12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максименкова Татьяна Викторовна19
Россия, Смоленская обл., Ярцево

 Урок русского языка в 3 классе

                                             УМК «Школа России»

Тема: Формы слова. Окончание.

          Тип урока: изучение нового материала

Максименкова Татьяна Викторовна, учитель МБОУ СШ №9 г.Ярцево,   Смоленской обл.

Цели урока: познакомить учащихся с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении; ввести понятие «форма слова», формировать умение выделять окончание в словах.

Формирование УУД:

Познавательные: формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения.

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.

Коммуникативные: учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной рааботе.

Личностные: воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.

Задачи:

формировать представление об изменении формы одного и того же слова;

формулировать определение окончания;

определять значимость окончания в слове;

учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

формировать умение понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;

анализировать информацию, представленную в учебнике;

проявлять интерес к русскому языку;

участвовать в диалоге, работать в паре

Оборудование:

Учебник Русский язык 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки, мультимедия, презентация.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятленость на уроке

- Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его)

«С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете это выражение?

-Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке.

II. Актуализация знаний, пробное действие

Цель: активизировать имеющиеся знания, мотивировать учащихся к выполнению пробного действия.

- У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили?

Наш город

Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город)ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи.

- Что нужно сделать, чтобы предложения были понятными?

- Поработайте в парах и расскройте скобки.

Проверка.

-Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению.

- Получился текст.

- Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?

- Чтобы был понятен смысл предложения.

III. Самоопределение к учебной деятельности . постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий. Постановка учебной задачи.

- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

- Окончание.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы сегодня можем узнать на уроке?

- Давайте составим план.

План

Что такое окончание.

Для чего служит окончание.

Как находить в словах окончание.

- А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

IV. Открытие нового знания

Цель: создать условия для построения и фиксации нового знания.

Учебник Русский язык 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий стр. 79 упр. 142.

- Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так   □.  

-Какая орфограмма встретилась в слове осина?

Осина, осины, к осине, осину.

- Назовите, какие окончания встретились в этих словах?

а,ы, е,у

Самопроверка по слайду и оценивание.

- Оцените свою работу.

- Скажите, выделенные слова имеют одинаковое значение или разное?

- Одинаковое.

– Что означает жэто слово?

- Лиственное дерево.

- Что в нем менялось?

- Окончание.

- В одном и том же слове у нас менялась одна часть – окончание.

- Давайте прочитаем вывод на стр. 79 учебника.

- Прочитайте последнее предложение . Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи? (фразеологизм)

- Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?

У разных народов бытовали легенды и повермя, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

- Что вы можете сказать про окончание? (ответы детей)

(на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)

Окончание

-это….

-служит …

- Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (стр. 80)

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

V. Физминутка

Цель: обеспечить активный отдых, снять утомление у учащихся.

VI. Первичное закрепление знаний.

Цель: создать условия для выполнения учащимися несколькихтиповых заданий на применение изученного способа действий.

Работа с учебником стрр. 80 упр.144 (устно разобрать)

- Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

- Нет. Слова не связаны по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

- Изменить форму слова.

Работаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

- Что изменялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

- Окончания.

- Для чего служат окончания?

- Для связи слов в словосочетании.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно (можно по вариантам).

На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик

Задания: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания.

2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.

3. Для тех, кто справится с этой работой быстро придумать 2 предложения с этими словами.

Проверка на слайде.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД.

- Вернемся к началу урока. Какие цели мы ставили? (на слайде)

- Где можно применить новое знание?

- Правильно строить предложения при написании сочинений и изложений и в устной речи.

- Какие ошибки были допущены при выполнении самомтоятельной работы?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?

- У формы слова изменяется только окончание.

IX. Оценивание.

- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

X.Домашнее задание. (дифференцированное)

Предлагаю на выбор:

Т.стр. 43, упр.104 или упр. 105.

Опубликовано


Комментарии (2)

Китова Ирина Анатольевна, 01.11.17 в 20:11 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Викторовна. Урок хороший, будет полезен тем, у кого будет на будущий год 3 класс.Мы эту тему уже прошли.
Только, небольшая неточность ( или опечатка). Знак который указан-это же суффикс, а не окончание.
Максименкова Татьяна Викторовна, 03.11.17 в 23:17 0Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, большое спасибо за комментарий! Да, действительно досадная опечатка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.