Урок русского языка «Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении» (3 класс)
МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
в 3А классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Галиева Л.Ш.
19 ноября 2014 года
Тема: Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении.
Цель: Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении; углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чистописание
- Напишите фразеологизм и объясните его смысл.
На доске: Повторение – мать учения.
III. Проверка домашнего задания
– К вершинам науки под названием «Русский язык» мы тоже движемся не очень быстро, потому что эта наука довольно сложная. Прежде чем приступить к новой теме, предлагаю вам проверить домашнее задание. (с.81 у.146)
- Прочитайте стихотворение А.Пушкина.
- Назовите пропущенные окончания.
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложения. (Анимация-слайд-часть2.)
Начался дождь.
О дождь народ сложил разные приметы.
Журавли кричат к дождь.
- Что нужно сделать, чтобы слова в предложениях были связаны по смыслу? (Надо изменить форму слова.)
- При этом изменилось окончание: Дождь, дожде, дождю.
- Зачем, для чего служит окончание? (Значит окончания служат для связи слов в предложении.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Понятие об окончании.
- Познакомьтесь с правилом определения окончания слова (учебник с.81). (Слайд-часть3.)
- Прокомментируйте это правило на приведенных примерах.
2. Работа по учебнику
Упр. 148 (с. 82)-письменно. (Работа по заданиям упражнения. Проверка.)
- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
- Что представлено в пословицах: формы одного и того же слова или однокоренные слова? Докажите. (Выделены окончания.)
- Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончания.
- А теперь кто написал, откройте учебники и проверьте. (Проверка по учебнику.)
VI. Физкультминутка МИКС-ПЭА-ШЭА.
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.
Учитель объявляет: «Встаньте в пары!»
Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Учитель задает вопрос и дает 3-5секунд на размышление.
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя:
–РЕЛЛИ РОБИН или ТАЙМД ПЭА ШЭА.
Вопросы: 1. Что такое окончание? (Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
2. Как найти окончание в слове? (Надо изменить форму слова.)
3. Что такое однокоренные слова? (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)
4. Что такое корень слова? (Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
5. Как найти корень в словах? (Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.)
VII. Закрепление знаний и способов действий.
- Давайте повторим, как найти в слове окончание? (Слайд-часть4.)
Работа по учебнику.
Упр. 149 (с. 82)-письменно. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
- Прочитайте.
2. Работа со словами из словаря. (с.150-151)
- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.
- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?
- Прочитайте ниже на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)
- Как выделить нулевое окончание? (Показывает учитель.) (Слайд – часть5.)
- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.
- Спишите без скобок. Обозначьте в словах обед и ужин орфограммы.
- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите. (По вариантам. Взаимопроверка.)
- Запомните написание этих слов.
- Скажите, все ли слова имеют окончания?
- Измените слова кино, пальто, радио, шоссе, кафе, такси, кофе.
- Прочитайте правило на с.83. (Слайд-часть6.)
Упр. 150 (с.82)-письменно. Выборочное списывание.
- Спишите слова с нулевым окончанием, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончание. (1ученик работает у доски.)
- Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
VIII. Рефлексия
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
Береза, березовая, березу, березой.
Березка, березовая, береза, березу, березонька.
— Для чего служит окончание?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание Упр. 151 (с. 83)-письменно.
— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Прочитайте текст.
— Запишите заголовок и текст.
Евдакименко Ольга Юрьевна
Екатерина