Статья на тему «Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника»

2
0
Материал опубликован 4 October 2020

Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника

    Согласно Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА процесс обучения должен соответствовать целям опережающего развития: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
          Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
     Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

          Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Необходимо отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. В то время как информационный репродуктивный метод обучения заведомо лишает учащихся творческой инициативы, обучение на основе научного метода позволяет преодолеть этот недостаток.

    Можно ли творчески овладевать уже «готовим знанием»? Овладеть творчески – это, значит, переоткрыть уже сделанное в истории открытие. На эту возможность указывал французский психолог Т. Рибо более ста лет назад: «Всякий нормальный человек занимается творчеством в большей или меньшей степени. По своему невежеству он может изобрести то, что уже изобрели тысячу раз. Ели для других это не будет чего – то нового, то для самого изобретателя оно является таковым». Я стараюсь, чтобы на каждом уроке ученик делал своё собственное открытие. Таким образом, с точки зрения психологии именно субъективная новизна характерна для научного познания и творчества. Предполагается, что получив возможность проводить собственные исследования, учащиеся сами научатся это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. С этой целью я веду элективный курс «Развитие исследовательских способностей школьников» среди 5-7 классов. Программа курса включает в себя три основных момента «Тренинг», «Исследовательская практика» и «Мониторинг».

В своей работе я использую исследовательский, эвристический метод, метод проблемного изложения. Смысл его заключается в том, что учитель ставит проблему и цепью рассуждений, изложением материала раскрывает решение этой проблемы так, чтобы показать противоречивый ход решения, трудности, которые встречаются на пути, способы и варианты их преодоления. Объяснение учителя в данном случае является образцом научного познания.

   Можно выделить три уровня исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся. На втором уровне учитель только ставит проблему, но метод её решения ученик ищет самостоятельно. На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения осуществляется учащимися самостоятельно. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее: учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных делает выводы в соответствии с результатом проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.

     Но и этого недостаточно! Необходимо изучать проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Особую трудность для меня представляет сочетание исследовательского характера обучения с опорой на собственный опыт учащегося. Что взять за отправную точку при постановке задач и ориентиров? Здесь нужно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и возможности, «вплести» проблему в программный материал так, чтобы это не выглядело искусственно и надуманно. В то же время задача должна быть решаема и обязательно несла прикладное значение.

     Обучение на основе решений проблем идеально подходит для преподавания такой дисциплины как обществознание, который является незаменимым предметом для социализации личности. В процессе обучения, обретая теоретические знания, ученики постоянно пытаются решать проблемы различного характера: социального, правового, экономического. Например, тема «Глобальные проблемы человечества» автоматически переходит на экологическую ситуацию города Томмот. Сразу же возникает проблемный вопрос: «Что может сделать общественность для решения экологических вопросов в городе?». В результате бурной дискуссии учащиеся приходят к выводу - необходимо создать общественную экологическую организацию. Идея была подхвачена, в итоге она вылилась в исследовательскую работу, которая на республиканской конференции заняла призовое место. Курс истории строится как живой разговор, в котором перемежаются вопросы учителя и школьников. В самых удачных случаях вся лекция сводится к ответам на вопросы, важно при этом спровоцировать нужные. Школьники получают тогда учебный материал не в виде менторского текста, а виде ответов на их собственные вопросы. Иногда я провожу уроки в библиотеке, где есть доступ к необходимой литературе и выход в интернет. Предметом исследования может быть что угодно: артефакт, документ, фотография.

      Все возрастающие объемы информации уже сегодня требуют пересмотра известных и достаточно разнообразных методик препода­вания истории. Единственное, рациональное и результативное реше­ние состоит в осознании учителем приоритетности творческих технологий обу­чения, конечным результатом которых является получение учащимися собствен­ных знаний. Для меня является важным в работе поиск эффективных путей, методических приемов с учетом способностей тех учеников, к которым я иду в класс. И вижу, как порой преображается ребёнок, не чувствующий над собой жёсткого контроля и в то же время ощущающий себя участником новых открытий.

В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

  •  проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
  • проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
  • проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
  • проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;
  • проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
  • проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;
  • проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
  • проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;
  • проблемное обучение формирует творческую личность. 

Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.


 


 


 


 
















 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации