Внеклассное мероприятие на тему «Подвиг духовенства в войне» (7–9 классы)

5
1
Материал опубликован 15 December 2019

 

Подвиг духовенства в годы войны.

Документальный спектакль. Проект Божко Наталии Александровны. (Продолжительность15 мин).

На сцене шесть стульев, стоящих по кругу, повернутых сиденьями к зрительному залу, кроме центрального стула.

Шесть участников спектакля, желательно молодые люди 14-17 лет, выходят под военный марш царской армии, садятся на стулья, кроме того, кто начинает рассказ.


 

t1576430606aa.jpg1-й: Со времен преподобного Сергия Радонежского в войсках всегда присутствовали духовные наставники, а почти 60-летний монах-схимник Александр Пересвет сам вступил в решающую схватку с могучим воином Челубеем Тамир-Мурзой, как прежде Давид выходил сражаться с Голиафом, и одержал победу, насмерть сразив противника. Копье Челубея пронзило грудь отважного инока, но он из последних сил всё же доскакал на своём коне до русского воинства и испустил дух на руках товарищей.

t1576430606ab.jpg2-й: Андрей Ослябя после гибели брата первым рванулся в сражение и своим примером увлёк русских воинов. Отдавая свою жизнь за Родину, они исполнили заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

3-й: От народа, защищающего свою землю, во время войны требуется сила характера, самопожертвование, храбрость, победа духа над телом. Для поддержания силы духа в народе, военные духовники не только благословляли воинов перед боем, не только молились о даровании победы над врагом, но и сами принимали участие в боях, проявляя при этом безпримерное мужество и удивительную храбрость.

Они ободряли малодушных, выносили с поля боя раненых и ухаживали за ними, принимали исповедь и причащали умирающих, отпевали убитых на поле боя. А еще они вдохновляли солдат своим личным примером, идя в бой впереди атакующих. Солдаты с любовью и благодарностью относились к своим батюшкам, посвящая им стихи.

(Все встают снаружи круга).

4-й: Среди живых, среди могил

Хаос и ад, и грохот дикий…

Но вот полковник крикнул нам:

1-й (решительно выходит веред в центр):«Забрать всех раненных с собою,

Не оставлять своим врагам!

Штыком пробьемся мы! За мною!»

4-й: И нас повел, вперёд идя,

Но пуля вражья поразила

Насмерть любимого вождя.

(1-й опускается на колено, к нему подбегают 3-и участника, склоняясь над ним).

Тогда на место командира

Священник наш, отец Стефан,

(6-й поднимается медленно на центральный стул, поднимая над головой крест)

С крестом в руках встает пред нами,

Подъемля крест пред небесами,

Ведёт бойцов на вражий стан (трое и «полковник» разворачиваются к залу в пол-оборота, следя за крестом):

- За крест! За Родину! За мною!

(Идут в центр круга, разворачиваются лицом к залу)

И мы пошли…Со всех сторон

Несется грохот, свист и стон

Над омраченною землею,

И у священника из рук

Валится крест на землю вдруг;

Но он, без слов, творя молитву,

Другой рукой его берет.

И снова рать ведет на битву.

И снова мы пошли вперед.

Другая пуля поразила

Навылет нашего отца

(6-й падает спиной назад, его подхватывают четверо и опускают на пол)

И кровь каменья оросила,

Взывая к благости Творца.

t1576430606ac.jpg5-й: Этот подвиг священника Стефана Щербаковского был совершен им в 1910 году под Тюренченом и описан капитаном Левитским. За этот подвиг отец Стефан был награжден офицерским орденом Святого Георгия Победоносца. И в последующие годы был не раз повторен другими полковыми священниками.

