Эссе «Роль родителей в подготовке детей к школе»
Ни у кого не возникает сомнений, что ответственность за судьбу дошкольника несут прежде всего его родители. Именно они знают его лучше, чем никто другой, мечтают о реализации заложенных в нём задатков, фантазируют о его будущем. Именно они формулируют свои ожидания от школы, которые в дальнейшем выступят критериями оценки удовлетворённости результатами обучения их ребёнка или поводом для разочарований. От того насколько ответственно в этом подготовительном процессе поведут себя родители будущего школьника, зависит не только его адаптация в первые месяцы обучения в школе, но и все дальнейшие годы, которые будут рассматриваться как результат успешной адаптации или следствие дезадаптации.
Родители принимают непосредственное участие в формировании отношения ребёнка к школе. Поэтому не допустимо даже случайно негативно высказываться в присутствии ребёнка о школе, жалеть «бедных детей», ругать учителей или современную программу. Бывает и наоборот, когда в беседах с ребёнком о школе родители специально идеализируют её и всё что связано с началом нового этапа в жизни ребенка, у него складывается установка, что он несомненно сразу станет успешным, «взрослым» со всеми атрибутами (костюм, портфель, мобильный телефон) и самостоятельным. На самом деле этих волшебных перемен не так легко добиться и недостаточно просто сменить обстановку детского сада на учебный класс. Очень опасно, если первоклассник с первых дней школьного обучения испытал чувство разочарования, тревоги или страха, начал избегать каких-то неприятных для себя школьных ситуаций. Возможно, эти ситуации даже не будут связаны с тем, что он плохо читает, считает или пишет. А ведь формированию данных навыков родители отдают основное предпочтение в предшкольной подготовке, забывая о физиологической, эмоционально-волевой, мотивационной, социально-психологической её составляющих.
Цель предшкольной подготовки состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании её универсальных психологических предпосылок. Дошкольника к его новой роли надо готовить заранее, и помочь ему в этом должны прежде всего родители.
Ещё до поступления в школу в отношении ребёнка необходимо обеспечить согласованность и единство образовательных и воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи. От этого зависит благополучие ребёнка в дошкольном детстве и в период адаптации в школе. Со своей стороны педагоги дошкольного образовательного учреждения и школы обеспечивают условия для преемственности и непрерывности в организацииработы между дошкольным и начальным звеном образования в переходный период. А также создают условия для сотрудничества с родителями ирассчитывают на их активное включение в подготовительный процесс, стараются вооружить их основами педагогических знаний, оказать помощьсемье посредством консультаций и разъяснений, организовать встречи с будущими учителями, объяснить суть подготовки к систематическим учебным занятиям, предупредить родителей о наиболее распространенных ошибках и просчётах, вследствие которых у детей может сформироваться неумение и нежелание учиться. Но возникает вопрос: готовы ли родители к такому сотрудничеству?
Многие родители, озабоченные экономическими проблемами и бытовыми хлопотами, стремятся переложить ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение. Они считают, что подготовкой ребёнка к школе должно заниматься ДОУ, где работают квалифицированныеспециалисты, применяющие специальные программы в соответствующих условиях. Однако это не совсем так, потому что у ДОУ и у родителей в этом процессе неодинаковые функциональные роли. Верно то, что посещение перед школой ребёнком детского сада во многом целесообразнее, чем домашняя подготовка к школе. Но вместе с тем роль родителей не сводится только к тому, чтобы оформить ребёнка в ДОУ. На мой взгляд заботливые родители не просто интересуются программой детского сада и усвоением её ребёнком, а интуитивно понимают свою незаменимую роль в том, чтобы создать благоприятную обстановку в семье для развития ребенка, разнообразить его впечатления о мире, который гораздо шире, чем дом и садик. Родители дают безусловную любовь, приятие, заботу, то есть создают именно те условия безопасности, в которых ребёнку легче постигать новое, экспериментировать, интересоваться, проявлять свои способности.
Именно родители более внимательны к изменениям в настроении своего малыша, готовы тут же отреагировать и применить гибкие меры. Даже не имея высокой педагогической компетенции, родители могут проявить озабоченность, если у ребёнка появились «странные» особенности в поведении и психике. Чтобы не тревожиться напрасно, но и не допустить развития нарушений, чуткие родители вовремя обращаются за консультациями к специалистам. Роль родителей ещё и в том, чтобы до поступления в школу ребёнок прошёл медицинское обследование, а при необходимости и лечение, поскольку предстоящие школьные нагрузки могут осложнить его состояние и привести к формированию тяжёлых патологий. В любом случае необходимо развивать малыша физически, закалять и организовывать подходящую для него подвижную деятельность (спорт, игры).
