Статья на тему «Роль подготовки ребёнка к школе»
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Трудность подготовки подрастающего поколения школе не являлась новшеством и постоянно входила в комплекс задач, которые решались в комплексе дошкольного образования. В теории и практике дошкольного образования можно обозначить периоды повышенного внимания к этой препятствию. В СМИ велось насущное обсуждение по данной проблеме.
Выдающимся носителем советской психологической науки по этому вопросу был А.В. Запорожец, который подчеркивал, что вероятность дошкольника к обучению и освоению новизны достаточно безмерны, но необходимо помнить о правильности затруднения содержания и методов обучения.
Большинство современных пап и мам обтолковывают подготовку к школе как раннее изучение программы первого класса, как формирование узко предметных знаний и умений (уметь читать, писать, считать и т.п.). Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Становлению личностных и учебных действий будущего школьника будут способствовать такие качества дошкольника как: эмоциональная отзывчивость, умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; любознательность, инициативность, самостоятельность.
К сожалению, игра родителями чаще всего рассматривается как веселье или пустая трата времени, педагогами - как средство обучения.
Проводя мониторинг сформированности подготовки детей к школе и анкетирование родителей воспитанников, результаты показали следующее: с удовольствием ходят на занятия в подготовительный класс 85%, знают правила поведения на уроке 61%, имеют интерес к учебной деятельности 75%, легко вступают в контакт со взрослыми 42%.
У родителей ДОО был выявлен низкий процент чтения художественной литературы с детьми – 45%, беседуют с детьми о правилах поведения в школе и на занятиях – 65%, визит родителей на родительские собрания по подготовке ребенка к школе – 75%, и 100% родителей готовы сотрудничать с ДОО по подготовке ребенка к школе.
С целью социально-личностной подготовки ребенка к школе был разработан педагогический проект «Ребенок и школа».
Он был нацелен на разрешение следующихзадач:
1.Развивать у детей интерес к школе, к учебной деятельности, к учителю.
2.Способствовать развитию у детей умений вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением.
3.Формировать в детях самостоятельность, уверенность в себе, желание идти в школу.
4.Повысить компетентность родителей по вопросу предшкольной подготовки ребенка к школе.
Реализация проекта осуществлялась в три этапа с октября 2018 года.
На основном этапе были проведены с детьми:
Беседа на тему «Школьная жизнь», рассматривание фотографий на тему «Школьные принадлежности», рассматривание фотографий про школу (дети называют профессии людей, работающих в школе), рассматривание картин Анатолия Волкова «1 сентября»; Александра Кречетова «Первое сентября», художественное творчество: организация изобразительной деятельности с детьми на тему «Мои впечатления о школе».
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе с семьей», экскурсия в школу (библиотеку), памятка для родителей «Скоро в школу», Интеллектуальная игра «Умники и умницы», родителям на заметку «Комната первоклассника»
Итоговая диагностика, проведенная по завершению экспериментальной работы с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, показала выраженную положительную динамику социально-личностной подготовки детей к школе.
У родителей ДОО был выявлен высокий процент чтения художественной литературы с детьми – 85%, беседуют с детьми о правилах поведения в школе и на занятиях – 75%, стали посещать родительские собрания по подготовке ребенка к школе – 85%, и 100% родителей готовы сотрудничать с ДОО по подготовке ребенка к школе.
С удовольствием ходят на занятия в подготовительный класс 95%, знают правила поведения на уроке 90%, имеют интерес к учебной деятельности 85%, легко вступают в контакт со взрослыми 72%.
Результаты нашего изучения еще раз доказывают нашу гипотезу: у детей по-
сещающих дошкольную организацию по сравнению с детьми, которые воспи
питываются дома более развиты компоненты социально – психологической
готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и
конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками. Результаты практического исследования доказывают это.