12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44073
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
13

Урок русского языка в 5 классе «Окончание и основа слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Окончание и основа слова

( Урок русского языка в 5 классе)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна


Брянск-2017

Цель урока: углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Тип урока - урок актуализации изученного в начальной школе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

Ход урока

1.Четвёртое лишнее.

- Запишите слова, выделите в них корень и на этом основании найдите «лишнее» в каждом ряду слово. Подчеркните его.

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.

3) Сгорел, горный, горка, пригорок.

4) Светить, светлячок, просвет, святой,

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

Однокоренные.

- Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водопровод – водопроводы, водопроводу, водопровода.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

- Как образуются формы одного и того же слова?

С помощью окончания.

- Выделите в записанных формах окончания.

- Как называется оставшаяся часть слова без окончания?

- Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

2.Формулирование темы урока.

- Каковы будут цели нашей работы?

3.Определение целей урока.

4.Работа по теме урока.

- Выборочное письмо.

- Прочитайте про себя стихотворение В.Берестова «Кошкин сынок» (распечатка). Значение каких слов вам непонятно?

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать –

Животное

Очень чистоплотное.

- Выразительно прочитайте стихотворение вслух. Какова тема и основная мысль данного стихотворения?

Тема – кошкин сынок, основная мысль – кошка-мать - животное очень чистоплотное.

- Выпишите из стихотворения формы одного и того же слова, выделите в них основу и окончание.

У кошки (Р.п.) – кошка (И.п.), сын (И.п.) – сына (В.п.), язычком (Т.п.) – язычок (И.п.)

- Вспомните, какое окончание называется нулевым?

Окончание, которое «пропадает» в какой-либо форме слова.

- Физ.пауза

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

- Вернёмся к стихотворению Валентина Берестова. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

За доской 1) _____ - ый (приёмный, милый, скромный, ласковый)

2) _____ (сынок, котёнок, щенок, язычок, бочок, мать)

3) ______ л -а (умывала, мыла)

- Найдите среди выписанных слов однокоренные, выделите в них корень.

4. Рефлексия

- Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ. Готовы?

1) Окончание – это словообразующая морфема. (0)

2) Основа – это часть слова без окончания. (1)

3) Основа – это формообразующая морфема. (0)

4) Окончание, пропадающее при изменении слова в какой-то его форме, называется нулевым. (1)

5. Д/З: упражнения 85, 90.

Использованная литература

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.