12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Понизова Наталья Петровна27
1

Доклад «Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании»

Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании.

Семинар

от 15.04. 2019г.

География относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Внеурочные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но если в современной школе внеурочная деятельность стала обязательной деятельностью, то в царской России Министерство просвещения запрещало учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. Сейчас же, нам, педагогам, представлено огромное поле деятельности для выбора форм проведения занятий во внеурочное время.

Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессе преподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное время школьников с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.       

География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям.

Составными частями географического образования являются учебная и внеурочная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Отсюда задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную деятельность учащихся.

В этих целях во многих школах, где придают должное значение внеклассной работе по географии, практикуются:

а) наблюдения учащихся за природно - экономическими явлениями и процессами своей местности;

б) природоведческие и производственные экскурсии;

в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей

г) организация внеклассного чтения учащимися научной и художественной краеведческой литературы

Внеурочная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу или на производство.

В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой, Интернет-ресурсами и т.д.).

Все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность.

Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года.

Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции.

Массовые формы работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.

Индивидуальные.

Методы организации деятельности школьников во внеурочной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен прежде всего спецификой изучаемого материала- географическими знаниями. Большое внимание уделяется наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций, работе с географической литературой при подготовке к занятиям:

  • Работа в природе (экскурсии, походы, наблюдения и др.)
  • Работа с географической литературой ( подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и стендов и др).
  • Игровая деятельность (вечера, олимпиады марафоны, викторины, деловые игры).

Кабинет географии становится центром, организующим и направляющим всю внеурочную работу.

 

Я хотела рассказать об одной из форм внеурочной деятельности используемой в моей практике – это организации кружка в 4-х классах, «Географической лаборатории «Час эксперимента»». Как правило, беря новый класс, педагоги организуют посещение уроков в этих классах с целью знакомства. Я решила организовать внеклассную работу в 4 –х классах начальной школы, которые планирую обучать.

Имея положительный опыт проведения практических, исследовательских работ на уроках в 5-6 классах, я решила применить его и во внеурочной деятельности и в 4-х классах.

Актуальность разработанной программы продиктована также  отсутствием в теории и практике образования единой, рассчитанной на период обучения с 4 по 5 класс, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью. Продолжение данного курса в среднем звене (5 класс) будет, по нашему мнению, способствовать более успешной адаптации учащихся младших классов к обучению в основной школе и даст возможность педагогу проанализировать результаты формирования поисково-исследовательских умений своих учеников. Актуальность программы  курса обусловлена и тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Программа включает в себя разделы, которые являются началом изучения земных оболочек в 5-6 классах, для каждого из которых я подобрала простейшие в проведении опыты.

Фрагмент программы

Тема 2. Жизнь земной коры – 7 часов

Теоретические сведения.

Практическая работа.

  • Опыт, доказывающий неоднородность внутреннего строения (с яйцом)

    Опыт, который доказывает, что звук распространяется в разных средах с разной скоростью

    Опыт «Распространение сейсмических волн с целью изучения внутреннего строения Земли»

    «Опыт с барабаном»

    Опыт, демонстрирующий свойства океанической и материковой земной коры

    Опыт «Имитация землетрясения»,

    Опыт «Извержение вулкана».

    Опыт «Формирование метаморфических горных пород»

    Опыт «Образование гор, смятие горных слоев в складки»

    Эксперимент «Самодельный вулкан».

Тема 3. Голубая планета -8 часов.

Теоретические сведения.

Практическая работа.

1.Опыт «Распределение воды между водными объектами планеты

2. Опыт «Вода принимает форму сосуда, в который попадает»

3.Опыт, демонстрирующий свойство воды «изменять своѐ состояние»

4. Опыт, демонстрирующий растворяющие свойства воды»

5. Опыт «КВ в природе».

6. Опыт «Соленость воды»

7. Опыт «Соленость воды - 2»

8.Опыт «Одинакова ли соленость в разных частях МО»

9. Опыт, демонстрирующий зависимость солености от температуры воды

10. Опыт «Движение воды в МО (ветровые волны)»

11 Опыт «Течения и противотечения»

12.Опыт «Определение свойств горных пород по способности пропускать воду»

13Опыт «Образование родника»

14 Домашний эксперимент – наблюдение (после дождя понаблюдать за поведением воды – что с ней произошло в поле, в лесу, на асфальте?) Рассмотреть под лупой расстояние между частичками песка и глины Поразмыслим: Почему в саду дорожки посыпают песком?