1-й: В годы Великой Отечественной Войны рядом с воинами вновь оказались духовные пастыри, призванные в ряды Красной Армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам. В армии священники стали танкистами, пехотинцами, артиллеристами. Многие из них впоследствии были награждены боевыми орденами и медалями, отмечены благодарностями командования.

t1576430606ad.jpg2-й: Одним из первых в этом ряду стоит архимандрит Александр Вишняков. Блестяще образованный молодой священник предпочел успешной карьере службу в действующей армии в тяжелые годы первой мировой войны. Он повторил подвиг Стефана Щербаковского в неравном бою с немецкими войсками под селом Вишневым. Когда был убит командир и солдаты дрогнули, то отец Александр сам повел их в атаку, бесстрашно идя впереди них с высоко поднятым сияющим крестом, неся его, как знамя победы над смертью. Солдаты безстрашно шли за своим пастырем, и бой был выигран. За мужество и героизм в этом бою отец Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.

После первой мировой войны, служа в Киеве, во время установления власти Украинской Народной Республики в 1918 году, когда петлюровцы устраивали жестокие еврейские погромы, отец Александр спас проживавшие с ним в одном доме еврейские семьи. Выйдя с крестом к только что разгромившим синагогу Бродского петлюровцам, он уверил их, что евреев здесь нет.

В годы Советской власти архимандрит Александр Вишняков претерпел неоднократные аресты, истязания, ссылки. В годы Великой Отечественной войны отец Александр не изменил долгу священника и патриота, любовью и силой духа поддерживал охваченных паникой и скорбями людей. В жестокий период оккупации, с огромным риском для жизни, находясь под постоянным надзором гестапо, он продолжает служить в домовой церкви в честь Марии Магдалины, отказываясь молиться о здравии фюрера.

29 сентября 1941 года по приказу немецкого командования при помощи украинских националистов начались расстрелы евреев в Бабьем Яру. Надев рясу и Георгиевский крест, батюшка отправляется туда ободрять и утешать обезумевших от страха людей. Ему удается спасти одну семью с детьми, но на него доносят националисты, сообщая гестаповцам о его гневных проповедях, обличающих врагов Отечества. 6 ноября 1941 года в Бабьем Яру украинские полицаи привязали отца Александра колючей проволокой к кресту, облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его и сбросили в обрыв Бабьего Яра.

t1576430606ae.jpg

3-й: Среди духовных пастырей в армии и наш земляк Святейший патриарх Пимен (Извеков). На начало войны он был иеромонахом. В августе 1941 года его призвали в действующую армию. Он воевал в составе 702 стрелкового полка 213 стрелковой дивизии на Южном и Степном фронтах. В одном из боев под Харьковом в мае 1942 года этот полк попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. Солдаты, знавшие о монашестве командира, стали просить иеромонаха Пимена: «Батя, молись. Куда нам идти?» У него была потаённо запрятанная икона Божией Матери. И теперь, под огнём фашистов, он слёзно молился перед Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся, и иеромонах Пимен, начав свой боевой путь заместителем командира стрелковой роты, дослужился до звания майора. Адриан Александрович Егоров, известный пианист, пересказывал слышанную им от патриарха такую историю: «Однажды ему поручили доставить командованию пакет с донесением. Помолился, перекрестился и сел в седло. Лошадь звали Судьба. Как рассказывал потом патриарх Пимен, опустил он поводья и тронулся в путь. Дорога лежала через лес. Благополучно прибыл в часть и вручил пакет. Его спрашивают: «Откуда прибыл?», и он в ответ показывает рукой направление. «Нет, — говорят ему, — оттуда невозможно приехать: там все заминировано». В 1944году Сергей Михайлович был арестован и получил 10 лет лагерей, но в 1945 году вышел на свободу, попав под амнистию.

t1576430606af.jpg4-й: Удивительна и судьба архиепископа Луки. В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В 1904 году окончил медицинский факультет Киевского университета, а в 1904 уже отправился на русско-японскую войну. С 1908 года в Москве работает и занимается нанаучной деятельностью. Её итогом становится работа «Очерки гнойной хирургии», за которую Валентин Феликсович получает премию и звание профессора медицины. Революционные события застают профессора в Ташкенте. Здесь же начинается его новый, духовный путь. Он принимает сан священника, а весной 1921 года рукоположен во епископы с именем Лука. Одновременно, он продолжает оставаться главврачем ташкентской городской больницы и практикующим хирургом.

