Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Понятие об окончании и его роль в предложении»

4
0
Материал опубликован 24 July 2019 в группе

Технологическая карта урока.

Предмет:

Русский язык. 3 класс

Тема урока:

Понятие об окончании и его роль в предложении.

Тип урока:

Урок освоения нового знания

Дидактическая цель урока:

Познакомить учеников с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении.

Планируемый образовательный результат:

– личностные УУД:

воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.

– познавательные УУД:

формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения. 

– коммуникативные УУД:

учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.

– регулятивные УУД:

учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.

Основные изучаемые термины и понятия:

Окончание, основа, нулевое окончание

Ресурсы:

Презентация к уроку, видеопроектор, карточки с заданиями обучающего и закрепляющего характера, доска, цветной мел, рабочие тетради, учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть.


 


 

Этап

Слайд

презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

 

 

Включение в деловой ритм.

— Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

 

 

 

 

 

 

Подготовка класса к работе.  

Отвечают учителю рифмовку.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

 

– выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л);

– умение отвечать за себя и других участников учебного процесса (К).

— Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

— Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше.

Открывают тетрадь, записывают число и «классная работа»

              

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

Выявляет уровень знаний.

Фронтальный опрос по теме «Корень».

— Вспомните, что называется корнем?

 

 

 

— Как пишутся корни в однокоренных словах?

 

 

 

- Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.    

- Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково

 

– действие смыслообразования (Л);

– волевая саморегуляция (Р);

– контроль и коррекция (Р);

– умение структурировать знания (П);

– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

Работа в парах

— У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение.

Целый день у дом прыгают домашние кролик

 

— Измените слова дом и кролик и запишите получившееся предложение в тетрадь.

 

— Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень

— Почему эти слова называются однокоренными?

 

 

Дети сообщают, что нужно изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось связное предложение.

Составляют из слов предложение, записывают в тетрадь.

Один ребенок работает у доски.

 

- Дома, домашние

 

- У этих слов общее лексическое значение и общий корень

— Подчеркните грамматическую основу

— Дайте характеристику предложению

 

 

 

 

 

 

— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков

— Докажите свое мнение

 

— Найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв

— Докажите свой ответ

 

Контролирует правильное написание и разбор предложения у доски. Организует самопроверку.

 

- Кролики прыгают

- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию грамматических основ – простое, и по наличию второстепенных членов –распространенное

 

- День

- Мягкий знак не обозначает звук

 

- Прыгают, домашние

- йотированная буква ю, е, стоит после гласного, значит, обозначает два звука

 

 

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает проблемную ситуацию.

— Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся вам надо узнать.

Организует работу в парах.

Активизирует знания учащихся.

Работа в парах

— Прочитайте слова в столбиках

кролик кролик

кроличий кролику

крольчиха за кроликом

крольчата кролики

— По какому признаку я их разделила?

 

— Докажите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах.

Сравнивают слова в столбиках, объясняют способ деления.

 

 

 

- В первом столбике однокоренные слова, а во втором нет

- В первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова

 

– действие смыслообразования (Л);

– волевая саморегуляция (Р);

– прогнозирование (Р);

– целеполагание (Р);

– оценка (Р);

– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

 

 

— Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она называется? ( подсказка: этой частью оканчивается слово)

— Эта часть слова называется окончанием.

— Вам знакомо это понятие? Покажите светофорчики.

 

Подводит к формулированию темы и цели урока.

 

 

 

Ученики высказывают свои предположения

 

 

Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.

 

 

— Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.

 

 

 

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

Организует учебный диалог по исследованию проблемной ситуации.

— Исходя из темы урока, постарайтесь определить, какие задачи мы должны решить?

 

 

Предлагает сформулировать дидактическую цель урока.

 

Записывает цель урока

 

 

Ученики предлагают варианты ответов, вместе подводим к плану работы.

 

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

– самопознание: осмысление личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

– планирование и прогнозирование (Р);

– постановка учебной задачи (Р);

– умение структурировать знания (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– моделирование (определение последовательности учебных действий для решения поставленной учебной задачи) (П);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

5. Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

— За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание.

Все жители деревни - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с ними познакомимся.

 

Организует квазиисследование для нахождения способа решения учебной задачи:

- выведение определения окончания.

- работа в тетрадях (выписывание словосочетаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают варианты решения учебной задачи.

Отвечают на вопросы, анализируют, выводят понятие «окончание»

 

– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

– действия контроля в форме сличения способа действий и его результата с тем, что по этому поводу содержится в учебнике (Р);

– оценивание качества и уровня усвоения (Р);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– обобщение, подведение под понятие (П);

– смысловое чтение любого текста (П);

– создание способов решения проблем поискового характера (П);

– умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— А чтобы это сделать, нужно выполнить задание.

1. Понятие об окончании и его роли в предложении.

— Прочитайте предложения (на доске).

 

 

 

 

 

— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

Учитель стирает скобки, записывает слова верно.

— Назовите корень в измененных словах

— Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова?