На мой взгляд на протяжении всего дошкольного детства семейное воспитание может быть соотнесено с тем, что предстоит ребёнку в школе. Например, даже смена привычного для ребёнка режима дня, который служит для укрепления здоровья и организовывает его деятельность до поступления в школу, может выбить его «из колеи», тем хуже если режима у ребёнка не было вовсе, и он не привык к распорядку. То же относится и к особенностям питания дошкольника, к определённым ограничениям в рационе и привычкам. Родители должны понимать, что если ребёнок не приучен к питанию по режиму и соответствующему для детей столу, то в школе столкнётся с выбором: либо остаться голодным, либо страдать от необычного и неприятного для него рациона школьного питания. Казалось бы, о таких вещах родители не задумывались, а это тоже влияет на самочувствие и настроение ребёнка, а в конечном счёте станет одним из факторов его адаптации.
Трудности вхождения в школьную жизнь могут быть связаны с неумением устанавливать контакт со сверстниками, взаимодействовать с детьми в коллективе. Поэтому задача родителей задолго до начала школьного обучения научить ребенка доброжелательности, справедливости, сопереживанию, взаимопониманию, щедрости. В семье осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители являются авторитетами и образцами поведения, поэтому они естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания и идентификации. Конечно же большое значение для формирования свойств личности ребёнка оказывает литература. Если родители беседуют с ребёнком с использованием литературных примеров, читают, причём не только сказки, но и произведения о поступках сверстников, тем самым развивают у дошкольника речь и произношение, мышление, память, внимание, воображение, формируют познавательные интересы, навыки общения и взаимодействия. Ребёнок учится воспринимать литературу, усваивает обороты речи, познаёт новые явления, выстраивает причинно-следственные связи. Полезно обсуждать прочитанное с ребёнком, задавать вопросы, просить оценить поведение героя или рассказать историю кому-то из близких (пересказ), представить что будет по сюжету дальше; обращаться к теме произведения через некоторое время снова, чтобы провести сравнения с реальной окружающей обстановкой или ситуацией «как в том рассказе». Хорошо, если родители умеют подбирать детскую литературу, которая могла бы помочь ребёнку, например, справиться с какими-то волнующими его вопросами или переживаниями: сложной ситуацией общения со сверстниками, развитием качеств характера, полоролевой идентичности и т.д. Всё это очень обогащает речь дошкольника, делает её ярче, образнее, логичнее, но вместе с тем развивает и другие психические функции, а также формирует свойства личности ребёнка: характер, волю, воображение. Для родителя это занятие не представляет особого труда и не занимает много времени, а пользы от таких регулярных занятий довольно много. Экскурсии и прогулки, совершаемые с родителями (всей семьёй), разнообразят впечатления ребёнка, удовлетворяют потребности в новизне, расширяют кругозор, особенно когда родители объясняют явления природы, которые вызвали интерес у ребёнка. Не стоит преуменьшать роль интеллектуальной составляющей в подготовке дошкольника к обучению. Этим обязательно тоже необходимо заниматься. Но для формирования необходимого школьнику уровня когнитивного развития как раз и важно развитие познавательной потребности ребёнка, поддержание любознательности. А приобщение ребёнка в семье к бытовым делам, формирует у него столь важное качество для успешного обучения в школе как трудолюбие.
Обобщая всё сказанное, представляю прозаическую картину обычной семьи с дошкольником, которая всё своё семейное (свободное от работы и детского сада) время продуктивно проводит вместе. Мама, занимаясь хлопотами на кухне, рассказывает ребёнку интересные поучительные истории, например о происхождении картофеля или пряностей, ребёнку разрешается включаться в процесс приготовления (что-нибудь размешивать, возиться с кусочком теста), он увлечён и не таскает печенье, а затем ещё помогает накрыть на стол. Во время ужина все вместе обсуждают какое-то общее семейное дело (как поедут полоть картошку, а после порыбачат на речке). Конечно же после ужина папа с ребёнком убирают со стола и моют посуду, оба поощряются, семья готова играть в настольную игру на внимание. Немного позже все вместе идут прогуляться с питомцем и немного порезвиться на воздухе, а ещё пересчитать все скамейки на бульваре, прочитать название улицы и понять в честь кого онаназвана, выяснить как знакомятся собаки и как люди, рассмотреть с какой стороны прячется на ночь солнце и т.д. Дома ребёнок моет собаке лапы и свои руки тоже, и бежит играть в конструктор с братом, а перед сном, когда конструктор прибран, папа читает им интересную книгу про морские приключения и, конечно, эти приключения станут сюжетом завтрашней игры. Идиллия? А разве это сложно и так не бывает?
Я верю, что у такого ребёнка не возникнет трудностей в адаптации к школе. А вы в это верите?