Ну, а в 1930-е годы, как и большая часть архиереев для Луки время тяжелых испытаний: арест, тюрьма, ссылка. И всё это время, не смотря ни на что, он продолжает заниматься лечебной практикой, ведёт амбулаторные приёмы и даже оперирует.

В начале Войны пишет  телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:

1-й: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

30 сентября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. В госпитале военврач работал так же напряженно, как и на фронте. В операционной проводил по десять-одиннадцать часов, выполняя уникальные по тем временам операции. 27 декабря 1942 года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского.

В 1946 Войно-Ясенецкий за разработку уникальных хирургических способов врачевания гнойных ранений и заболеваний был удостоен Сталинской премии первой степени в двести тысяч рублей. После этого Валентин Феликсович написал родным:

1-й: «На мне исполнились слова Божьи «прославляющего мя прославлю». Никогда я не искал славы и совсем о ней не помышляю. Она пришла, но я к ней равнодушен».

4-й: Практически сразу после получения премии 130 тысяч рублей врач передал детским домам. Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий был канонизирован для общецерковного почитания.

5-й: За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами. Среди них священники Николай Пыжевич, Александр Новик, Павел Щерба, Павел Сосновский и многие другие.

Настоятель церкви в селе Хоростово Пинской области Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хоростово было окружено карателями. Силы были неравные, и партизанское командование решило уйти без боя, вместе с мирным населением выйти из окружения. Отец Иоанн решил остаться с теми, кто не мог уйти. Это были в основном больные, калеки и престарелые люди.

С 6 утра 15 февраля в церкви началось богослужение. Послышались близкие выстрелы. Всем стало понятно, что немцы рядом. Войдя в село, фашисты приказали всем жителям идти в церковь на молитву. Вскоре храм был переполнен, но из него никого не выпускали. Почувствовав недоброе, отец Иоанн призвал всех прихожан усердно помолиться и благословил всех причаститься. Двери храма стали заколачивать гвоздями. (Стулья разворачиваются наружу сиденьями участниками со стуком по очереди, имитируя забивающие гвозди). К погосту подвезли несколько саней, груженных соломой. Храм с людьми, находившимися в нем, подожгли.(Участники собираются в круг лицом к зрителям, берутся внизу за руки, медленно во время молитвы поднимают их на верх). t1576430606ag.jpg Из объятой пламенем церкви полицаи слышали всенародное пение молитв, пока не рухнула кровля. Так отец Иоанн Лойко до конца исполнил свой пастырский долг перед Богом и людьми.

t1576430606ah.jpg6-й: Интересен путь боевой славы протоиерея Бориса Васильева. Перед самой войной он служил диаконом в Костроме. Оттуда его призвали в армию. После окончания офицерского училища в Великом Устюге, ему присвоили звание лейтенанта и сразу направили под Сталинград командиром взвода разведки. «Немцы шли в бой и у них у всех было написано по-немецки: «С нами Бог», но мы-то шли со знамёнами, там была красная звезда, но была ещё иконка в кармане и крест, - вспоминает отец Борис.- У меня до сих пор хранится Святитель Николай, пробитый пулей». После Сталинграда отец Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвует в разработке и осуществлении операции на Северском Донце на Юге Украины. Окончил войну отец Борис в звании капитана.

(Свой стул каждый участник выносит вперед, разворачивая сиденьем внутрь сцены, выстраивая стулья в ряд вдоль сцены, на расстоянии примерно 60 см друг от друга. Участники по очереди выстраиваются сзади стульев).

t1576430606ai.jpg2-й: Многие воины, пройдя огненными путями войны, решили посвятить свою дальнейшую жизнь Богу. Среди них Герой Советского Союза сержант Иван Павлов – защитник дома-крепости, как значился он на картах немецкого командования в Сталинграде, t1576430606aj.jpg архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, духовник трех патриархов Кирилл Павлов.

t1576430606ak.jpg3-й: Иван Михайлович Воронов – архимандрит Алипий, наместник Псково-Печерского монастыря, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», медалями «За боевые заслуги».

