Статья «Опыт наставничества в образовании»‎

9
1
Материал опубликован 28 January 2023 в группе

Опыт наставничества в образовании

За каждым добившимся успеха человеком стоят мудрые советы старшего поколения. Иными словами, наставник – человек, который всегда рядом, помогает расти и развиваться. Если говорить словами знаменитого педагога и психолога Шалва Амонашвили: «Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».
Наставничество в образовании имеет особенную глубину. Это не просто инструмент достижения эффективности в трудовой деятельности, но и залог обеспечения благоприятной среды в коллективе. Это универсальная технология передачи профессиональных навыков, а также жизненно важных знаний и ценностей, обогащающая отношения доверием.
Будь то наставничество между опытным педагогом и молодым учителем или же учителем и учеником – это путь созидания, создания бесконфликтных взаимоотношений и вдохновения для каждой из сторон.

Другое название наставничества – менторство. Что же это такое? Передача накопленных знаний от старшего поколения младшему. У многих великих людей были наставники. Молодым специалистам, как никому больше, нужен куратор, наставник, ведь не зря считается, что знаний у них много, а опыта пока маловато, ведь педагогическая практика занимается несколько месяцев.

Наставником выдающегося полководца Александра Македонского (или Великого), полагали, был греческий философ и эрудит Аристотель, композитора Вольфганга Амадея Моцарта – тоже композитор Иоганн Себастьян Бах, а легендарного человека Энакина Скайокера – мастер-джедай Оби-Ван Кеноби (пусть он и вымышленный персонаж).

Когда я пришла работать в школу, мне тоже назначили наставника. Им был учитель с сорокалетним стажем работы. Я могла задать ей все имеющиеся вопросы, посещала её уроки, обсуждала проблемы. Считаю, это очень важно, ведь любая значительная проблема на работе может послужить причиной для увольнения, когда тебе 22. Например, конфликт с родителями учеников.

Предлагаю сравнить опыт наставничества за рубежом и в России. Наставничество в сфере образования в Европе часто регулируется образовательными и социальными государственными институтами.

В школах США распространены “peer-mentoring” – программы взаимного наставничества среди сверстников. Старшеклассники постоянно помогают отстающим в учёбе ученикам.

Большинство американских университетов также предлагают программы наставничества, особенно это касается педагогических. Как правило, они помогают выпускникам найти будущего работодателя. Существуют и местные региональные организации. Если высшее учебное заведение не имеет программы наставничества, следует обратиться в такую организацию.

Она поможет.

В Германии же имеется “Assistierte Ausbildung”? что переводится как «Ассестированное ученичество». Это проект Федеральной службы по труду и занятости, аналог Центра занятости в России. Студенты старших курсов рабочих специальностей имеют возможность пройти практику на производстве. Ими руководят опытные сотрудники. Такой метод помогает помочь молодым людям и снизить отток с вузов.

На последних курсах немецких педагогических вузов работает похожая схема. Наставник руководит практикой студента, а также помогает ему подготовиться к выпускным экзаменам.

В России же в школах нет ярко выраженной модели наставничества, но студенты постоянно проходят практику. Что касается начинающих педагогов, то, как я уже писала, им прикрепляют куратора.

Не так давно министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что планируется вводить в школах новые квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Такие педагоги будут получать за это доплату. Они должны иметь высшую квалификационную категорию, педагогический стаж не менее семи лет, а также должны пройти программу дополнительного профессионального образования не ранее чем за три года до подачи заявки на категорию.

Комментарии

Спасибо за информацию, познавательно.

28 January 2023