Этап
|
Слайд
презентации
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные учебные действия
|
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
|
|
Включение в деловой ритм.
— Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
|
Подготовка класса к работе.
Отвечают учителю рифмовку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
|
– выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л);
– умение отвечать за себя и других участников учебного процесса (К).
|
— Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».
— Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше.
|
Открывают тетрадь, записывают число и «классная работа»
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
|
Выявляет уровень знаний.
Фронтальный опрос по теме «Корень».
— Вспомните, что называется корнем?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
|
- Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
- Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково
|
– действие смыслообразования (Л);
– волевая саморегуляция (Р);
– контроль и коррекция (Р);
– умение структурировать знания (П);
– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
|
|
Работа в парах
— У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение.
Целый день у дом прыгают домашние кролик
— Измените слова дом и кролик и запишите получившееся предложение в тетрадь.
— Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень
— Почему эти слова называются однокоренными?
|
Дети сообщают, что нужно изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось связное предложение.
Составляют из слов предложение, записывают в тетрадь.
Один ребенок работает у доски.
- Дома, домашние
- У этих слов общее лексическое значение и общий корень
|
— Подчеркните грамматическую основу
— Дайте характеристику предложению
— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков
— Докажите свое мнение
— Найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв
— Докажите свой ответ
Контролирует правильное написание и разбор предложения у доски. Организует самопроверку.
|
- Кролики прыгают
- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию грамматических основ – простое, и по наличию второстепенных членов –распространенное
- День
- Мягкий знак не обозначает звук
- Прыгают, домашние
- йотированная буква ю, е, стоит после гласного, значит, обозначает два звука
|
3. Постановка учебной задачи
|
|
Создает проблемную ситуацию.
— Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся вам надо узнать.
Организует работу в парах.
Активизирует знания учащихся.
Работа в парах
— Прочитайте слова в столбиках
кролик кролик
кроличий кролику
крольчиха за кроликом
крольчата кролики
— По какому признаку я их разделила?
— Докажите
|
Работают в парах.
Сравнивают слова в столбиках, объясняют способ деления.
- В первом столбике однокоренные слова, а во втором нет
- В первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова
|
– действие смыслообразования (Л);
– волевая саморегуляция (Р);
– прогнозирование (Р);
– целеполагание (Р);
– оценка (Р);
– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
|
|
— Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она называется? ( подсказка: этой частью оканчивается слово)
— Эта часть слова называется окончанием.
— Вам знакомо это понятие? Покажите светофорчики.
Подводит к формулированию темы и цели урока.
|
Ученики высказывают свои предположения
Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.
|
|
— Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.
|
Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
|
Организует учебный диалог по исследованию проблемной ситуации.
— Исходя из темы урока, постарайтесь определить, какие задачи мы должны решить?
Предлагает сформулировать дидактическую цель урока.
Записывает цель урока
|
Ученики предлагают варианты ответов, вместе подводим к плану работы.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
|
– самопознание: осмысление личных мотивов выполнения учебных действий (Л);
– планирование и прогнозирование (Р);
– постановка учебной задачи (Р);
– умение структурировать знания (П);
– постановка и формулирование проблемы (П);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П);
– моделирование (определение последовательности учебных действий для решения поставленной учебной задачи) (П);
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);
– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
|
5. Работа по теме урока
ФИЗМИНУТКА
|
|
— За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание.
Все жители деревни - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с ними познакомимся.
Организует квазиисследование для нахождения способа решения учебной задачи:
- выведение определения окончания.
- работа в тетрадях (выписывание словосочетаний)
|
Обсуждают варианты решения учебной задачи.
Отвечают на вопросы, анализируют, выводят понятие «окончание»
|
– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);
– действия контроля в форме сличения способа действий и его результата с тем, что по этому поводу содержится в учебнике (Р);
– оценивание качества и уровня усвоения (Р);
– поиск и выделение необходимой информации (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– обобщение, подведение под понятие (П);
– смысловое чтение любого текста (П);
– создание способов решения проблем поискового характера (П);
– умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К)
|
|
— А чтобы это сделать, нужно выполнить задание.
1. Понятие об окончании и его роли в предложении.
— Прочитайте предложения (на доске).
— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
Учитель стирает скобки, записывает слова верно.
— Назовите корень в измененных словах
— Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова?
— Проверьте, изменилась ли часть слова после корня?
— Как называется эта часть слова?
— Так что же такое окончание?
— А смысл слова изменился?
— А почему нужно было изменить окончание в слове дача?
— Для чего же служит окончание?
— Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание.
|
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача).
- Изменить форму слова дача.