t1576430606al.jpg4-й: Николай Глазов – архимандрит Нифонт, участник боёв на Курской дуге, командир зенитной батареи. Награждён орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны», медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

t1576430606am.jpg 1-й: Архимандрит Петр(Кучер) - Духовник Боголюбского монастыря под Владимиром.
В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендеры и участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.
Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

t1576430606an.jpg5-й: Екатерина Михайловна Ошарина – матушка София, прошла войну от Москвы до Берлина, участвовала во взятии Кенигсберга (Калининграда). Вот некоторые из её воспоминаний об этом событии: «Этот город приходилось отвоёвывать с тяжелыми боями, каждый дом – крепость. Мощные укрепления немцев, связанные подземкой. Уже погибло много наших солдат. Было решено провести молебен. Собрались монахи, батюшки человек сто, а то и больше, в облачениях, с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идёт. Солдаты посмеиваются:

2-й: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет».

5-й: И только монахи запели (вставка музыкального фрагмента)– стихло всё. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались. Когда у пленного немца спросили, почему он бросил стрелять, он ответил: «Оружие отказало».

6-й: И еще хотелось бы рассказать вам о воспоминаниях участника Отечественной войны протоиерея Бориса Пономарёва. Он был призван на фронт 23 июня 1941 года из Москвы и направлен на Ленинградский фронт… У него не было родителей, его благословила старушка 92 лет, дальняя родственница, и сказала(желателен женский голос): «Ты будешь жив, люби и защищай Родину…» В самое тяжёлое время блокады Ленинграда он получил от неё письмо:

(женский голос) «Дорогой Боря, как вам приходится переживать, но мы молимся и надеемся на милость Божию. Бог милостив, а враг будет изгнан. Вчера у нас во дворе упала бомба, стекла все выбиты. Мы также переносим тяжесть войны. Я часто бываю в храме и молюсь за воинов и шлю тебе материнское благословение».

(Участники выстраиваются между стульями, образуя живой забор, держась руками за спинки стульев).

Самое сильное впечатление от войны отца Бориса, когда в самое тяжелое время блокады Ленинграда недалеко от входа на кладбище он увидел девочку лет тринадцати, склонившуюся и стоявшую на одном колене.

(Участники становятся на одно колено, склоняясь вперед и протягивая правую руку, левая рука сзади, как бы держа санки, лицо обращено вниз). t1576430606ao.jpgНа ней была шапка-ушанка, и вся она была немного занесена снегом, а сзади на санках был труп женщины, умершей от голода, видимо, мать девочки, которую она не успела похоронить. Девочка склонилась на колено… и замёрзла сама.

(участники поднимаются и встают впереди стульев).

Эта страшная картина потрясла его на всю жизнь. После снятия блокады у батюшки бывали увольнительные и он помогал на службе в Никольском соборе. В первый день Пасхи верующие приносили освящать маленькие кусочки хлеба вместо куличей…

3-й: В 1942 году Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну – джихад – германскому фашизму. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев t1576430606ap.jpgпризвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину.

Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова: „Любовь к Родине – это часть твоей веры“», – сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе.

3 марта 1943 г. в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г. Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50 000 рублей на это дело. В ответ председатель Совета народных комиссаров И. В. Сталин направил телеграмму Г. Расули с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны.

Муфтий Эшон Бабахан мобилизовал муфтият на целенаправленную работу по оказанию помощи фронту. Здесь организовывали сбор одежды для солдат и денежных средств для производства оружия, были инициаторами создания постоянного комитета для оказания материальной помощи и моральной поддержки семьям фронтовиков.

Героями Советского Союза стали 161 татарин, 96 казахов. 69 узбеков, 57 дагестанцев, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев.

4-й: В наши дни в современной российской армии, когда Конституцией страны закреплена свобода вероисповедания, проходят службу рядом с солдатами полковые духовники разных конфессий, продолжая ратный подвиг Пересвета и Ослябяти.


 

 

15

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталия Александровна, фотографии очень ценны. Можно узнать, откуда они? Это результат поисковой и исследовательской деятельности, или из сети?

16 December 2019