— Проверьте, изменилась ли часть слова после корня?

— Как называется эта часть слова?

— Так что же такое окончание?

— А смысл слова изменился?

— А почему нужно было изменить окончание в слове дача?

 

 

— Для чего же служит окончание?

— Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание.

 

 

 

 

 

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача).

- Изменить форму слова дача.

 

- дач-

 

- не изменилось

 

- изменилась

- Окончание

- Изменяемая часть слова

- Нет

- Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу

- Для связи слов в предложении

 

 

— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □.

Организует самопроверку

 

 

 

Составляют и записывают словосочетания, выделяют окончание: (наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче)

 

 

Понятие об нулевом окончании .

— В карточке №1 нужно выделить окончание в словах.

Выделите окончание в словах.

Дома, к дому, домом, дом.

Под столом, у стола, в столе, стол.

Книга, книгу, в книге, много книг.

— Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание?

— А может быть такое, чтоб у слова не было окончания?

— Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте правило.

 

 

 

Выделяют окончание в словах карточки №1. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа по учебнику: Знакомство с правилом (с. 60).

— Прочитайте правило.

— Что такое окончание?

— Каким может быть окончание?

— Что можно сказать о нулевом окончании?

 

— Как называется часть слова без окончания?

Та слова часть, что изменяется

Окончанием называется.

Остальную же часть слова.

Именуем мы основой.

— А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах?

— Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его.

 

Организует самопроверку

 

 

 

 

 

 

- Изменяемая часть слова

- Нулевым

- Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой

 

- Основа

 

 

 

 

 

- можем

 

Выписывают слова с нулевым окончанием: (дом, стол, книг)

 

 

6. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Организует работу по учебнику

упр. 131 (с. 61).

Задает вопросы для осознанности выполняемого упражнения.

— Прочитайте текст.

 

— Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа.

— Это однокоренные слова?

 

— Выполните задания к упражнению.

 

 

 

 

 

— Назовите окончание в слове голубь.

— Назовите окончание в слове голуби,

— Прочитайте однокоренные слова.

— Назовите корень в этих словах

 

 

 

 

 

 

 

 

- Голубь и голуби

- Нет. Это формы одного слова

Выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух.

Применяют на практике полученные знания.

Записывают слова в тетрадь.

 

- Нулевое

 

- (-и.)

 

- Голубь, голубятни

- голуб-

– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

– коррекция собственных ошибок и недочетов (Р);

– оценивание качества и уровня усвоения (Р);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– смысловое чтение любого текста (П);

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К);

– умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

 

— Жители деревни Окончание предлагают вам задание. В карточке №2 стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его.

Допишите окончания к словам

У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот…
Крыса старая и та,
Видя грозного кот…,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот…,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

– самоопределение (Л);

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К)

Самопроверка по эталону

 

 

— Проверьте, правильно ли вы дописали окончание.

— В каких словах пришлось дописать окончание?

— Почему? Для чего служит окончание?

 

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

 

- кота, коту, котом, коте

 

- Для связи слов в предложении

 

 

 

 

 

Работа в паре.

— Посмотрите на дома в деревне Окончание. Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам помогут вопросы на карточке №3.

Составьте текст, отвечая на вопросы.

— Сколько этажей в доме?

— Что ведёт к дому?

— Чем огорожен дом?

— Что растет за домом?

— Запишите текст в тетрадь, выделите окончание в слове ДОМ во всех предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют текст по картинке и вопросам. Записывают его в тетрадь.

 

Работа в группе.

Карточка №4

Составьте слова из предложенных корней и окончаний

ем, а, ы, ом, у, е, я, ю

лес

мор

бег

дуб

гриб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образуют группы. Предлагают варианты ответов. Договариваются. Записывают.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Организует рефлексию.

Фронтальный опрос по новой теме.

Сопоставление плана работы с выполнением заданий.

— Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?

 

 

 

 

 

 

 

— Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.

 

 

Отвечают на вопросы.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- ознакомиться с определением окончания;

- узнать, каким бывает окончание;

- научиться графически выделять окончание в словах;

- определить, какую роль в предложении играет окончание

 

 

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– действие смыслообразования (Л);

– прогнозирование (Р);

– волевая саморегуляция (Р);

– выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и сто еще подлежит усвоению (Р);

– оценка процесса и результата своей деятельности (Р);

– умение структурировать знания с учетом вновь приобретенных (П);

– умение выражать свои мысли (К)

 

Организует работу в группах для определения усвоенных знаний (карточка №5)

— Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер. Объединитесь в группы.

 

— Что такое окончание?

— Как называется часть слова без окончания?

— Что такое нулевое окончание?

 

 

 

 

Работают в группах (заполняют кластер) Применяют на практике полученные знания. Делают вывод

 

— Оцените свою работу на уроке.

Организация оценивания своей работы на уроке.

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 

 

Записывает Д/З, объясняет выполнение.

Записывают № упражнения в дневник.

 

презентация к уроку
DOCX / 4.96 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации