Урок русского языка «Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 30 December 2015

МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан


 


 


 


 


 


 

 


 

в 3А классе


 


 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Галиева Л.Ш.


 


 


 


 


 

19 ноября 2014 года

Тема: Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении.

Цель: Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении; углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание

- Напишите фразеологизм и объясните его смысл.

На доске: Повторение – мать учения.

III. Проверка домашнего задания

К вершинам науки под названием «Русский язык» мы тоже движемся не очень быстро, потому что эта наука довольно сложная. Прежде чем приступить к новой теме, предлагаю вам проверить домашнее задание. (с.81 у.146)

- Прочитайте стихотворение А.Пушкина.

- Назовите пропущенные окон­чания.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения. (Анимация-слайд-часть2.)

Начался дождь.

О дождь народ сложил разные приметы.

Журавли кричат к дождь.

- Что нужно сделать, чтобы слова в предложениях были связаны по смыслу? (Надо изменить форму слова.)

- При этом изменилось окончание: Дождь, дожде, дождю.

- Зачем, для чего служит окончание? (Значит окончания служат для связи слов в предложении.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Понятие об окончании.

- Познакомьтесь с правилом определения окончания слова (учебник с.81). (Слайд-часть3.)

- Прокомментируйте это правило на приведенных примерах.

2. Работа по учебнику

Упр. 148 (с. 82)-письменно. (Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

- Что представлено в пословицах: формы одного и того же слова или однокоренные слова? Докажите. (Выделены окончания.)

- Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончания.

- А теперь кто написал, откройте учебники и проверьте. (Проверка по учебнику.)

VI. Физкультминутка МИКС-ПЭА-ШЭА.

Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.

Учитель объявляет: «Встаньте в пары!»

Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

Учитель задает вопрос и дает 3-5секунд на размышление.

Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя:

РЕЛЛИ РОБИН или ТАЙМД ПЭА ШЭА.

Вопросы: 1. Что такое окончание? (Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

2. Как найти окончание в слове? (Надо изменить форму слова.)

3. Что такое однокоренные слова? (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)

4. Что такое корень слова? (Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

5. Как найти корень в словах? (Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.)

VII. Закрепление знаний и способов действий.

- Давайте повторим, как найти в слове окончание? (Слайд-часть4.)

Работа по учебнику.

Упр. 149 (с. 82)-письменно. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

- Прочитайте.

2. Работа со словами из словаря. (с.150-151)

- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

- Прочитайте ниже на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Как выделить нулевое окончание? (Показывает учитель.) (Слайд – часть5.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

- Спишите без скобок. Обозначьте в словах обед и ужин орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите. (По вариантам. Взаимопроверка.)

- Запомните написание этих слов.

- Скажите, все ли слова имеют окончания?

- Измените слова кино, пальто, радио, шоссе, кафе, такси, кофе.

- Прочитайте правило на с.83. (Слайд-часть6.)

Упр. 150 (с.82)-письменно. Выборочное списывание.

- Спишите слова с нулевым окончанием, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончание. (1ученик работает у доски.)

- Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

VIII. Рефлексия

Найдите лишнее слово в каждой строке.

Береза, березовая, березу, березой.

Березка, березовая, береза, березу, березонька.

Для чего служит окончание?

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание Упр. 151 (с. 83)-письменно.

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.

Как можно озаглавить этот текст?

Прочитайте текст.

Запишите заголовок и текст.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тема конкурса : "Урок с СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ".

6 February 2016

конкурс на лучшую методическую разработку урока для 5-11 классов «Урок русского языка с современными технологиями». Представлен материал для 3 класса.

10 February 2016

Похожие публикации