- дач-
- не изменилось
- изменилась
- Окончание
- Изменяемая часть слова
- Нет
- Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу
- Для связи слов в предложении
|
|
— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □.
Организует самопроверку
|
Составляют и записывают словосочетания, выделяют окончание: (наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче)
|
|
Понятие об нулевом окончании .
— В карточке №1 нужно выделить окончание в словах.
Выделите окончание в словах.
Дома, к дому, домом, дом.
Под столом, у стола, в столе, стол.
Книга, книгу, в книге, много книг.
— Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание?
— А может быть такое, чтоб у слова не было окончания?
— Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте правило.
|
Выделяют окончание в словах карточки №1. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.
Читают правило в учебнике.
|
|
3. Работа по учебнику: Знакомство с правилом (с. 60).
— Прочитайте правило.
— Что такое окончание?
— Каким может быть окончание?
— Что можно сказать о нулевом окончании?
— Как называется часть слова без окончания?
Та слова часть, что изменяется
Окончанием называется.
Остальную же часть слова.
Именуем мы основой.
— А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах?
— Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его.
Организует самопроверку
|
- Изменяемая часть слова
- Нулевым
- Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой
- Основа
- можем
Выписывают слова с нулевым окончанием: (дом, стол, книг)
|
6. Первичное закрепление
|
|
Устанавливает осознанность ситуации.
Организует работу по учебнику
упр. 131 (с. 61).
Задает вопросы для осознанности выполняемого упражнения.
— Прочитайте текст.
— Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа.
— Это однокоренные слова?
— Выполните задания к упражнению.
— Назовите окончание в слове голубь.
— Назовите окончание в слове голуби,
— Прочитайте однокоренные слова.
— Назовите корень в этих словах
|
- Голубь и голуби
- Нет. Это формы одного слова
Выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух.
Применяют на практике полученные знания.
Записывают слова в тетрадь.
- Нулевое
- (-и.)
- Голубь, голубятни
- голуб-
|
– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);
– коррекция собственных ошибок и недочетов (Р);
– оценивание качества и уровня усвоения (Р);
– поиск и выделение необходимой информации (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– смысловое чтение любого текста (П);
– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К);
– умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);
|
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону
|
|
Организует деятельность по применению новых знаний.
— Жители деревни Окончание предлагают вам задание. В карточке №2 стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его.
Допишите окончания к словам
У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот…
Крыса старая и та,
Видя грозного кот…,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот…,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...
|
Самостоятельная работа
|
– самоопределение (Л);
– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р);
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);
– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К)
|
|
Самопроверка по эталону
— Проверьте, правильно ли вы дописали окончание.
— В каких словах пришлось дописать окончание?
— Почему? Для чего служит окончание?
|
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- кота, коту, котом, коте
- Для связи слов в предложении
|
|
Работа в паре.
— Посмотрите на дома в деревне Окончание. Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам помогут вопросы на карточке №3.
Составьте текст, отвечая на вопросы.
— Сколько этажей в доме?
— Что ведёт к дому?
— Чем огорожен дом?
— Что растет за домом?
— Запишите текст в тетрадь, выделите окончание в слове ДОМ во всех предложениях.
|
Составляют текст по картинке и вопросам. Записывают его в тетрадь.
|
|
Работа в группе.
Карточка №4
Составьте слова из предложенных корней и окончаний
ем, а, ы, ом, у, е, я, ю
|
Образуют группы. Предлагают варианты ответов. Договариваются. Записывают.
|
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
|
|
Организует рефлексию.
Фронтальный опрос по новой теме.
Сопоставление плана работы с выполнением заданий.
— Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?
— Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.
|
Отвечают на вопросы.
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
- ознакомиться с определением окончания;
- узнать, каким бывает окончание;
- научиться графически выделять окончание в словах;
- определить, какую роль в предложении играет окончание
|
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
– действие смыслообразования (Л);
– прогнозирование (Р);
– волевая саморегуляция (Р);
– выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и сто еще подлежит усвоению (Р);
– оценка процесса и результата своей деятельности (Р);
– умение структурировать знания с учетом вновь приобретенных (П);
– умение выражать свои мысли (К)
|
|
Организует работу в группах для определения усвоенных знаний (карточка №5)
— Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер. Объединитесь в группы.
— Что такое окончание?
— Как называется часть слова без окончания?
— Что такое нулевое окончание?
|
Работают в группах (заполняют кластер) Применяют на практике полученные знания. Делают вывод
|
|
— Оцените свою работу на уроке.
Организация оценивания своей работы на уроке.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
|
Записывает Д/З, объясняет выполнение.
|
Записывают № упражнения в дневник.
|