Сказка – умное чудо, сотворённое художественным гением народа. М. Горький писал о значении сказок в своей жизни: «…Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила». Этой силой был сам народ.
Сказка играет очень важную роль в жизни ребёнка. Сказка оказывает большое влияние на духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного поколения к другому, в сказках отражены представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат жизненной мудрости. Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок ребёнка. Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное - новое отношение к людям, событиям и явлениям.
Отличительный момент многих волшебных сказок - элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках ребёнок осваивает способность „вживания в мир другого человека». Это очень пригодится ему в дальнейшей жизни.
Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.
Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.
Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения. Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями. Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для детей.
Мой педагогический опыт показал, что учащиеся любят и знают сказки. В своей деятельности я реализую разные программы художественного направления: "Фольклорный театр", "Художественное слово", «По ступенькам театрального творчества». Программы предусматривают межпредметные связи с музыкой, литературой, фольклором. Своих учащихся знакомлю со сказками, обработанными знаменитыми издателями сказок А.Н. Афанасьевым, великим педагогом К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, а также советским писателем А.Н. Толстым. Стараюсь регулярно проводить разные игры, викторины, драматизации, театры-экспромты по сказкам ("Теремок", "Колобок", "Репка", "Гуси - лебеди" и др.) Ребята участвуют в театральных постановках сказок; сочиняют сказки о природе, о животных, о музыкальных инструментах. Дети любят участвовать в конкурсах и фестивалях районного и краевого уровня, в разных Всероссийских творческих дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Совсем недавно мы принимали участие в он-лайн викторине "Новогодняя сказка" (Образовательный портал "Рыжий кот" Центр дополнительного образования имени Я.А. Коменского). В дистанционном мероприятии участвовали 13 человек (учащихся 2 - 6 классов). Все ребята получили дипломы победителей, заняв 1 и 2 места.
Используемые источники:
http://stranadetstva.ru/nuzhny-li-skazki-rebenku
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Елена Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна