Внеклассное мероприятие «Роль православного духовенства в военной истории России»

0
0
Материал опубликован 12 July 2019

Звучат колокола.

Вед. Мы начинаем наше мероприятие со звона колоколов, именно так на Руси начинали любое дело. Извещали о радостном или горестном событии.

В наше время возрождаются забытые когда – то православные традиции. Но Православная вера, не смотря, ни на что, хранится в душе и мыслях простого русского человека. В годину ненастий русский человек всегда искал защиты, помощи у церкви. Мы знаем много героев русских войн, начиная с нашествия монголо – татар, но вот о подвигах священников, которые усердно служа Богу и русскому народу, участвовали во всех битвах за Отечество, говорим недостаточно. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Но есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Долг каждого человека встать на защиту Родину, когда враг нападает на нее.

Сегодня мы попытаемся понять, какова была роль православной церкви в годы войн на Руси? Как связано Священное Писание и борьба с врагом? Может ли священник взять в руки оружие?

Открывает заседание нашего круглого стола Степанова Марина с докладом

«История военного священства»

Всем известен подвиг монаха Пересвета, которого благословил на ратное дело преподобный Сергий Радонежский. Русский инок не убоялся принять вызов ордынского богатыря Челубея, положив начало судьбоносной Куликовской битве.

Но мало кто знает имена других русских священнослужителей, «живота своего» не жалевших за Отечество. Глубокая вера давала им дополнительные силы в трудную минуту. Эта внутренняя энергия подпитывала других людей и помогала вести их за собой.

Воинский артикул Петра I от 26 апреля 1715 года узаконил служение священников в наземных войсках, а через два года последовало высочайшее повеление государя о том, чтобы «в российском флоте содержать на кораблях и на других военных судах 39 священников».

В своих проповедях, на исповеди, в беседах с рекрутами и матросами священники говорили, что защищать Отечество – значит служить Богу, что русский воин во все века, идя на бой, не боялся умереть за веру православную. Полковым священникам приходилось отпевать и хоронить русских воинов, умерших от ран, болезней, погибших на поле брани. Они учили военнослужащих христианской жизни в армейских условиях, являя личные примеры трудолюбия и преодоления любых трудностей. И в боях полковое священство было со своей паствой.

Немало монахов, носивших под рясой гимнастерку или тельняшку, имели ратные награды. Награждение духовенства светскими орденами и медалями ввел император Павел.

Главные обязанности военного священнослужителя заключались в следующем: в строго назначенное военным командованием время совершать богослужения в воскресные и праздничные дни; по соглашению с полковым начальством в определенное время готовить военнослужащих к исповеди и принятию святых Христовых таин; совершать таинства для военнослужащих; управлять церковным хором; наставлять воинские чины в истинах православной веры и благочестия; утешать и назидать в вере больных, погребать усопших; преподавать закон Божий и с согласия военного начальства проводить внебогослужебные беседы на этот предмет. Священнослужители должны были проповедовать «слово Божие перед войсками усердно и вразумительно… внушать любовь к вере, государю и Отечеству и утверждать в повиновении властям».

По инструкциям Г.И. Шавельского (в нач. 2о в.) помимо выше названных обязанностей, полковой священник должен был: помогать врачу в перевязке ран; заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; извещать родных о смерти воинов; организовывать в своих частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов; заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ; устраивать походные библиотеки.

С 1889 года в служебных правах военные священнослужители были приравнены к следующим армейским чинам: главный священник – к генерал-лейтенанту, протоиерей – к полковнику, иерей – к капитану, диакон – к поручику. На Руси защита Отечества всегда считалась святым делом, но в русской покаянной дисциплине убийство, даже на войне, с какой бы целью и при каких бы обстоятельствах оно ни было совершено, – осуждалось

«Подвиги священников Отечественной войны 1812 года». (Осина Анастасия)

Огромна роль духовенства в патриотическом подъеме периода Отечественной войны 1812 года. В то время как неприятель все ближе подходил к Москве, в храмах звучали проповеди, призывающие народ к партизанскому сопротивлению. При этом священники не только призывали, но и организовывали отпор захватчикам в тылу наполеоновских войск. Так, 5 сентября 1812 года, небольшой отряд французских кирасир был отбит от села Любень дворовыми людьми под началом протоиерея Якова Чистякова.

Во время Бородинского сражения 26 августа священник Василий Адрианов находился в самой гуще событий. Ни на секунду не отлучившись с поля боя, он под картечью стоял с крестом в руке и духовными наставлениями ободрял солдат. Раненых причащал и утешал, убитых отпевал на месте. За проявленный героизм и мужество был представлен к ордену святой Анны 2-й степени.

Отец Василий Васильковский наполеоновское сражение встретил в 19 егерском полку, который принимал участие в битве за Малоярославец. Впереди стрелков с наперсным крестом в руке шел в бой отец Василий. Первая пуля попала ему в голову, но батюшка продолжал бой. Следующая пуля попала в крест и отбила мизинец. За этот бой император Александр Первый по представлению фельдмаршала М.И. Кутузова пожаловал священнику Васильковскому орден Георгия Победоносца. Отец Василий стал первым Георгиевским кавалером из священнослужителей. В этом же бою погиб полковой священник Иванов. На теле героя было 19 штыковых ран.

В Отечественной войне 1812 года наградами были отмечены 244 священника.

«Герои в рясах Крымской войны» (Хабарова Катя)

Богата героями в рясах и Крымская война.

11 марта 1855 года во время Крымской кампании отец Иоанникий (Савинов) из 45 флотского экипажа сыграл ключевую роль в уже захлебывающейся кровопролитной атаке русской пехоты. Французы, подкрепляемые резервами, ежеминутно были готовы перейти в контрнаступление, силы их постоянно нарастали. Еще немного, и наши были бы подавлены неприятелем, как вдруг… «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императоры нашему на сопротивныя даруй!». Несмотря на царившую вокруг смерть отец Иоанникий могучим голосом торжественно пел церковную песнь. Опомнившийся французский солдат попытался достать бесстрашного батюшку штыком, но лишь слегка разорвал рукав рясы. Воодушевленные русские солдаты с удвоенной энергией атаковали врага и сломили его сопротивление. Сам же Савинов получил тяжелую контузию. За свой подвиг священник был награжден солдатским Георгием IV степени.

При покорении Кокандского и Бухарского ханств подобный подвиг совершил протоиерей Андрей Евграфович Малов: с крестом в руках и криком «Братцы, за мной!» он повел штурмовую колонну, несмотря на град пуль, картечи, камней и бросаемых со стен бревен.

«Полковые священники Первой мировой войны» (Марилов Николай)

Иеромонах Богородицко-Площанской пустыни Евтихий (Тулупов) начал войну в дивизионном лазарете, где в конце 1914 года санитаркой работала известная певица Н. Плевицкая. В своих мемуарах она оставила о нем несколько строчек: «…Врачи выбивались из сил, и руки их были в крови. Не было времени мыть. Полковой священник, седой иеромонах, медленно и с удивительным спокойствием резал марлю для бинтов… среди крови и стонов иеромонах спокойно стал мне рассказывать, откуда он родом, какой обители и как трудно ему было привыкать к скоромному. Мне показалось, что он умышленно завёл такой неподходящий разговор. «А может он придурковатый?»- мелькнуло у меня, но, встретив взгляд иеромонаха, я поняла, что лучисто-серые глаза его таят мудрость. Руки мои уже не дрожали и уверенно резали марлю, спокойствие передалось от монаха и мне». А летом 1915 года, когда полк попал в окружение, иеромонах, не считаясь с опасностью, повел солдат на прорыв, идя впереди с крестом в руках, причем сам был смертельно ранен. За стойкость и мужество он был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, а посмертно – орденом Святого Георгия 4-й степени.

6 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя «Прут», иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний Антоний (Смирнов). Когда «Прут» во время боя начал погружаться в воду, о. Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад. А затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой... Его имя было высечено рядом с именами погибших моряков на плитах храма Спаса-на-Водах.

Генерал А.А. Брусилов, один из замечательных русских полководцев, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 г., писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».

За время войны 1914-1918 гг. за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами.

« Духовенство и Великая Отечественная война» ( Тренина Дарья)

 

Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Сорока священнослужителям были вручены правительственные награды - медали «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Также несколько десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей Владимира, Георгия и Александра идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карателями. Партизанское командование решило уйти без боя и вместе с мирным населением выйти из окружения. Отец Иоанн остался с оставшимися, большей частью больными, калеками, престарелыми. 15 февраля немцы сожгли его вместе с тремястами прихожанами прямо в храме.

Настоятель храма деревни Кобыльники Мядельского района Вилейской области Пётр Бацян имел мужество помогать евреям. Был арестован СД. В минской тюрьме фашисты запрягали его в плуг и пахали на нём тюремный огород, а затем затравили насмерть собаками.

Настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Пинской области Василий Данилович Копычко был партизанским связным и политинформатором, на службах знакомил прихожан со сводками Совинформбюро и положением на фронтах. Дом его был партизанской квартирой. В начале 1943 года немцы раскрыли связь попа с партизанами и немедленно сожгли церковь и его дом. Самому Василию с семьёй удалось спастись и перебраться в отряд, который впоследствии соединился с Действующей армией. Василий Копычко награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Священнослужители и верующие собирали в годы войны ценности и деньги на постройку военной техники. 8 млн. рублей было собрано на строительство боевых машин Т-34, которые составили танковую колонну «Дмитрий Донской». Были подготовлены также и личные подарки: офицерам – часы с гравировкой, солдатам – складные ножи.

Собирались средства на постройку самолётов «Александр Невский».

«Война в Чечне». (Дуванова Маша)

В конце прошлого столетия была развязана кровавая война в Чечне, где помощь православного духовенства особенно нужна. И снова священники состоят на военной службе. Сотрудник Московской патриархии имеет на своем боевом счету 32 командировки в «горячие точки», 22 прыжка с парашютом. Его назначили главным священников ВДВ. Не оставил свою паству и принял мученическую смерть настоятель грозненского храма отец Анатолий Чистоусов.

И сегодня в армии работают тысячи священников, не получая средства от Министерства обороны.

Как видим, тесный союз духовенства и воинства сформировался практически сразу после принятия христианства на Руси. В годины трудных испытаний истинные служители веры словом и делом воодушевляли русских людей на великие победы.

Кто в бою не рискует (+) - по тому орден не тоскует.

Сберечь знамя (+) - сохранить честь.

Курская дуга (+) согнула врага.

Тёмная ночь (+) – день партизанский.

Народ навалится (+) и враг свалится.

1. - Мы помним, чтим поклоном низким всех, кто войну не пережил:

И тех, ушедших в обелиски, и тех, кто вовсе без могил. (Марилов)

2. - Десятки лет легли меж нами, ушла в историю война...

Мы в сердце вечными словами погибших пишем имена. (Пожидаева)

3. - И в нашем 21-м веке о прошлом память не умрет:

Доколь мы чтим за Русь погибших,

Дотоль бессмертен наш народ. (Абаплова)

4. - Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим... (Степанова)

"Минута молчания".

1. - Несколько лет назад в нашей стране зародилась традиция проводить независимую патриотическую акцию "Свеча памяти". Свеча - это символ поминовения и скорби, благодарности и признательности тем, кто ценой своей жизни спас мир. Трепетный огонь свечи - это символ мимолетности жизни, которую так легко погасить.

- Гори свеча, гори, не затухай,

Не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоём встают

Чей оборвался путь.

Гори свеча, гори, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.