15.Опыт «Как вода течет в реке?» Опыт «Исток всегда выше, чем устье»

16. «Зимние чудеса» - опыты со снегом на улице

17. Измерение толщины снежного покрова.

Тема 4. Воздушное покрывало – 7 часов.

Теоретические сведения.

Практическая работа.

Опыт «В воздухе содержится 21% кислорода».

2. Опыт «Воздух повсюду»

Опыт «Воздух нагревается от поверхности»

Опыт «Теплый воздух более легкий» (Вариант А, Б)

Опыты с термометром

Опыт «АД» (Варианты 1,2,3,4)

Ветер – движение воздуха

Причина образования ветра

Зависимость АД и силы ветра

Знакомство с приборами (барометр, барограф, флюгер)

Опыт «Влажность воздуха»

Опыт «Как быстро высушить влажный зонт?

Как образуются облака

Знакомство с приборами (гигрометр, психрометр)

Опыт «Доказательство движения солнечных лучей».

Эксперимент «Солнечные часы. Наблюдение за движение Солнца»

Тема 5: Зеленая планета -5часов.

Теоретические сведения.

Практическая работа.

Опыт «Миниатюрная биосфера»

«Измерение высоты дерева без приборов»

«Сколько лет дереву?»

Тема 6. Ориентирование на местности -  4 часов

Теоретические сведения.

Практическая работа.

Ориентирование на местности

Составление простейших планов местности с помощью условных знаков.

Занятия кружка предполагают и развлекательно- познавательные занятия (настольные географические игры, географические пазлы), которые очень любят ребята.

При планировании внеурочной работы особо следует позаботиться о том, что бы уже начиная с начального курса физической географии, школьники привлекались к работе в кружках. Чем раньше начинает формироваться интерес к предмету, тем больше возможностей полнее познакомить учащихся с достижениями данной отрасли науки, повлиять на формирование их интересов.
Основные показатели эффективности внеурочной работы по географии (Результативность внеурочной работы):

Считаю, что данная работа имеет положительный результат, т.к.

      1. Качество знаний в 5-х классах достаточно высокое: 60-65%, при 100% успеваемости.

        Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие в дистанционных олимпиадах.

        Обучающиеся 5-х классов принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде:

- школьный уровень.

- муниципальный уровень: 4 участника из которых 1 победитель, 1 призер.

      1. По результатам мониторинга по определению мотивации обучающихся к географии сформировалась такая картина:

Класс

Количество учащихся в классе

Количество учащихся-участников тестирования

Результаты мониторинга

(уровни мотивации)

Низкий уровень

Средний

Высокий

Очень высокий

22

16

0

8

4

4

18

17

1

0

10

6

21

18

0

1

9

7

22

13

1

1

3

8

 

 

64

2

10

26

25

 

 

 

2%

16%

42%

40%

Основная часть учеников (82%) имеют высокий и очень высокую мотивацию к предмету.

  • Значение ведения кружка не только оказывает влияние на повышение качества географических знаний и умений школьников, но здесь видна межпредметная связь (в первую очередь с физикой, математикой, биологией, химией, ОБЖ, литературой). Преемственность между начальным и средним звеном.
  • Повышение интереса к занятиям в классе и во внеурочное время, чтение дополнительной литературы.
  • Приобретение умений работы с различными источниками информации
  • Повышение общего уровня культуры школьников

Показателем эффективности внеурочной работы служит охват учащихся, стабильный состав учащихся вовлеченных в работу.
Заключение

Для успешного проведения внеурочной работы по географии учитель должен

знать:

а) значение и цели внеурочной работы по географии;

б) формы и пути ее осуществления;

уметь: -сочетать внеурочную работу с учебной;

- организовывать и проводить различные внеурочные мероприятия;

- руководить краеведческой и туристской работой в школе;

- организовывать природоохранную работу учащихся ;

Итогом спланированной, целенаправленной, систематически проводимой внеурочной работы по предмету является :

  • Повышение успеваемости по предмету;
  • Повышение мотивации к изучению географии;
  • Повышение работоспособности учащихся на уроке;
  • Быстрое восприятие нового материала;
  • Создание благоприятного микроклимата на уроке
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.