Статья на тему «Роль кабинета биологии в учебно-воспитательном процессе»
Кабинет- это учебное подразделение школы, оснащённое согласно учебным планам и программам всеми необходимыми для обучения и воспитания учащихся учебными пособиями, мебелью и приспособлениями, в котором создаются надлежащие условия для проведения уроков, факультативных занятий, спецкурсов, классных часов и другой воспитательной и образовательной работы с учащимися, а также осуществления систематического повышения научной и методической квалификации учителей по вопросам дальнейшего совершенствования
Кабинет биологии- это специально оборудованное помещение, обеспечивающее научную организацию труда учащихся и учителей- биологов, что ведёт к повышению эффективности учебных занятий.
Кабинет биологии для обеспечения учебного успеха ученика способствует решению следующих задач:
а) должен содержать информационное обеспечение, облегчающее учёбу ученику;
б) должен быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным и межпредметным навыкам;
в) быть обеспечен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными психофизическими особенностями;
г) обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению именно этого предмета;
д) обеспечен необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы по биологии.
Таким образом предметный кабинет является дидактическим средством учителя.
Кабинет- комплекс МБОУ Лицей № 113 включает учебный кабинет, лаборантскую и «зимний сад.»
В кабинете проходят уроки биологии, факультативы, спецкурсы. Здесь сосредоточена в шкафах дополнительная литература для учащихся, альтернативные учебники, журналы «Юный натуралист», «Цветоводство», «Биология в школе», методическая литература для учителя, часть таблиц по ботанике и зоологии, наборы открыток по курсам биологии, а также комнатные растения (примерно 30 видов), аквариумы. Стационарно установлены мультимедийная доска, телевизор с видеомагнитофоном, микроскопы и т.д..
В лаборантской комнате находятся остальные технические средства (кинопроектор, кодоскоп, фильмоскоп,проектор и др.); оборудование для проведения уроков: микроскопы (15 штук), муляжи, коллекции, таблицы, влажные препараты и микропрепараты, гербарии, раздаточный и дидактический материалы по всем разделам биологии; видеотека, включающая 47 видеокассет и электронные учебники; лабораторное оборудование.
В «зимнем саду» содержатся 60 видов комнатных растений, необходимых для изучения на уроках и во внеклассной работе, садово- огородное оборудование, запас почвы и т.д.
В течение недели в кабинете проводятся урокои, часы внеурочной деятельности, курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Внеурочная деятельность охватывает, главным образом учащихся, которые проявляют интерес к биологии, а также профильные классы. Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, углубить и расширить их в нужном направлении.
Внеклассная работа по предмету позволяет проводить опыты и наблюдения, изготовлять наглядные пособия, готовиться к биологическим олимпиадам, научно- практическим конференциям, клубным часам, выпускать стенгазеты, писать рефераты, готовить вечера, конференции, готовить подборку фильмов к урокам и внеклассным мероприятиям.
При организации внеклассной работы учитываются возрастные особенности детей. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и её односторонностью,»- писал К.Д. Ушинский. Поэтому для учащихся 5-6 классов проводятся занятия в формах ролевых игр, занятий- загадок, пословиц, заочных путешествий, конкурсов с широким привлечением наглядности. Большое внимание уделяется самостоятельным формам работы учащихся, преимущественно практического характера, проводимым с помощью учителя: опыты, работа со справочной литературой, наблюдения, валеологические упражнения и т.д.
Таким образом, кабинет, укомплектованный необходимым материалом, является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса.