Образование гор, смятие горных слоев в складки»
Эксперимент «Самодельный вулкан».
Тема 3. Голубая планета -8 часов.
Теоретические сведения.
Практическая работа.
1.Опыт «Распределение воды между водными объектами планеты
2. Опыт «Вода принимает форму сосуда, в который попадает»
3.Опыт, демонстрирующий свойство воды «изменять своѐ состояние»
4. Опыт, демонстрирующий растворяющие свойства воды»
5. Опыт «КВ в природе».
6. Опыт «Соленость воды»
7. Опыт «Соленость воды - 2»
8.Опыт «Одинакова ли соленость в разных частях МО»
9. Опыт, демонстрирующий зависимость солености от температуры воды
10. Опыт «Движение воды в МО (ветровые волны)»
11 Опыт «Течения и противотечения»
12.Опыт «Определение свойств горных пород по способности пропускать воду»
13Опыт «Образование родника»
14 Домашний эксперимент – наблюдение (после дождя понаблюдать за поведением воды – что с ней произошло в поле, в лесу, на асфальте?) Рассмотреть под лупой расстояние между частичками песка и глины Поразмыслим: Почему в саду дорожки посыпают песком?
15.Опыт «Как вода течет в реке?» Опыт «Исток всегда выше, чем устье»
16. «Зимние чудеса» - опыты со снегом на улице
17. Измерение толщины снежного покрова.
Тема 4. Воздушное покрывало – 7 часов.
Теоретические сведения.
Практическая работа.
Опыт «В воздухе содержится 21% кислорода».
2. Опыт «Воздух повсюду»
Опыт «Воздух нагревается от поверхности»
Опыт «Теплый воздух более легкий» (Вариант А, Б)
Опыты с термометром
Опыт «АД» (Варианты 1,2,3,4)
Ветер – движение воздуха
Причина образования ветра
Зависимость АД и силы ветра
Знакомство с приборами (барометр, барограф, флюгер)
Опыт «Влажность воздуха»
Опыт «Как быстро высушить влажный зонт?
Как образуются облака
Знакомство с приборами (гигрометр, психрометр)
Опыт «Доказательство движения солнечных лучей».
Эксперимент «Солнечные часы. Наблюдение за движение Солнца»
Тема 5: Зеленая планета -5часов.
Теоретические сведения.
Практическая работа.
Опыт «Миниатюрная биосфера»
«Измерение высоты дерева без приборов»
«Сколько лет дереву?»
Тема 6. Ориентирование на местности - 4 часов
Теоретические сведения.
Практическая работа.
Ориентирование на местности
Составление простейших планов местности с помощью условных знаков.
Занятия кружка предполагают и развлекательно- познавательные занятия (настольные географические игры, географические пазлы), которые очень любят ребята.
При планировании внеурочной работы особо следует позаботиться о том, что бы уже начиная с начального курса физической географии, школьники привлекались к работе в кружках. Чем раньше начинает формироваться интерес к предмету, тем больше возможностей полнее познакомить учащихся с достижениями данной отрасли науки, повлиять на формирование их интересов.
Основные показатели эффективности внеурочной работы по географии (Результативность внеурочной работы):
Считаю, что данная работа имеет положительный результат, т.к.
-
-
-
Качество знаний в 5-х классах достаточно высокое: 60-65%, при 100% успеваемости.
Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие в дистанционных олимпиадах.
Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде:
-
-
- школьный уровень.
- муниципальный уровень: 4 участника из которых 1 победитель, 1 призер.
-
-
-
По результатам мониторинга по определению мотивации обучающихся к географии сформировалась такая картина:
-
-
Класс |
Количество учащихся в классе |
Количество учащихся-участников тестирования |
Результаты мониторинга (уровни мотивации) |
|||
Низкий уровень |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
|||
7А |
22 |
16 |
0 |
8 |
4 |
4 |
7Б |
18 |
17 |
1 |
0 |
10 |
6 |
8А |
21 |
18 |
0 |
1 |
9 |
7 |
8Б |
22 |
13 |
1 |
1 |
3 |
8 |
|
|
64 |
2 |
10 |
26 |
25 |
|
|
|
2% |
16% |
42% |
40% |
Основная часть учеников (82%) имеют высокий и очень высокую мотивацию к предмету.
- Значение ведения кружка не только оказывает влияние на повышение качества географических знаний и умений школьников, но здесь видна межпредметная связь (в первую очередь с физикой, математикой, биологией, химией, ОБЖ, литературой). Преемственность между начальным и средним звеном.
- Повышение интереса к занятиям в классе и во внеурочное время, чтение дополнительной литературы.
- Приобретение умений работы с различными источниками информации
- Повышение общего уровня культуры школьников
Показателем эффективности внеурочной работы служит охват учащихся, стабильный состав учащихся вовлеченных в работу.
Заключение
Для успешного проведения внеурочной работы по географии учитель должен
знать:
а) значение и цели внеурочной работы по географии;
б) формы и пути ее осуществления;
уметь: -сочетать внеурочную работу с учебной;
- организовывать и проводить различные внеурочные мероприятия;
- руководить краеведческой и туристской работой в школе;
- организовывать природоохранную работу учащихся ;
Итогом спланированной, целенаправленной, систематически проводимой внеурочной работы по предмету является :
- Повышение успеваемости по предмету;
- Повышение мотивации к изучению географии;
- Повышение работоспособности учащихся на уроке;
- Быстрое восприятие нового материала;
- Создание благоприятного микроклимата на уроке