Доклад на тему «Роль проблемного обучения в учебном процессе»

2
0
Материал опубликован 4 October 2020

Роль проблемного обучения в учебном процессе.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика,

который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.

Общество поставило перед школой задачу: специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их познавательную самостоятельность. Усилия учёных и учителей привели к возникновению современного процесса обучения. Речь идёт об организации проблемного обучения, под которым мы понимаем современный процесс обучения, построенный с учетом принципа проблемности. В чём заключается сущность проблемного обучения?

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но зная, какие противоречия ряда мыслей, фактов лежат друг возле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызвал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, заставляя их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей мысли.

На основе обобщения и анализа результатов теоретических исследований М. Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.

Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа.

Глубокое исследование в области проблемного обучения начались в конце 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались известными психологами, дидактами. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер.

На основе обобщения практикии анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов даёт следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотива учения и мыслительных способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.

Несомненно, не любой материал, изучаемый на уроке , может служить основой для создания проблемной ситуации. Проблемными как правило являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые , по сравнению с ранее изученным. Бесспорно, что проблемное обучение обязывает рядом достоинств.

Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться. Искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности; развитию творческого мышления.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно – лучше и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление

(проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление.

Проблемное обучение позволяет учащимся быстрее осмысливать сущность изучаемого явления, давать обоснованные ответы.

Научные основы проблемного обучения.

Учёные различают внешние и внутренние свойства процесса познания, сочетания которых обуславливает его поступательное движение, обеспечивающее переход знаний из одного качества в другое. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации- проблема- поиск решения- решение проблемы.

Полный цикл умственных операций ( действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

-возникновение проблемной ситуации,

-осознание сущности затруднения и постановка проблем,

Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснованная гипотеза,

-доказательство гипотезы,

-проверка правильности решения проблемы.

Как же создавать на уроке проблемные ситуации?

Имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Я выделила наиболее характерные типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Типы ситуаций:

-Не могу-( даётся практически не выполнимое задание);

- Несоответствие-( задание с использованием знаний в новой ситуации);

-Конфликт-(ситуация с противоположностью);

-Неожиданность-(удивление, необычность);

-Неопределённость-(неоднозначные решения);

-Выбор-(из ряда вариантов выбрать правильное решение);

-Ошибка-(задания с допущенной ошибкой).


Проблемная ситуация, действительно, возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. 
Предлагаются следующие варианты:

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, необходимо вывести учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог .Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

Самостоятельный поиск новой информации.

Самостоятельная работа с учебником.

Овладение навыком решения задачи.

Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

Развитие личностных качеств.

Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Литература:

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.

.Матюкин М.И.Организация проблемногообучения в школе. – М;Просвещение,1977г.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.